В 2015 году правительство (если, конечно, ничего с ним не случится) планирует провести реформу в области государственного контроля и надзора. В минувшем октябре Дмитрий Медведев раздал поручения, согласно которым до конца года детальный план реформы должен быть представлен ему на рассмотрение.
В частности, до 31 декабря правительство получит проект закона о государственном и муниципальном контроле и надзоре, а в марте планируется внести его в Госдуму.
Каковы же основные направления реформы?
Боливар всех не вынесет
Во-первых, планируется отменить действие закона №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц», введя взамен него в федеральных ведомствах так называемую риск-ориентированную модель контрольно-надзорной деятельности. Ограничения по количеству проверок в тех или иных сегментах бизнеса в этом случае будут устанавливать сами чиновники, в соответствии с ими же и разработанными «риск-профилями». Иначе говоря, предполагается, что где-то в плане проверок будет густо, где-то пусто, а в среднем нормально. Уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов успел уже не раз раскритиковать такой подход, указывая, что и 294-ФЗ ведомства успешно обходили, вводя подзаконными актами исключения из него, а уж если вовсе отказаться от ограничения предельного количества проверок, то мало где в этом плане будет пусто. Впрочем, о риск-ориентированной модели последние слова еще далеко не сказаны, тем более что другие направления реформы все-таки напрямую подразумвают сокращение числа проверок.
Во-вторых, с 2015 года в рамках пилотного проекта отдельные контрольно-надзорные полномочия федеральных ведомств планируется полностью или частично передать администрациям субъектов РФ. В первую очередь речь идет о контроле в сферах трудовых отношений, общественного транспорта, земельного надзора, ветеринарного надзора, экологического и природоохранного контроля, фитосанитарного надзора, надзора в сфере защиты прав потребителей и в сфере рекламы, надзора в сфере сохранения объектов культурного наследия и контроля за сохранностью автомобильных дорог. Перечень «пилотных» регионов будет определен до конца декабря.
В-третьих, контроль все-таки предлагается заметно либерализовать.
Например, Служба уполномоченного по защите прав предпринимателей, Минюст, Минэкономразвития и Генеральная прокуратура уже на днях должны представить в правительство анализ практики административных проверок за последние два года и представить предложения по сокращению их числа.
Предполагается установить норму, по которой нарушения, совершенные впервые, не приведшие к фактическому причинению вреда и не повлекшие за собой уголовной ответственности, не должны наказываться штрафом. В этом случае контролеры должны ограничиться предупреждением.
Субъектам РФ будут предоставлены полномочия по самостоятельному установлению размера административных штрафов. В федеральном законодательстве оставят только их минимальные значения.
Наконец, в рамках реформы ожидается сокращение числа госслужащих и объединение сходных функций контроля и надзора в рамках объединенных инспекций. А для оставшихся планируется повысить ответственность за нарушения прав предпринимателей в ходе проверок.
Числом поменее, ценою подешевле
На этом фоне уполномоченный при Президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов предлагает уже сейчас, не дожидаясь принятия рамочного закона о контрольно-надзорной деятельности, внести в КОАП поправки, облегчающие жизнь бизнеса. «Необходима радикальная смена подхода со стороны проверяющих органов - от карательных функций к задачам по предупреждению и недопущению нарушений», - уверен Титов.
А пока что законодательная инициатива развивается совсем в другую сторону. За 2014 год в Госдуму было внесено около 70 проектов изменений в КОАП. И девять из десяти подразумевали увеличение штрафов и расширение ответственности предпринимателей. Пусть многие откровенные проекты и принадлежат авторству одной клоунской фракции, направление все же показательно.Снижение штрафов для бизнеса и усиление ответственности чиновников предлагалось лишь в 10% законопроектов.
Конкретные предложения уполномоченного, которые после рассмотрения в Общественной палате поступили в правительство, заключаются в следующем.
Установить возможность многократного применения предупреждения в отношении статей КоАП РФ, предусматривающих выбор санкции между предупреждением и административным штрафом. Установить временной промежуток между совершенными административными правонарушениями, допускающий повторное применение предупреждения, в размере 180 дней.
Дополнить принятый в первом чтении законопроект №595456-6, который предусматривает возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела (с уменьшением не более чем в два раза), если этот предел превышает 100 тыс. руб. В частности, установить, что штраф может быть снижен в случае его явной несоразмерности последствиям правонарушения, а также отменить ограничение его двукратного уменьшения в отношении малого и среднего бизнеса.
Службу бизнес-омбудсмена беспокоит введенная недавно практика Верховного суда РФ по разделению правонарушений, совершенных одним субъектом предпринимательской деятельности в рамках одной статьи КоАП РФ, на самостоятельные составы - с возможностью применения штрафа за каждое из них в рамках одной и той же проверки. Теперь, по мнению Титова, контрольно-надзорные органы будут руководствоваться ей при назначении штрафов, что в целом приведет к многократному увеличению их сумм. Предлагается внести в КоАП поправку, в соответствии с которой повторное привлечение к административной ответственности в рамках одной статьи допускается не раньше месячного срока, в течение которого правонарушитель должен сообщить правоприменителю о мерах, предпринятых им для устранении причин и условий нарушения.
КоАП сегодня предусматривает возможность отсрочки уплаты штрафа на срок до одного месяца, а также его рассрочку на срок до трех месяцев. Однако в случае назначения очень значительных штрафов и этих сроков бывает недостаточно.
Служба бизнес-омбудсмена предлагает увеличить возможную отсрочку до одного года.
В Госдуме давно уже лежит законопроект 173930-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», по которому штрафы за нарушение прав потребителей увеличиваются для ИП до 15 раз, для юридических лиц – до 30 раз. Если такое произойдет, это крайне негативно отразится на малом и среднем бизнесе, уверен Титов. По его мнению, следует уменьшить дифференциацию штрафов в отношении субъектов МСП.
Предлагается исключить субъектов малого и среднего предпринимательства из числа лиц, которые могут быть подвергнуты оборотным штрафам за нарушение антимонопольного законодательства. Уменьшить для них верхний предел штрафа за невыполнение в срок предписаний ФАС с 500 до 300 тыс. руб.
Вдвое снизить для малого и среднего бизнеса верхний предел штрафа за нарушение требований пожарной безопасности, недавно повышенный до 200 тыс. руб.
Наконец, внести изменения в статью 123 НК РФ, которая предусматривает штраф в размере 20% за задержку перечисления удержанного налоговым агентом налога – даже на один день. Как представляется, такая санкция несоизмерима с общественной опасностью данного правонарушения, пишет Титов и предлагает снизить ставку штрафа.
Комментарии
4Цитата:
"отдельные контрольно-надзорные полномочия федеральных ведомств планируется полностью или частично передать администрациям субъектов РФ "
Привет разделу страны.
Доброе утро!
Очень неожиданно было прочитать вот такую некорректную формулировку "авторству одной клоунской фракции" :(
Вы же не какая-то "желтая страничка". Не теряйте свое лицо.
Меньше эмоций.
GookAV, Вы писали:
"Доброе утро!
Очень неожиданно было прочитать вот такую некорректную формулировку "авторству одной клоунской фракции" "
Полагаете, точнее было бы "...одной из четырех клоунских фракций" ?