Законопроекты

Дмитрий Медведев начинает новую реформу проверок бизнеса

В 2015 году правительство (если, конечно, ничего с ним не случится) планирует провести реформу в области государственного контроля и надзора. В минувшем октябре Дмитрий Медведев раздал поручения, согласно которым до конца года детальный план реформы должен быть представлен ему на рассмотрение.
Дмитрий Медведев начинает новую реформу проверок бизнеса
Фото Михаила Мордасова, ИА «Клерк.Ру»

В 2015 году правительство (если, конечно, ничего с ним не случится) планирует провести реформу в области государственного контроля и надзора. В минувшем октябре Дмитрий Медведев раздал поручения, согласно которым до конца года детальный план реформы должен быть представлен ему на рассмотрение.

В частности, до 31 декабря правительство получит проект закона о государственном и муниципальном контроле и надзоре, а в марте планируется внести его в Госдуму.

Каковы же основные направления реформы?

Боливар всех не вынесет

Во-первых, планируется отменить действие закона №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц», введя взамен него в федеральных ведомствах так называемую риск-ориентированную модель контрольно-надзорной деятельности. Ограничения по количеству проверок в тех или иных сегментах бизнеса в этом случае будут устанавливать сами чиновники, в соответствии с ими же и разработанными «риск-профилями». Иначе говоря, предполагается, что где-то в плане проверок будет густо, где-то пусто, а в среднем нормально. Уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов успел уже не раз раскритиковать такой подход, указывая, что и 294-ФЗ ведомства успешно обходили, вводя подзаконными актами исключения из него, а уж если вовсе отказаться от ограничения предельного количества проверок, то мало где в этом плане будет пусто. Впрочем, о риск-ориентированной модели последние слова еще далеко не сказаны, тем более что другие направления реформы все-таки напрямую подразумвают сокращение числа проверок.

Во-вторых, с 2015 года в рамках пилотного проекта отдельные контрольно-надзорные полномочия федеральных ведомств планируется полностью или частично передать администрациям субъектов РФ. В первую очередь речь идет о контроле в сферах трудовых отношений, общественного транспорта, земельного надзора, ветеринарного надзора, экологического и природоохранного контроля, фитосанитарного надзора, надзора в сфере защиты прав потребителей и в сфере рекламы, надзора в сфере сохранения объектов культурного наследия и контроля за сохранностью автомобильных дорог. Перечень «пилотных» регионов будет определен до конца декабря.

В-третьих, контроль все-таки предлагается заметно либерализовать.

Например, Служба уполномоченного по защите прав предпринимателей, Минюст, Минэкономразвития и Генеральная прокуратура уже на днях должны представить в правительство анализ практики административных проверок за последние два года и представить предложения по сокращению их числа.

Предполагается установить норму, по которой нарушения, совершенные впервые, не приведшие к фактическому причинению вреда и не повлекшие за собой уголовной ответственности, не должны наказываться штрафом. В этом случае контролеры должны ограничиться предупреждением.

Субъектам РФ будут предоставлены полномочия по самостоятельному установлению размера административных штрафов. В федеральном законодательстве оставят только их минимальные значения.

Наконец, в рамках реформы ожидается сокращение числа госслужащих и объединение сходных функций контроля и надзора в рамках объединенных инспекций. А для оставшихся планируется повысить ответственность за нарушения прав предпринимателей в ходе проверок.

Числом поменее, ценою подешевле

На этом фоне уполномоченный при Президенте по защите прав предпринимателей  Борис Титов предлагает уже сейчас, не дожидаясь принятия рамочного закона о контрольно-надзорной деятельности, внести в КОАП поправки, облегчающие жизнь бизнеса. «Необходима радикальная смена подхода со стороны проверяющих органов - от карательных функций  к задачам по предупреждению и недопущению нарушений», - уверен Титов.

