Всем известно, что «1С» постоянно совершенствует и обновляет свои программы. О том, как и почему меняются программы для расчета зарплаты и управления персоналом, главному редактору ИА «Клерк.Ру» Алене Туляковой рассказал Агиль Хыдыров, руководитель направления разработки программ для управления персоналом фирмы «1С».
- Агиль, предыдущая версия вашей программы называлась «1С:Зарплата и кадры 7.7», а текущая - «1С:Зарплата и управление персоналом 8». С чем связано замена «кадров» на «управление персоналом»?
- Продукт «1С:Зарплата и кадры 7.7» — разработка предыдущего поколения, на платформе «1С:Предприятие 7.7». В свое время он заслужил большую популярность, но был ориентирован исключительно на регламентированную законодательством функциональность: кадровое администрирование, зарплата и налоги.
При разработке программы «1С:Зарплата и управление персоналом 8» было решено вовлечь в систему не только кадровика и расчетчика, но и менеджера по персоналу. В ней появились такие инструменты, как, например, набор персонала, обучение, аттестация и др.
Сейчас программа поставляется в трех вариантах – Базовый, ПРОФ и КОРП. Используя первые два варианта поставки, вы сможете принять сотрудника на работу, оформить его в соответствии с трудовым законодательством, ввести табель учета времени, рассчитать зарплату, включая больничные, исполнительные листы. Кроме того, можно подготовить и сразу отправить в электронном виде полный комплект необходимой отчетности в ПФР, налоговую и другие контролирующие органы.
Третий вариант поставки программы оснащен еще и всеми необходимыми HRинструментами. Это кадровый резерв и управление талантами, обучение и оценка, грейды и KPI, аттестация, проектный учет расходов, охрана труда. Кроме того, возможно вести поиск кандидатов прямо в Интернете, прямо из программы сделать запрос в соответствии с открытой вакансией, а поиск будет выполняться сразу на нескольких основных рекрутинговых сайтах, таких как HeadHunter и Superjob. Это очень удобно, поскольку пользователю уже не надо переключаться между разными окнами.
Наконец, можно сравнивать различные схемы мотивации. Например, возможно узнать, как изменится мотивация отдела продаж, если мы сделаем бонус со следующего месяца не 3%, а 5%. Вводим изменения и в режиме реального времени смотрим, у кого какая зарплата в итоге получится. Сотрудники об этом еще не знают, а директор может уже получить реальные цифры и сделать необходимые выводы.
Кстати, КОРП совсем не означает, что продукт ориентирован только на корпорации и холдинги. Версия предназначена и для некрупных, но быстрорастущих компаний, которые хотят получить больше конкурентных преимуществ за счет более эффективной работы с персоналом.
- Базовая версия предусматривает использование ее только одним человеком. А на какое количество учитываемых сотрудников она рассчитана?
- Базовая версия не содержит ограничения на количество учитываемых сотрудников. А в двух следующих версиях поставки нет ограничений ни по количеству сотрудников, ни по количеству одновременно работающих пользователей.
- При какой же численности сотрудников предприятиям стоит рассматривать покупку версий ПРОФ и КОРП?
- Ну, с базовой версией все более или менее понятно: это однопользовательский продукт, ориентированный на маленькие компании, где один пользователь является и расчетчиком, и кадровиком. В одной информационной базе можно вести учет только одной организации. В поставку не входит конфигуратор 1С:Предприятия, т.е. пользователь не может изменять алгоритмы работы поставляемого нами типового решения, ему доступна только настройка некоторых параметров системы. У базовой версии ограничены возможности работы через Интернет, невозможно создать распределенную информационную систему, т.е. создать, например, два узла в разных офисах не получится. Если требуется что-то большее, например, организовать работу хотя бы двух пользователей в одной базе или отразить в системе особенности работы организации, не предусмотренные в типовом решении - нужно рассматривать другие варианты поставки.
- А каковы критерии перехода от ПРОФ к КОРП-версии?
