Несмотря на то что компактная контрольно-кассовая техника с автономным питанием достаточно давно и успешно используется магазинами при дистанционной торговле, некоторые вопросы регистрации и применения таких кассовых аппаратов до сих пор остаются неоднозначными.
Рассмотрим следующую ситуацию. Интернет-магазин, являющийся обособленным подразделением ООО «Б» (далее — Интернет-магазин), зарегистрирован в Москве и занимается реализацией товаров дистанционным способом; доставка товаров покупателям осуществляется курьером. В момент получения курьером денежных средств покупателю пробивается фискальный чек с помощью компактной контрольно-кассовой техники с автономным питанием (далее — компактная ККТ). Данная ККТ Интернет-магазина зарегистрирована в налоговом органе по месту регистрации обособленного подразделения — в г. Москве.
ООО «Б» имеет также региональные Интернет-магазины (далее — РИМ) на территории Российской Федерации, располагающиеся при розничных магазинах ООО «Б». Компактная ККТ, используемая РИМ, зарегистрирована по адресу местонахождения обособленного подразделения — розничного магазина ООО «Б».
Доставка товара покупателям как из Интернет-магазина, так и из РИМ осуществляется в ближайшие города, которые могут находиться в разных субъектах Российской Федерации.
Проанализируем, является ли то обстоятельство, что фискальный чек, выданный покупателю в одном субъекте РФ, выбит на компактной ККТ, которая зарегистрирована в другом субъекте РФ, нарушением действующего законодательства в части регистрации и применения ККТ и какая ответственность установлена за нарушение порядка регистрации и применения ККТ.
О порядке регистрации и применения компактной ККТ
Порядок государственной регистрации и применения ККТ установлен Законом о применении ККТ[1], Положением о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями (далее — Положение)[2], а также Административным регламентом предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации[3] (далее — Административный регламент).
Кроме того, следует учитывать разъяснения территориальных налоговых органов, которые хотя и не являются нормативно-правовыми актами, однако их выполнение налогоплательщиком является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения (п. 2 ст. 111 НК РФ).
По общему правилу ККТ, применяемая организациями (за исключением кредитных организаций)[4], должна быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации в качестве налогоплательщика (п. 1 ст. 4 Закона о применении ККТ).
Используемая обособленным подразделением заявителя-организации ККТ регистрируется в территориальном налоговом органе по местонахождению соответствующего обособленного подразделения (п. 21 Административного регламента).
Отметим, чтосогласно разъяснениям ФНС России[5] в случае реализации товаров дистанционным способом (в том числе через интернет-магазины) организации обязаны применять ККТ и выдавать покупателям отпечатанные такой ККТ кассовые чеки непосредственно в момент оплаты товаров. Выдача покупателям кассовых чеков, отпечатанных ККТ ранее чем за пять минут до реального времени наличного денежного расчета и (или) расчета с использованием платежных карт, а равно копий кассовых чеков, отпечатанных ККТ, не допускается.
Действующее законодательство не содержит специальных требований к месту государственной регистрации компактной ККТ. Следовательно, применяется общий порядок, при котором государственная регистрация компактной ККТ должна производиться по местонахождению юридического лица или его обособленного подразделения.
При этом налоговые органы разъясняют, что, если в период эксплуатации ККТ происходит изменение места установки ККТ, налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговую инспекцию, которая должна внести изменения в карточку регистрации ККТ — документ, выдающийся пользователю ККТ налоговым органом при регистрации ККТ, а также в книгу учета ККТ[6].
Однако в силу особенностей использования компактных ККТ при дистанционной торговле указать постоянное местонахождение компактной ККТ не представляется возможным.
В связи с этим УФНС России по г. Москве[7] разъяснило порядок заполнения карточки регистрации с учетом особенностей компактной ККТ.
Указывается, что организация, которая ведет торговую деятельность разъездного характера (на принципах развозной и разносной торговли), где реализация товаров происходит вне стационарной розничной сети путем непосредственного контакта продавца с покупателем в организациях, на транспорте, на дому, на улице, а также с использованием специально оборудованных для торговли транспортных средств, обязана в общеустановленном порядке при осуществлении наличных денежных расчетов применять ККТ[8].
В этом случае налоговый орган в карточке регистрации ККТ в строке «Установлена по адресу» указывает юридический адрес организации, вид выездной деятельности — торговля (оказание услуг), вид объекта торговли (оказания услуг).
Таким образом, согласно разъяснениям УФНС России по г. Москве в случае осуществления пользователем ККТ дистанционной торговли необходимо, чтобы налоговый орган в карточке регистрации ККТ[9] указал в строке «Установлена по адресу» не только адрес установки ККТ, но и вид деятельности организации — выездная торговля.