А пока что законодательная инициатива развивается совсем в другую сторону. За 2014 год в Госдуму было внесено около 70 проектов изменений в КОАП. И девять из десяти подразумевали увеличение штрафов и расширение ответственности предпринимателей. Пусть многие откровенные проекты и принадлежат авторству одной клоунской фракции, направление все же показательно.Снижение штрафов для бизнеса и усиление ответственности чиновников предлагалось лишь в 10% законопроектов.

Конкретные предложения уполномоченного, которые после рассмотрения в Общественной палате поступили в правительство, заключаются в следующем.

Установить возможность многократного применения предупреждения в отношении статей КоАП РФ, предусматривающих выбор санкции между предупреждением и административным штрафом. Установить временной промежуток между совершенными административными правонарушениями, допускающий повторное применение предупреждения, в размере 180 дней.

Дополнить принятый в первом чтении законопроект №595456-6, который предусматривает возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела (с уменьшением не более чем в два раза), если этот предел превышает 100 тыс. руб. В частности, установить, что штраф может быть снижен в случае его явной несоразмерности последствиям правонарушения, а также отменить ограничение его двукратного уменьшения в отношении малого и среднего бизнеса.

Службу бизнес-омбудсмена беспокоит введенная недавно практика Верховного суда РФ по разделению правонарушений, совершенных одним субъектом предпринимательской деятельности в рамках одной статьи КоАП РФ, на самостоятельные составы  - с возможностью применения штрафа за каждое из них в рамках одной и той же проверки. Теперь, по мнению Титова, контрольно-надзорные органы будут руководствоваться ей при назначении штрафов, что в целом приведет к многократному увеличению их сумм. Предлагается внести в КоАП поправку, в соответствии с которой повторное привлечение к административной ответственности в рамках одной статьи допускается не раньше месячного срока, в течение которого правонарушитель должен сообщить правоприменителю о мерах, предпринятых им для устранении причин и условий нарушения.

КоАП сегодня предусматривает возможность отсрочки уплаты штрафа на срок до одного месяца, а также его рассрочку на срок до трех месяцев. Однако в случае назначения очень значительных штрафов и этих сроков бывает недостаточно.

Служба бизнес-омбудсмена предлагает увеличить возможную отсрочку до одного года.

В Госдуме давно уже лежит законопроект 173930-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», по которому штрафы за нарушение прав потребителей увеличиваются для ИП до 15 раз, для юридических лиц – до 30 раз. Если такое произойдет, это крайне негативно отразится на малом и среднем бизнесе, уверен Титов. По его мнению, следует уменьшить дифференциацию штрафов в отношении субъектов МСП.

Предлагается исключить субъектов малого и среднего предпринимательства из числа лиц, которые могут быть подвергнуты оборотным штрафам за нарушение антимонопольного законодательства. Уменьшить для них верхний предел штрафа за невыполнение в срок предписаний ФАС с 500 до 300 тыс. руб.

Вдвое снизить для малого и среднего бизнеса верхний предел штрафа за нарушение требований пожарной безопасности, недавно повышенный до 200 тыс. руб.

Наконец, внести изменения в статью 123 НК РФ, которая предусматривает штраф в размере 20% за задержку перечисления удержанного налоговым агентом налога – даже на один день. Как представляется, такая санкция несоизмерима с общественной опасностью данного правонарушения, пишет Титов и предлагает снизить ставку штрафа.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Комментарии

4
  • НатальяС

    Цитата:
    "отдельные контрольно-надзорные полномочия федеральных ведомств планируется полностью или частично передать администрациям субъектов РФ "


    Привет разделу страны.

  • GookAV

    Доброе утро!

    Очень неожиданно было прочитать вот такую некорректную формулировку "авторству одной клоунской фракции" :(

    Вы же не какая-то "желтая страничка". Не теряйте свое лицо.

    Меньше эмоций.


  • Старый ворчун

    GookAV, Вы писали:
    "Доброе утро!

    Очень неожиданно было прочитать вот такую некорректную формулировку "авторству одной клоунской фракции" "

    Полагаете, точнее было бы "...одной из четырех клоунских фракций" ?