Если роль HR в компании выполняет первое лицо (что нередко бывает), если директор сам набирает людей, проводит собеседования, оценивает и мотивирует, держит все ключевые характеристики работников в голове или блокноте, то у него нет необходимость включать в эту работу дополнительных лиц. В таком случае руководитель сам достаточно хорошо представляет сильные и слабые стороны каждого работника и видит, кто как работает. Соответственно, такой организации достаточно «зарплатно-кадровых» возможностей ПРОФ-версии, и не нужны дополнительные HR-инструменты.
Однако, как только эти функции передаются менеджеру по персоналу, как только возникает необходимость оценивать и согласовывать кандидатов, как только появляется желание анализировать материальную мотивацию сотрудников, или, к примеру, оценить расходы на персонал по проектам, то у руководителя появляется выбор: либо управляться со всем этим в каких-то разрозненных программах, в электронных таблицах, в переписке по электронной почте, либо задействовать «1С:Зарплата и управление персоналом» в версии КОРП.
- Агиль, что касается сайтов по поиску сотрудников – работодателям, использующим вашу программу, ведь все равно придется регистрироваться на этих порталах и оплачивать доступ?
- Да, если ресурс платный, то доступ придется покупать. Впрочем, есть и бесплатные для работодателей популярные ресурсы.
Просто у менеджера по персоналу есть выбор: либо через браузер зайти на каждый сайт, выполнить там поиск кандидатов и затем обработать результаты, либо из окна нашей программы сформулировать запрос, а программа сама обратится к сайтам, соберет анкеты-резюме, покажет их в едином списке, где можно этих кандидатов между собой сравнить.
И самое важное – понравившегося кандидата, с которым менеджер по персоналу намерен продолжить работу, программа позволяет «втянуть» в себя, то есть автоматически импортирует его данные в систему. Если же работать непосредственно с сайтом, то придется переносить каждую анкету из браузера вручную.
- У меня складывается ощущение, что, как говорится, тупой станет еще тупее. То есть вы делаете все для того, чтобы сотрудники вообще не думали. Нажал кнопочку, и не нужно заходить на три разных сайта, программа сама все сделает в одном окне. Сама найдет, сама сравнит, сама выберет…
- Мы просто заботимся о том, чтобы труд менеджеров по персоналу, которым приходится обрабатывать десятки и сотни резюме, был удобным, простым и понятным. Чтобы им не приходилось на одну и ту же рутинную операцию тратить много времени. Поверьте, у них и так нелегкая работа, а наш функционал ее здорово облегчает.
- А как организован переход с программы «1С:Зарплата и кадры 7.7» на программу «1С:Зарплата и управление персоналом 8»? Есть какие-то сложности? Сотрудники обычно очень не любят переходы на новые программы или даже на новые версии используемых программ.
- Вообще, современные программы для автоматизации и учета изначально ориентированы на обычного пользователя, в том числе начинающего. Система, конечно, содержит специализированные термины, но для тех, кто с ними не знаком, в нашем интерфейсе есть популярные разъяснения. Наши формы снабжены большим количеством подсказок, информационных надписей. И если театр начинается с вешалки, то наша программа — со стартового помощника. Так вот на первой же его странице вопрос: «Вы пользовались раньше нашими продуктами?». «Если «да», то мы перенесем ваши данные».
При этом мы стараемся, чтобы после переноса данных новая программа выглядела таким образом, будто бы учет изначально велся прямо в ней. Например, переносятся не только отдельные карточки сотрудников, но и воссоздаются приказы о приеме на работу, кадровые переводы, увольнения. Есть и история изменений начислений, и данные для расчета средней заработной платы. У нас еще не все до конца сделано в этом направлении, но мы к этому стремимся.
Не буду лукавить, здесь есть проблемы. Наши программы очень гибкие и пользователи иногда отражают в своих информационных базах такие хитросплетения, варианты и нюансы, которые нам не всегда удается предвидеть. Но мы стараемся оперативно реагировать на проблемы, публикуем обновления. Цикл их разработки в среднем длится месяц, иногда обновления выходят даже чаще. За год может выйти, например, 17 версий «Зарплаты и управления персоналом».
- Агиль, почему так много и как простому пользователю за всем этим успеть?
