2015 год принесет организациям немало нового в плане отношений с налоговой службой. С одной стороны, декларации по НДС резко увеличатся в размерах, с другой – отвечать на требования инспекции по предоставлению документов придется незамедлительно, иначе штраф. О том, как налогоплательщикам выплыть из этого бурного потока, не разбившись о подводные камни, корреспонденту ИА "Клерк.Ру" Сергею Васильеву рассказал Александр Тупицын, технический директор компании «Такском».
Книги покупок-продаж в составе декларации по НДС
Как известно, с 1 января 2015 года вступает в силу положение закона №134-ФЗ, по которому все электронные декларации НДС должны будут содержать информацию из книги покупок-продаж. Налоговые органы, в свою очередь, будут запрашивать у налогоплательщиков первичные документы и аналитические регистры, если обнаружат, что информация об одной и той же сделке у разных контрагентов не совпадает.
- Поначалу новость о включении информации из книги покупок-продаж в электронную декларацию вызвало у налогоплательщиков то ли ужас, то ли нервный смех. Сегодня все уже привыкли и смирились с неизбежностью, но все же, насколько гладко, на ваш взгляд, пройдет следующей весной массовый переход на новую форму отчетности?
- Нововведения в НК очень серьезно меняет процесс - как для пользователей, так и для операторов электронного документооборота. Ну, прежде всего, налогоплательщики должны убедиться, что используемая ими программа умеет формировать декларации по НДС с информацией из этих книг в тех форматах, которые требует ФНС.
Книга покупок-продаж, по сути своей - реестр счетов-фактур. И размер декларации, к которой приложена такая информация, увеличивается буквально на порядки. Мы к этому серьезно готовимся, совместно с ФНС проводим тестирование. Но все равно ожидаем, что процесс может быть не очень гладким. Тут накладывается то, что параллельно в этом году ФНС переходит на принципиально новую технологию информационного обмена внутри себя самой. Ранее система приема отчетности строилась по регионам: в каждом из них свой сервер приема, который что-то принимал, распределял по инспекциям, по рабочим местам. А в этом году идет переход на централизованную технологию. Один центр обработки данных в Москве, одна точка приема. Нагрузка на такой ресурс серьезно возрастает, как и требования к его живучести, производительности, надежности. Половина отчетности за второй квартал уже пошла в ЦОД, за третий квартал – пойдет туда полностью. Пока что мы наблюдаем периодические сбои.
Первые декларации НДС по новому стандарту пойдут в апреле 2015-го.
Их объем влияет не только на время доставки, там по-другому надо работать с криптографией. Сейчас, когда файл шифруют или подписывают, он загружается в оперативную память компьютера. Новые файлы НДС могут по объему серьезно превышать размер памяти (у самых крупных организаций счет пойдет на терабайты). Мы со своей стороны серьезно поработали с клиентскими средствами и ожидаем, что и ФНС такую работу провела, и обмен будет работать устойчиво. Но как получится на самом деле - покажет только практика.
У ФНС, конечно, появляется опасный инструмент... В книгах у разных контрагентов операции рассинхронизированы, и может быть ситуация, когда у продавца сделка учтена в одном налоговом периоде, у покупателя в другом.
Из-за новых правил бизнес начинает чувствовать зависимость от учетной политики контрагентов. Могут обнаруживаться расхождения в декларациях, на которые сами организации повлиять не могут. Становится понятно, насколько необходим бизнесу в этих условиях электронный документооборот.
Новый порядок реагирования на электронные требования ФНС
Еще одно нововведение закона №134-ФЗ состоит в том, что с 1 января 2015 года ужесточается порядок работы налогоплательщиков с требованиями ФНС. Налоговая больше не обязана будет, как раньше, дублировать их на бумаге. Инспекции достаточно будет отправить в адрес налогоплательщика электронное требование, и если 6 дней спустя тот не подтвердит его получение, руководитель ИФНС получит право заблокировать операции по счетам организации (пункт 5.1 ст. 23 НК РФ).
- Александр, вы, как IT-компания, уже придумали для клиентов средство, которое позволит им не пропустить поступление требования?
- Опасность, как вы понимаете, действительно серьезная. До сих пор бухгалтеры включали программу, только когда наступала пора формировать отчетность. Теперь, чтобы не пропустить требование ИФНС, придется либо не выключать ее постоянно, либо пользоваться разработанным нами мобильным приложением-напоминалкой. Оно уже работает под Androidи iOS, в ближайшее время доделаем под Windows Phone, охватив, таким образом, все платформы.
С помощью такого приложения на смартфоне о приходе требования ФНС будут моментально оповещены все причастные лица: не только бухгалтер, непосредственно отвечающий за отправку документов, но и его начальник-главбух, которому все равно нести конечную ответственность.
Вторая функция приложения – выдавать информацию о результатах сдачи отчетности через оператора. Часто бухгалтеры отправляют ее в последний день, часа за три до дедлайна. И им важно знать, что они уложились в срок, потому что иначе штраф. Правда, сейчас, как известно, чтобы избежать штрафа, недостаточно сдать отчетность вовремя, надо еще и чтобы она была в правильном формате. Мы сами делаем предварительную проверку открытой, клиентской части и предупреждаем – мол, у вас то не так, это не так, а дальше уже клиент сам решает, что делать.