Аналогичный вывод следует из сложившейся судебной практики поМосковскому округу (см., например, Решение Московского городского суда от 6 ноября 2013 г. по делу № 7-3305, Постановления Девятого ААС от 18 октября 2013 г. № 09АП-31048/2013, от 15 августа 2013 г. № 09АП-23661/2013).
Однако разъяснений, а также судебной практики по другим регионам по данной тематике в общедоступных источниках не выявлено.
В связи с этим полагаем, что, если у организации либо обособленного подразделения возникнет вопрос о порядке заполнения карточки регистрации компактных ККТ в случае осуществления торговли разъездного характера, целесообразно обратиться в территориальный налоговый орган по месту регистрации соответствующей ККТ с запросом о предоставлении письменных разъяснений по указанному вопросу.
Соответствующие разъяснения должны быть предоставлены налоговым органом в течение 30 календарных дней со дня регистрации запроса в инспекции ФНС России. При необходимости срок рассмотрения письменного запроса может быть продлен начальником (заместителем начальника) инспекции ФНС России, но не более чем на 30 календарных дней, с обязательным информированием заявителя о продлении срока рассмотрения такого запроса с указанием причин продления срока не позднее чем за три рабочих дня до истечения срока его исполнения[10].
Чтобы налоговый орган внес в карточку регистрации ККТ необходимые сведения о разъездном характере торговли пользователя ККТ, необходимо предоставить в налоговый орган сведения о характере торговли. Представляется, что это может быть сделано при подаче в налоговый орган заявления о регистрации ККТ[11].
Раздел 2 заявления, содержащий сведения об адресе места установки ККТ, не позволяет указывать иную информацию помимо адреса. Документы, устанавливающие порядок заполнения заявления (письма ФНС России от 3 апреля 2012 г. № АС-4-2/5537@ «О заполнении заявления о регистрации контрольно-кассовой техники», от 21 марта 2012 г. № АС-4-2/4767), также не разъясняют порядок и место указания в заявлении на выездной характер торговли.
В связи с этим такой порядок может зависеть от практики работы конкретного территориального налогового органа. Следовательно, необходимо уточнить порядок заполнения заявления в том территориальном налоговом органе, в котором будет осуществляться регистрация компактной ККТ. Вероятно, указание на выездной характер торговли может быть сделано в сопроводительном письме к заявлению.
Таким образом, считаем, что выдача покупателю в одном субъекте Федерации фискального чека, выбитого на компактной ККТ, которая зарегистрирована в другом субъекте Российской Федерации, не является нарушением действующего законодательства в части регистрации и применения ККТ при условии соблюдения требований к порядку заполнения карточки регистрации ККТ, установленных письменными разъяснениями УФНС России по г. Москве.
Поскольку в настоящий момент это единственные разъяснения, нельзя исключать вероятности, что территориальные налоговые органы могут занять иную позицию по данному вопросу. В связи с этим целесообразно получить соответствующие письменные разъяснения в территориальных налоговых органах по месту регистрации компактных ККТ.
Об ответственности за нарушение порядка регистрации и применения ККТ
В случае применения ККТ, которая используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, организация может быть привлечена к ответственности на основании п. 2 ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде предупреждения или наложения административного штрафа: на должностных лиц — от 3000 до 4000 руб., на юридических лиц — от 30 000 до 40 000 руб.
При этом под должностными лицами организации имеются в виду руководители и другие работники организаций, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (ст. 2.4 КоАП РФ).
[1] Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».
[2] Утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. № 470 «Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями».
[3] Утвержден приказом Минфина России от 29 июня 2012 г. № 94н «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации».
[4] За исключением ККТ в составе платежных терминалов, применяемых платежными агентами и банковскими платежными агентами, субагентами, и банкоматов, применяемых банковскими платежными агентами.
[5] Письмо ФНС России от 10 июля 2013 г. № АС-4-2/12406@ «О применении ККТ».
[6] Письмо УФНС России по г. Москве от 2 марта 2011 г. № 17-26/019349@ «Об установке контрольно-кассовой техники».
[7] Письмо УФНС России по г. Москве от 22 сентября 2003 г. № 29-12/51732.
[8] Письмо УФНС России по г. Москве от 2 марта 2011 г. № 17-26/019349@.
[9] Форма карточки регистрации установлена приказом ФНС России от 9 апреля 2008 г. № ММ-3-2/152@.
[10] Пункт 93 приказа Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н «Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)».
[11] В силу п. 15 Положения для регистрации ККТ организация представляет в налоговый орган заявление о регистрации ККТ. Форма заявления в настоящее время установлена приказом ФНС России от 21 ноября 2011 г. № ММВ-7-2/891@.
Начать дискуссию