- Во-первых, продолжает изменяться законодательство, не было еще месяца без каких-то изменений, требующих отражения в системе. Вот недавно пользователи начали спрашивать о Декларации соответствия рабочих мест условиям труда. То, что раньше называлось аттестацией рабочих мест, сейчас называется специальной оценкой условий труда. Появляется новая форма, она и у пользователей должна быть. Законодательство нам не оставляет другого выбора. Поэтому мы вынуждены иногда даже чаще, чем раз в месяц, выпускать внеплановые релизы.
Во-вторых, мы очень чутко реагируем на пожелания пользователей и партнеров, что тоже приводит к появлению изменений и новых релизов.
- Так как же все-таки пользователи относятся к столь частым переменам?
- Мы стараемся очень осторожно вносить улучшения. Осторожно потому, что есть такое золотое правило: «Хорошую программу не трогай, если она работает».
Мы максимально подробно описываем все изменения, которые пользователь получит с очередным релизом. Основываясь на этой информации, пользователь сам вправе решать, нужно сейчас ему переходить на эту версию или нет.
Прикладные решения «1С» поставляются с открытым кодом, что дает возможность конфигурировать их, дописывать под конкретного клиента (кроме базовых версий). И если индивидуальным перестройкам чаще подвержены системы управленческого учета, то в системах с регламентированной функциональностью пользователи стараются модифицировать систему гораздо реже, как раз из-за таких частых обновлений.
Мы, в свою очередь, стараемся предоставить максимальную возможность настраивать продукт под бизнес-процессы предприятия. На каждом конкретном внедрении пользователь получает, с одной стороны, максимально адаптированные к его потребностям инструменты, а с другой — только ту функциональность, которая ему нужна. Ничего лишнего.
Тут важную роль играет тот самый стартовый помощник, о котором я уже упоминал и с которого начинается знакомство пользователя с системой. Он подробно опрашивает пользователя обо всех особенностях ведения учета на предприятии. Причем необязательно отвечать на все вопросы сразу. Можно ответить на несколько, посмотреть, что в программе сделано, что получилось, потом ответить на оставшуюся часть вопросов.
В процессе этого диалога программа адаптируется, настраивается под конкретного клиента. Например, программа спрашивает: «Используется ли у вас надбавка за выслугу лет?». Если да, то уточняет, какая шкала. Вы отвечаете: «До двух лет – такая-то надбавка, до пяти лет – такая-то». Создается надбавка, показатели расчета зарплаты: стаж, вид стажа и т.д. А пользователь, который отрицательно ответил про надбавки, уже не видит дальше в интерфейсе программы всех этих элементов.
Другой пример. Чтобы посчитать зарплату нужны исходные данные о том, как человек работал: если это сдельная оплата труда, то нужно знать, сколько единиц работы сотрудник выполнил, если мы говорим о премировании, то в компании существуют какие-то схемы мотивации, которые также опираются на результаты работы. Вариантов таких исходных данных великое множество, как и способов их ввода в систему, и поддержать весь этот огромный спектр в одном решении просто не представляется возможным.
Поэтому мы пошли по другому пути. У нас есть универсальный инструмент, который позволяет вводить данные о результатах труда сотрудников. На конкретном внедрении пользователь или администратор, наш партнер, создает соответствующий шаблон, называет его именно так, как принято в этой компании. Например, «Бонус за продажи матрешек». После чего в конечном документе ввода данных, который создает пользователь, так и будет написано — «Бонус за продажи матрешек» № такой-то от такого-то числа. Более того, в форме сразу будет список сотрудников, которым этот бонус полагается выплачивать. И пользователю останется только ввести конкретные цифры.
Вообще, знаете, зарплата - это такая область, в которой большую роль играют традиции. Часто пользователи говорят: «У нас так принято». Если спросить, почему именно так, то отвечают, что просто так повелось. И попробуй изменить эти традиции...
- Каким образом в программе реализовано требование закона № 152-ФЗ «О защите персональных данных»?
