Налог на имущество

Кадастровая стоимость недвижимого имущества для целей налогообложения

Начиная с 2014 года часть объектов недвижимости облагается налогом на имущество юридических лиц в соответствии с положениями ст. 378.2 Налогового кодекса, а с 2015 года исходя из кадастровой стоимости будет определяться налоговая база и для налога на имущество физических лиц в соответствии с 32 главой НК РФ*.

Начиная с 2014 года часть объектов недвижимости облагается налогом на имущество юридических лиц в соответствии с положениями ст. 378.2 Налогового кодекса, а с 2015 года исходя из кадастровой стоимости будет определяться налоговая база и для налога на имущество физических лиц в соответствии с 32 главой НК РФ*.

*В соответствии с поправками, внесенными в НК РФ законом №284-ФЗ от 04.10.2014г. 32 глава НК РФ предусматривает новый порядок расчета налоговой базы  по налогу на имущество физических лиц – начиная с 2015 года сумма налога будет рассчитываться исходя из кадастровой стоимости имущества. Рассчитывать сумму налога будут, как и прежде, налоговые органы.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 01.01.2020 г. единую дату начала применения на территории этого субъекта РФ порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

До момента принятия такого Решения налоговая база определяется «по старому» - исходя из инвентаризационной стоимости объектов.

Земельный налог рассчитывается от кадастровой стоимости в соответствии с положениями ст.390 НК РФ.

Налогообложение объектов недвижимости исходя из рыночной стоимости является одним из важнейших вопросов налоговой реформы в нашей стране. Однако кадастровая оценка недвижимости далеко не всегда совпадает с реальной рыночной ценой (и нередко кадастровая стоимость вовсе не занижена, а серьезно завышена). За счет налога на имущества и налога на землю пополняются местные бюджеты, и они чрезвычайно в таком пополнении заинтересованы.

Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются следующими нормативными актами:

  • Земельный кодекс Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 24.07.2007г. №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости";
  • Федеральный закон от 29.07.1998г. №135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации";
  • Приказ Минэкономразвития РФ от 22.10.2010г. №508 «Об утверждении Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)"
  • И т.д.

В нашей статье мы расскажем о том, что такое кадастровая оценка недвижимости, а так же поговорим о возможности оспаривания кадастровой цены имущества и проблемах с этим связанных.

Кадастровая оценка

Государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости.

Узнать кадастровую стоимость объекта недвижимости можно через интернет – на сайте Росреестра https://rosreestr.ru/wps/portal/online_request. Поиск проводится по кадастровому номеру (в том числе – условному или устаревшему), либо по адресу, либо по номеру права/ограничения.

Нередко, узнав кадастровую стоимость объекта имущества, владелец имущества удивляется – в некоторых случаях удивляется и успокаивается – кадастровая стоимость  намного ниже реальной цены имущества, а в некоторых удивляется и расстраивается – кадастровая стоимость значительно превышает реальную цену объекта.

Отчего-же могут возникать значительные разницы между кадастровой и рыночной стоимостью?

Ответ прост. При проведении кадастровой оценки кадастровая стоимость, в большинстве своем, устанавливается с использованием методов массовой оценки.

Массовая оценка это систематизированный метод получения оценок рыночных стоимостных показателей большой группы однородных объектов недвижимости, расположенных на обширной географической территории, с использованием методов статистической обработки информации на основе сравнительного анализа большого количества аналогов с использованием минимального набора объективно измеряемых ценообразующих факторов, являющихся общими для всех аналогов.

Массовая оценка используется для оценки большого количества объектов, которые различаются между собой, поэтому вынужденным инструментом ее является применение стандартных методов к группам и классам объектов, что требует определенной работы по классификации видов и подвидов объектов недвижимости.

Соответственно, при использовании такого метода оценки выбираются определяющие факторы, влияющие на цену объекта*, оценивается степень их влияния и на основании этого вычисляется единая «справедливая» цена за квадратный метр объекта недвижимости определенной группы.

*Например, удаленность от дороги, наличие инфраструктуры, близость к центру города, наличие либо отсутствие водопровода и газоснабжения и т.д. и т.п.

Дальше все просто – цена метра умножается на количество этих метров. И неважно, владеете ли Вы «хрущевкой» или элитным жильем. Если они попали в одну группу объектов, то и кадастровая стоимость метра у них будет одинаковой.

Перечень объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки формируется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии. Государственную кадастровую оценку регулирует Федеральный стандарт оценки «Определение кадастровой стоимости» (ФСО №4).

