Источник: Журнал "Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера"
С 01.01.2014 бюджетные учреждения вместо аттестации рабочих мест по условиям труда обязаны проводить специальную оценку условий труда. Напомним, что в соответствии с Законом об оценке труда[1] под специальной оценкой условий труда понимается единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Исходя из ст. 8 Закона об оценке труда обязанности по организации и финансированию специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Указанная процедура проводится совместно работодателем и организацией (организациями), соответствующей(ими) требованиям ст. 19 Закона об оценке труда и привлекаемым(ими) работодателем на основании гражданско-правового договора.
Специальная оценка условий труда на рабочем месте осуществляется не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено Законом об оценке труда. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
В силу закона оценке труда подлежат все рабочие места в организации. Напомним, что Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342н (далее – Порядок № 342н), предусматривается, что аттестации не подлежат рабочие места, на которых работники исключительно заняты на персональных электронно-вычислительных машинах (персональных компьютерах) и (или) эксплуатируют аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически, для нужд самой организации, иную офисную организационную технику, а также бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства.
Результаты специальной оценки условий труда оформляются отчетом, разрабатываемым организацией, проводящей оценку, который подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. При этом работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под подпись в срок не позднее 30 календарных дней со дня утверждения отчета.
Отчет составляется организацией, проводящей специальную оценку условий труда, подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии.
Член комиссии, который не согласен с результатами проведения специальной оценки условий труда, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к указанному отчету.
Сводные данные о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда, не позднее чем в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета должны быть размещены на сайте учреждения.
Согласно ч. 1 ст. 11 Закона об оценке труда в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, учреждение подает в государственную инспекцию труда по месту своего нахождения декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Эта декларация действительна в течение пяти лет со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. По истечении обозначенного срока и в случае отсутствия в период ее действия обстоятельств, названных в ч. 5 ст. 11 Закона об оценке труда, срок действия декларации считается продленным на следующие пять лет.
В силу ч. 5 ст. 11 Закона об оценке труда в случае, если в период действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда с работником, занятым на рабочем месте, в отношении которого принята данная декларация, произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или у него было выявлено профессиональное заболевание, причиной которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, в отношении такого рабочего места действие декларации прекращается и проводится внеплановая специальная оценка условий труда.
Иными словами, при отсутствии в учреждении несчастных случаев с работниками и фактов профессиональных заболеваний декларация может действовать бесконечно (будет автоматически продлеваться каждые пять лет). Напомним, что Порядком № 342н предусматривается проведение аттестации каждые пять лет.
Форма и порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда установлены Приказом Минтруда РФ от 07.02.2014 № 80н. Декларация оформляется в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса по результатам осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не выявлены. Она подается в государственную инспекцию труда в субъекте РФ по месту нахождения учреждения лично или направляется почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах, в отношении которых подается декларация. Заметим, что декларация может быть подана в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью работодателя, посредством заполнения формы декларации на официальном сайте Роструда в Интернете.
В комментируемом Письме от 23.06.2014 № 15-1/В-724 «О заполнении декларации соответствия условий труда» Минтрудом разъяснены отдельные вопросы заполнения данной декларации. В частности, отмечено, что при заполнении декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда необходимо указывать полное наименование юридического лица, подающего декларацию, и его фактический адрес в соответствии с уставными документами, независимо от наличия у него представительств (филиалов).
Кроме того, при заполнении декларации в части описания рабочих мест наименование должности, профессии или специальности работника (работников), занятых на декларируемом рабочем месте, а также численность занятых на нем работников указываются согласно карте специальной оценки условий труда данного рабочего места. При этом непосредственное наименование профессии (должности) работников, а также учет рабочих мест осуществляются работодателем самостоятельно с учетом требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Индивидуальный номер рабочего места указывается в соответствии с первой графой Перечня рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда (далее – Перечень). При наличии аналогичных декларируемых рабочих мест указываются их порядковые номера с добавлением прописной буквы «А» согласно данным четвертой графы Перечня.
Перечень и карта специальной оценки условий труда являются частью отчета о проведении специальной оценки условий труда.
При заполнении строки «Реквизиты заключения эксперта организации, проводившей специальную оценку условий труда» необходимо указать:
- фамилию и инициалы выполнившего идентификацию потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на декларируемом рабочем месте эксперта организации, проводившей специальную оценку условий труда;
- дату и номер экспертного заключения, на основании которого принято решение о декларировании.
Напомним, что Минтрудом осуществляются формирование и ведение реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда, и реестра экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда (ст. 21 Закона о специальной оценке условий труда).
В заключении отметим, что за нарушение законодательства о труде возможно привлечение к ответственности в виде штрафа в размере от 1 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности организации на срок до 90 суток. Более того, если должностное лицо, ранее подвергнутое административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, снова совершит проступок, оно может быть дисквалифицировано (ст. 5.27 КоАП РФ).
[1]Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Начать дискуссию