НДС

Налог - замечательный, эффект – отрицательный

Во-первых, он один заменяет множество разных косвенных налогов на разные товары и услуги, вместо множества разных налогов, налоговых режимов, налоговых ставок, льгот, он устанавливает один налоговый режим и одну налоговую ставку. Во-вторых, он вводит один единый режим таможенного регулирования, при котором таможенные пошлины в принципе уже не нужны. В-третьих, он консолидирует подоходное налогообложение, устанавливая единую ставку и единый режим налогообложения.
Налог - замечательный, эффект – отрицательный
Владимир Кашин, д.э.н., государственный советник налоговой службы II ранга, профессор Российского экономического университета им. Плеханова. Фото из архива В. Кашина

НДС – замечательный налог. Во-первых, он один заменяет множество разных косвенных налогов на разные товары и услуги, вместо множества разных налогов, налоговых режимов, налоговых ставок, льгот, он устанавливает один налоговый режим и одну налоговую ставку. Во-вторых, он вводит один единый режим таможенного регулирования, при котором таможенные пошлины в принципе уже не нужны. В-третьих, он консолидирует подоходное налогообложение, устанавливая единую ставку и единый режим налогообложения как для прибыли предприятия, так и для доходов работников. Т.е., отдельные налоги для налогообложения прибыли и заработной платы уже не нужны. В-четвертых, этот налог устраняет необходимость в применении особого налогового учета для предпринимателей: для его расчета нужно знать только выручку и сумму материальных затрат за определенный отчетный период. При такой ситуации, если предприятие ведет все свои расчеты через один банк, ему в принципе нет необходимости и вообще в ведении бухгалтерского учета. Все, что нужно для НДС, есть в оборотной справке банка, ему можно поручить и ведение расчета налога, и само его перечисление в казну. В-пятых, это налог максимально поощряет экспорт – продавай все, что можешь за рубеж и получай с каждой поставки премию наличными в сумме действующей ставки налога. И есть еще, что отметить - и в-шестых, и в-седьмых, и т.д.

В общем, не налог, а мечта всякого предпринимателя! Жаль, не все в нашей стране со мной согласны. Давайте выслушаем несогласных.

1. Они утверждают, остались и акцизы, и таможенные пошлины, и государственная пошлина (старинный гербовый налог).

2. В нашем НДС не одна, а, как минимум, четыре ставки: 18 %, 10 %, 0 %, и еще есть «необложение налогом». И режим тоже не один, а те же четыре: товары и услуги, облагаемые налогом, товары и услуги, не облагаемые налогом, экспорт и импорт в дальнее зарубежье, и экспорт и импорт в страны Таможенного союза.

3. У нас для прибыли предпринимателей применяется и налог на прибыль (двойное налогообложение, в принципе запрещенное нашим Налоговым кодексом), а для заработков работников – еще и НДФЛ и социальные взносы (тройное налогообложение).

4. И налоговый учет у нас остается, и бухгалтерский учет таков, что для его ведения нужно втрое-вчетверо больше счетоводов-бухгалтеров, чем в других странах, и еще НДС создает массу проблем с ведением и проверкой счетов-фактур. И даже, если предприятие ведет все расчеты только через один банк и все – безналично, это никак не гарантирует его от неожиданных налетов налоговых инспекторов, имеющих дурную привычку штрафовать предприятия за ошибки, допущенные даже не ими самими, а их предприятиями-контрагентами. И именно – по линии НДС.

В общем, получается какое-то разночтение – об одном и том же налоге ли мы говорим?

А у экономистов-политэкономов (которых сейчас перекрестили в макроэкономистов)  есть и более принципиальные возражения против НДС. Первое – это то, что этот налог, в отличие от всех прежних косвенных налогов, непосредственно затрагивает и сферу производства средств производства. Что из этого вытекает, поясним на простом примере. Вот был налог на зерно («налог на хлеб»). Кузнец изготовил плуг, крестьянин вспахал землю, собрал урожай – и вот ему говорят: плати налог. Какой это налог, высокий ли маленький, спрашивать это уже поздно, конечный продукт произведен, придется делиться с государством (правда, если налог очень высокий, мужик пойдет бунтовать, а не сеять).

И теперь при НДС. Тракторопроизводитель имеет сумму денег (оборотные средства), достаточную для закупки стали на 100 тракторов. А ему говорят: за сталь надо заплатить на 18 % больше (плюс НДС). И что он сделает? Он купит стали на 18 % меньше, соответственно – произведет меньше тракторов, фермер вспашет меньше земли, вырастит меньше зерна, и на нашем общем столе будет меньше хлеба. Государство, конечно, свою долю возьмет, но и его доля тогда тоже будет меньше на 18 %.

Да, нам тут же объяснят, что нашему тракторопроизводителю надо просто подождать: когда он продаст свои тракторы, он получит и полное возмещение уплаченной суммы налога. Но какой у него цикл производства – месяц, два, три? А если предприятие производит тяжелые машины, прессы, суда, где цикл производства может быть и год, и два? У него нет выхода, как только сокращать соответственно производство. А там свои правила. Для некоторых производств есть технологические ограничения, которые определяют минимальный объем выпуска продукции, определяющий прибыльность этой деятельности. К примеру, автосборочный завод прибылен при выпуске 100 тысяч автомобилей в год. 92 тысячи – и он уже убыточен. Его надо просто закрывать.