По ФСО №4 группировка объектов оценки происходит по следующим правилам:

1. При определении кадастровой стоимости с использованием методов массовой оценки все объекты оценки, содержащиеся в перечне, разбиваются на группы объектов на основании:

  • анализа информации о рынке таких объектов,
  • обоснования модели оценки кадастровой стоимости,
  • состава ценообразующих факторов и сведений о значениях этих факторов для каждого исследуемого вида объектов оценки.

2. В набор ценообразующих факторов должны быть включены только те факторы, которые оказывают существенное влияние на стоимость объектов и могут быть достоверно определены и объективно измерены.

3. Для проведения группировки обосновывается выбор показателей, значений или диапазона значений данных показателей для отнесения объектов оценки в соответствующие группы.

4. Объекты недвижимости, строительство которых не завершено, не могут быть отнесены в одну группу с объектами недвижимости, строительство которых завершено.

5. Для каждой группы объектов оценки оценщиком должна быть выбрана модель оценки, позволяющая на основе информации о ценообразующих факторах рассчитать кадастровую стоимость любого объекта оценки, входящего в данную группу.

Определение кадастровой стоимости

ФСО №4 предъявляет следующие требования к определению кадастровой стоимости:

  • Кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования Перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки.
  • Выбор подходов, методов и моделей для определения кадастровой стоимости осуществляется оценщиком и должен быть обоснован. Определение кадастровой стоимости объектов оценки выполняется с использованием компьютерного моделирования (моделей) либо без него.
  • При применении методов массовой оценки не учитываются виды прав и ограничения (обременения) на объекты оценки, за исключением сервитутов, установленных законом или иным нормативным правовым актом РФ субъекта РФ, органа местного самоуправления, (в случае отсутствия у оценщика такой информации).

Оценка кадастровой стоимости происходит путем построения моделей оценки. Для построения модели оценщик осуществляет сбор достаточной и достоверной рыночной информации об объектах недвижимости.

При построении модели оценщик использует ценовую информацию, соответствующую сложившемуся уровню рыночных цен. В случае недостаточности рыночной информации для построения модели оценки проводится оценка рыночной стоимости, определяемой индивидуально для конкретного объекта недвижимости.

Сбор сведений о значениях ценообразующих факторов, определяющих стоимость объектов оценки, осуществляется оценщиком.

При определении кадастровой стоимости оценщик использует данные, включенные:

  • в фонд данных государственной кадастровой оценки,
  • государственный кадастр недвижимости,
  • фонд данных землеустроительной документации,
  • фонды данных и базы данных, имеющиеся в распоряжении организаций и учреждений субъекта РФ и муниципальных образований.

Также допускается использование информации из иных источников, содержащих сведения доказательного значения.

Для незастроенного земельного участка при отсутствии установленного вида разрешенного использования принимается тот вид разрешенного использования, который обеспечивает такому земельному участку максимальную рыночную стоимость с учетом территориального планирования и градостроительного зонирования.

Для застроенного земельного участка в указанных обстоятельствах принимается вид разрешенного использования исходя из назначения объектов недвижимости (зданий, сооружений), расположенных в пределах данного земельного участка.

Для построения модели оценки в соответствии с положениями ФСО №4 может быть использована методология любого из подходов к оценке:

  • затратного,
  • сравнительного,
  • доходного.

Выбор подхода или обоснованный отказ от его использования осуществляется оценщиком исходя из особенностей вида разрешенного использования или назначения, а также достаточности и достоверности располагаемой рыночной информации.

Выбор модели оценки состоит из следующих этапов:

  • выбор структуры моделей оценки (формы связи кадастровой стоимости и ценообразующих факторов);
  • выбор окончательного вида модели оценки, в том числе на основе анализа достоверности использованной информации и точности моделей оценки.

При наличии достаточной и достоверной информации о ценах сделок и предложений по купле-продаже объектов оценки расчет кадастровой стоимости объекта оценки осуществляется преимущественно на основании сравнительного подхода.

В соответствии с ФСО расчет кадастровой стоимости объектов оценки, должен вестись с соблюдением следующих правил:

  • При применении методов массовой оценки кадастровая стоимость объекта определяется путем подстановки значений ценообразующих факторов, соответствующих данному объекту, в модель выбранную оценщиком.
  • Если оценщиком использовано более одного подхода к оценке, результаты применения подходов должны быть согласованы с целью определения итоговой величины стоимости объекта оценки.
  • В случае существенного расхождения результатов расчета кадастровой стоимости объекта оценки, полученных с применением различных подходов, оценщик должен провести анализ причин полученного расхождения.
  • Выбранный оценщиком способ согласования, а также все сделанные оценщиком при осуществлении согласования результатов суждения, допущения и использованная информация должны быть обоснованны. В случае применения для согласования процедуры взвешивания оценщик должен обосновать выбор использованных весов.
  • По результатам определения кадастровой стоимости объектов оценки оформляется отчет об определении кадастровой стоимости.
  • Отчет об определении кадастровой стоимости должен быть составлен не позднее семи месяцев с даты заключения договора на проведение кадастровой оценки.