- Закон №152-ФЗ предъявляет требования не столько к программному продукту, сколько к оператору персональных данных и в целом информационной системе, в которой обрабатываются персональные данные. А это и программно-аппаратный комплекс, и сети, и здания, в которых они расположены. Соответственно, комплекс мер, необходимый для защиты персональных данных, будет отличаться.
Наш функционал помогает заказчику обеспечить соответствие его информационной системы выставляемым требованиям. Но это не означает, что соблюдение 152-ФЗ обеспечивается автоматически. Есть, например, требование обязательной регистрации событий доступа. Это означает, что законодатель требует от работодателя уметь ответить на вопросы, кто, когда и в какой момент получил доступ к персональным данным конкретного человека. Наша программа умеет отвечать на этот вопрос.
- Физическое лицо, права которого на защиту персональных данных были нарушены, вправе инициировать проверку Роскомнадзора. Поможет ли в такой ситуации работодателю ваша программа?
- Да, для проведения подобного расследования может потребоваться наш функционал. Как я уже говорил, наша программа может ответить на вопрос, кто, когда и в какой момент получил доступ к персональным данным конкретного человека. Кстати, далеко не все системы умеют это делать.
Кроме того, необходимо учитывать, что закон о защите персональных данных постоянно совершенствуется, выходят подзаконные акты. Чтобы соответствовать меняющимся требованиям, требуется постоянная серьезная работа, которую должен проводить сам работодатель, именно на него ложится неизбежная нагрузка, как в финансовом и техническом, так и организационном аспекте. Для методической поддержки пользователей у нас есть специальный раздел на сайте www.buh.ru, в котором мы публикуем рекомендации, обзоры изменений законодательства по персональным данным, отвечаем на актуальные вопросы.
- Ряд разработчиков предлагают модуль «Миграционный учет» для «1С:Зарплата и управление персоналом 8». Появится ли в базовой программе свой модуль «Миграционный учет», чтобы его не приходилось докупать отдельно?
- Вообще мы считаем наличие сообщества партнеров, разрабатывающих на нашей платформе различные дополнения, специализированные и отраслевые решения, расширяющие возможности типовых продуктов, одним из очень важных преимуществ системы «1С:Предприятие». Это позволяет удовлетворить потребности всех категорий пользователей, не перегружая при этом типовые решения избыточной функциональностью.
Будем ли мы включать миграционный учет в типовую конфигурацию, в каком виде – пока рано говорить, сейчас этот вопрос рассматривается.
- Для крупных и средних предприятий в регионах установлена квота на трудоустройство инвалидов. Учитывает ли программа отдельно (как обособленную группу) работающих на предприятии инвалидов, поскольку многие из них нуждаются, например, в индивидуальном графике работы? Может ли предприятие отслеживать с помощью программы соблюдение этой квоты? Возможно ли учесть квоту в кадровом планировании?
Да, «1С:Зарплата и управление персоналом» учитывает инвалидов как отдельную категорию, и в соответствующей отчетности сведения по инвалидам отражаются. Контроль квоты выполнить можно - настроив соответствующим образом отчет.
Вообще самые разные признаки физических лиц можно ввести в виде дополнительных свойств (механизм кастомизации) и затем использовать в своем варианте отчета.
- Агиль, а как в программе обстоят дела со сдачей отчетности?
- Я сейчас, наверное, пафосно скажу, но я считаю, что миссия наша как раз и состоит в том, чтобы страна вовремя посчитала и выплатила зарплату, своевременно уплатила взносы и своевременно отчиталась в налоговую, ПФР, ФСС и др.
Наш сервис «1С-Отчетность» позволяет быстро и удобно отправить электронную отчетность во все контролирующие органы прямо из «1С:Зарплаты и управления персоналом» (и из других программ системы 1С:Предприятие, конечно) в соответствии с действующим законодательством и с учетом территориальных особенностей. Для этого мы регулярно взаимодействуем с ФНС, ПФР, ФСС и другими органами, получаем разъяснения по спорным вопросам - ведомства тоже заинтересованы в том, чтобы пользователи корректно заполняли декларации и вовремя их сдавали.
Комментарии
1