Конечно, в торговле не так. Товары прибывают, выкладываются на прилавки, продаются, счета на их оплату и суммы денег, полученных от покупателей, фактически «встречаются» в одном и том отчете предприятия по НДС. Встречаются – и тут же, действительно, взаимопогашаются.

Понимают ли наши госфинансисты в принципе эту проблему? Понимают – но только для банков. Поэтому банки у нас и освобождены от НДС. Итак, для торговли и банкиров НДС хорош – и даже очень. 

Второе – это стимулирование через НДС экспорта. У нас практически весь экспорт – сырьевой, а это, в понимании серьезных экономистов, не производство, а перемещение наших природных запасов в руки иностранных предпринимателей.  У американцев есть такой термин – «истощение природных богатств», вот как раз этим мы и занимаемся. Надо ли такую деятельность стимулировать – большой вопрос.

Китайцы считают, что нет, не надо – и они возмещают НДС только при экспорте продукции с высокой добавленной стоимостью. Интересно, что у нас есть экспорт готовой продукции – вывоз иностранными туристами товаров, приобретенных в наших магазинах, но как раз здесь премия в виде возврата НДС не предусмотрена. Опять же, во всех других странах, применяющих НДС, такое стимулирование экспорта (и туризма!) везде предусмотрено.

И третье - проблемы с мошенничеством при НДС. Есть разные оценки собираемости НДС – от 85 % до 25 %. Бесспорно – и это признают даже официальные органы – велики размеры мошенничества при экспорте: государство при этом переплачивает до 40 % из общей сумме возвратов по НДС. Обходят НДС и при импорте: опять же, только по официальным данным, по некоторым товарным позициям контрабанда составляет до 40 % - 60 % от общего объема ввоза. Есть еще масса схем и всяких «химий» в строительстве, в торговле, на транспорте, с применением фирм-однодневок, и т.д., что дает основание экспертам признавать НДС наиболее проблемным и чрезвычайно коррупционно-генным налогом.    

Итак, если подвести некоторые итоги, то мы видим следующую ситуацию. С НДС у нас есть две группы проблем. Первая, это - неправильное применение НДС, и оно очевидно, если сравнить нашу практику и применение НДС в других странах. Но с этим можно бороться, и это можно исправить.

Но вот вторая группа проблем – в том, что этот налог абсолютно не годится для условий нашей страны (с «дырявыми» границами, с постоянной инфляцией, с запредельно высокими ставками кредитования для предприятий, и т.д.) и категорически не адекватен нынешней нашей ситуации (нам совсем не нужно стимулировать банки и вывоз сырья, равно как и продолжать кормить взяточников и коррупционеров) – с ней сложнее. Здесь надо менять и ситуацию, и условия. А может быть, даже и страну – т.е, оставить налог, убрать Россию, или наоборот, оставить Россию, убрать налог. Так сказать, варианты – на выбор.

Итак, повторим, НДС – замечательный налог. Это - в принципе. И  для РФ это тоже замечательный налог, он замечателен тем, что позволяет быстро и бесповоротно уничтожить промышленный потенциал страны, заменив его простой, легкой и удобной моделью «продал сырье – купил готовый продукт». Просто считать – для государственных экономистов, легко управлять – сиди на границе и считай вагоны, и удобно для демократической власти – «хочешь есть - голосуй правильно».

Но в мире нет ничего идеального. И у нас в этой модели есть некоторые дефекты. Но дефекты разные – если смотреть с позиции власти, и с позиции народа. С позиции власти – для вывоза сырья много народа не нужно. И пенсионеров не надо лечить, и детей не надо учить. А дворников и продавцов будем набирать из мигрантов.

С позиции народа – сырье вывозят, заводы закрывают, поля зарастают бурьяном. Вроде – плохо. Но пока пособия и пенсии платят – вроде и не так чтобы очень.

А когда нефть и газ кончатся? Ну, до этого еще надо дожить. 

Итак, пора перейти и к выводам. Главный – страна так дальше жить не может, НДС – это катастрофа, растянутая во времени. Что надо делать – ясно: надо не применять НДС. Но вот как этого достичь - другой разговор...А у вас есть мысли по этому вопросу?

Комментарии

8
  • Над. К

    Цитата:
    "Т.е., отдельные налоги для налогообложения прибыли и заработной платы уже не нужны. "

    Это в какой стране НДС заменяет налоги на доходы?
  • Александр Х

    То, что НДС облагается прибыль и зарплата было понятно еще при его введении. Но 63% не красивая цифра. А 35% налог на прибыль и 28% НДС по отдельности не так уж страшно.

  • Лапкинс
    Упрощенка, доходы минус расходы. Конечно, мошенничество везде возможно, зато документооборот упрощается.