- То есть требования ФНС будут идти исключительно через оператора ЭДО. А если налогоплательщик отправлял последнюю отчетность через одного оператора, а потом сменил его на другого? Куда будет слать требования инспекция?
- До недавнего момента налоговики так и поступали - через кого отправлялась последняя отчетность, туда и отправляли потом электронное требование.
Но крупные организации часто подключаются сразу к нескольким операторам - один основной, другой резервный. В одном квартале отправили через одного, в другом через другого. Теперь налогоплательщик может отдельно указывать ИФНС, через какого оператора он хочет получать требования. Если же нет, то действует описанное выше правило.
Малый бизнес в следующем году ждет иная проблема. Сегодня распространена ситуация, когда ИП или маленькая организация не только пользуются бухгалтерскими услугами на аутсорсе, но и отправляют электронную отчетность через этого же так называемого налогового посредника. То есть другое юридическое лицо получает официальную доверенность на право представлять отчетность своего клиента и подписывать ее своей ЭП. И эта ЭП может быть одна для сотен, а то и тысяч клиентов.
Налогового посредника выбирают совершенно спонтанно: попросил отправить отчетность и забыл. А в следующем квартале (или вообще году, если отчетность раз в год) пойду к другому. Но у налоговой нет другого контакта налогоплательщика, кроме этого посредника. И требование будет направлено именно туда. А риски-то висят на конечном получателе. Со следующего года ему придется либо периодически осведомляться у посредника – не пришло ли чего из ФНС, либо отправлять отчетность самостоятельно.
Подтверждение налоговых льгот
Налоговая считает, что все эти процессы будут стимулировать бизнес переходить на ЭДО. В самом деле, если уж получено электронное требование, удобно не искать бумажные документы (хотя это право сохраняется), а отвечать на него так же электронно.
Еще один важный аспект – подтверждение налоговых льгот для участников внешнеэкономической деятельности (как правило, ставки НДС 0% для экспортеров). Сейчас она подтверждается путем предоставления всей первичной документации по сделке - это очень большой объем документов. Как первичка ФНС, так и таможенная декларация, плюс всякие сертификаты, контракты на поставки. Мы уже два года ведем пилотные проекты, в основном в Питере, по переводу этого процесса в электронный вид.
Налоговая к этому процессу тоже активно готовится и планирует принимать не сами документы, а их реестры. К примеру, не таможенную декларацию, а информацию о таможенной декларации - номер, дата и так далее.
Так вот, если вернуться к процессу истребования. Вы, допустим, изначально подтвердили нулевую ставку реестром документов. А налоговая по каким-то своим причинам вас просит предоставить такие-то и такие-то документы - тот самый контракт, ту самую таможенную декларацию, свидетельство... Документы эти, как уже говорилось, могут быть и бумажными. Но легче гораздо, когда они электронные.
Ведь бывают сложные схемы - у крупных организаций очень распространена практика, когда они сами не декларируют товары, этим занимается таможенный брокер. Какая-то часть документации может быть еще и у транспортной компании. Срок полгода, конечно, дается, но выгоднее переходить на ЭДО и не ждать по три месяца, когда там транспортная компания перевезет те или иные бумаги, звонить им, напоминать. Это серьезный выбор - 18% от сделки оставить себе или заплатить государству.
- И что же вы придумали?
Мы сейчас на базе 1С готовим такой специальный продукт - 1С Картотека. Он позволит аккумулировать из разных источников информацию и сами документы, которые по каким-то причинам нужно представлять в налоговую. Сегодня они могут находиться в абсолютно разных источниках. Бухгалтерские «живут» в одной учетной системе, документы по работе с поставщиками - в другой, по договорам - в третьей системе внутреннего документоборота. А запросить могут любой из них документ. В картотеке мы не будем дублировать сами документы, там будет фиксироваться только информация о них. Дескать, появился тогда-то, находится там-то.
- Под документом вы сейчас понимаете формализованную электронную копию, или же это может быть обычная бумажка?
- Налоговой сегодня можно предоставлять как оригинальные электронные документы, так и сканы бумажных. Но проще тотально отсканировать всю бумагу (посредством 1С Документооборот), каталогизировать ее и работать с этим архивом. Где, в какой базе документ лежит, всегда можно быстро найти.
К тому же порядок истребования предполагает, что я, отправляя скан в адрес налоговой, все равно должен приложить к нему карточку документа с основной информацией. От кого, кому, сумма, ставка НДС, другие налоги, дата, кто подписал. А карточку-то к моменту отправки нужно набрать руками. Хотя данные у меня уже есть - я же эту бумагу когда-то вбил у себя в бухгалтерию. И если бы я как-то позаботился и связал эти два процесса - вот скан, а вот данные - то не надо было бы тратить время и вручную набирать карточку.
А с 1С Картотекой будет так. Появился, скажем, в 1С бухгалтерии новый счет-фактура, а оригинал - это отсканированная бумага. И когда у меня его истребуют, я запрошу карточку вот отсюда, а сам образ - вот отсюда. Получается как бы не совсем полноценный электронный документооборот, нечто среднее. А потом я подумаю: а не упростить ли мне еще жизнь, и не перейти на нормальный ЭДО? Но процесс, конечно, инерционный, и еще очень долго будут у всех существовать и те и другие документы, в разном процентном соотношении.
Комментарии
1