В течение 30 дней с даты составления отчета об определении кадастровой стоимости исполнитель обязан обеспечить проведение экспертизы этого отчета, в том числе повторной, СРО оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости.

В течение 10 рабочих дней с даты принятия отчета об определении кадастровой стоимости заказчик работ по определению кадастровой стоимости утверждает результаты определения кадастровой стоимости.

Сведения, использованные при проведении государственной кадастровой оценки и сформированные в результате ее проведения, составляют фонд данных государственной кадастровой оценки.

Приказом Министерства экономического развития РФ от 21.02.2011г. №53 утвержден Порядок ведения фонда данных государственной кадастровой оценки и предоставления сведений из этого фонда.

Согласно Порядку, ведение фонда данных государственной кадастровой оценки представляет собой:

  1. сбор,
  2. обработку,
  3. внесение,
  4. учет,
  5. систематизацию

и хранение сведений, используемых при проведении государственной кадастровой оценки и формируемых в результате ее проведения.

Фонд данных государственной кадастровой оценки ведется на электронных носителях с применением стандартизированных технических и программных средств, удовлетворяющих требованиям законодательства РФ о защите информации и обеспечивающих автоматизированный ввод сведений в указанный фонд данных.

В состав фонда данных включены отчеты:

  • об определении кадастровой стоимости,
  • об оценке рыночной стоимости,

на основании которых были оспорены результаты определения кадастровой стоимости.

Так же в нем содержатся цифровые тематические карты, сформированные для определения ценообразующих факторов, а также систематизированные сведения об объектах оценки, в том числе:

  • наименование субъекта РФ (муниципального образования);
  • сведения о договоре на проведение оценки (номер и дата, информация о заказчике и исполнителе работ по определению кадастровой стоимости, содержащаяся в договоре на проведение оценки, предмет договора на проведение оценки, сроки проведения работ);
  • реквизиты акта, которым утверждены результаты определения кадастровой стоимости;
  • кадастровые номера, количественные и качественные характеристики объектов оценки, использовавшиеся при определении кадастровой стоимости;
  • сведения о значениях ценообразующих факторов объектов оценки и источниках сведений о них;
  • о результате группировки объектов оценки;
  • о результате построения выбранной исполнителем работ по определению кадастровой стоимости модели оценки;
  • о результате расчета кадастровой стоимости объектов оценки;
  • о ценовой информации, соответствующей сложившемуся уровню рыночных цен, использованной оценщиком при построении модели оценки;
  • об информации, полученной в результате мониторинга рынка недвижимости.

Изменение кадастровой стоимости

Если кадастровая стоимость значительно отличается от рыночной в большую сторону, перед налогоплательщиками стоит выбор – либо платить налоги с завышенной суммы, либо оспаривать кадастровую стоимость имущества.

Однако необходимо понимать, что оспаривание кадастровой стоимости во-первых процесс не быстрый, а во-вторых – весьма дорогостоящий.

Согласно положениям ст.66 Земельного кодекса, рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Для подтверждения такой рыночной стоимости потребуются:

  • Отчет оценщика,
  • Заключение СРО*.

*Которое может стоить дороже самой оценки имущества. При этом возмещение затрат, понесенных на оспаривание кадастровой стоимости пока никак не регламентировано.

В соответствии с положениями ст. 24.18 закона №135-ФЗ, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены:

  • юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц,
  • органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности,

в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).

  • физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Соответственно, юридическое лицо, оспаривающее кадастровую стоимость в обязательном порядке обращается в комиссию до того, как подать документы в суд. А вот физические лица могут обращаться в комиссию, а могут и сразу идти в суд.

Для справки – процент положительных решений комиссии в столице составляет около 2% от общего количества обращений.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

И тут тоже может возникнуть проблема – далеко не всегда данные о дате, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость объекта, находятся в открытом доступе.

Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии, заявители обращаются в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

  • недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
  • установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:

1. Кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;

2. Нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;

3. Документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;

4. Отчет оценщика, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;

5. Положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами СРО оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности и другим законодательным актам.

Обратите внимание: Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается.

К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости также могут прилагаться иные документы.

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца с даты его поступления.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя.

Таким образом, прежде чем заняться оформлением документов для оспаривания кадастровой стоимости, разумным представляется сбор информации о стоимости услуг, которые необходимо будет оплатить для получения необходимого комплекта документов (и это не учитывая временные и моральные потери). Вполне возможно, дешевле будет уплачивать завышенные суммы налогов в местный бюджет.

Начать дискуссию