НК РФ

Комментарий к Письму ФНС РФ от 13.08.2014 № ЕД-4-2 16015

В пункте 1 ст. 82 НК РФ определен перечень мероприятий налогового контроля, которые должностные лица налоговых органов проводят в пределах своей компетенции.

Источник: Журнал "Акты и комментарии для бухгалтера"

В пункте 1 ст. 82 НК РФ определен перечень мероприятий налогового контроля, которые должностные лица налоговых органов проводят в пределах своей компетенции. В их числе:

  • налоговые проверки;
  • получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;
  • проверка данных учета и отчетности;
  • осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
  • другие формы контроля, предусмотренные Налоговым кодексом.

Исходя из конструкции приведенной законодательной нормы следует, что получение объяснений налогоплательщиков является самостоятельным мероприятием налогового контроля.

В подпункте 4 п. 1 ст. 31 НК РФ закреплено право налогового органа вызывать (на основании письменного уведомления) налогоплательщика для дачи пояснений. Здесь же приведен перечень ситуаций, когда это право может быть реализовано контролерами. Среди них поименованы налоговая проверка (заметим, без уточнения камеральная или выездная), а также иные случаи, связанные с исполнением контролерами налогового законодательства. Исходя из сказанного следует: истребование пояснений налоговым органом может осуществляться как при проведении налоговых проверок (выездных и камеральных), так и вне их рамок.

Между тем обязанности налогоплательщика давать пояснения Налоговым кодексом прямо (в частности, в ст. 23 НК РФ) не пре­дусмотрено. В то же время пп. 7 п. 1 названной статьи на налогоплательщика наложена обязанность не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.

Что касается камеральных проверок, правила проведения которых прописаны положениями ст. 88 НК РФ, то порядку истребования пояснений у налогоплательщика посвящен п. 3 указанной статьи. Из него следует, что пояснения могут быть истребованы, если в представленной налоговой декларации обнаружены:

  • ошибки;
  • противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;
  • несоответствие сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля.

В случае обнаружения упомянутых обстоятельств налоговый орган должен уведомить налогоплательщика, направив в его адрес соответствующее сообщение (его форма рекомендована в приложении 2 к Письму ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705). В этом документе также содержится требование о представлении в течение пяти дней пояснений (в том числе с подтверждающими документами). Отметим, указанный срок определен п. 3 ст. 88 НК РФ.

В тех случаях, когда налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки не выявил ошибок и иных противоречий в представленной налоговой декларации, основания для истребования у налогоплательщика пояснений и документов отсутствуют, равно как и основания для вызова налогоплательщика для дачи пояснений в ходе камеральной налоговой проверки (Постановление ФАС ВСО от 04.02.2014 № А78-5677/2013).

В каких случаях и в какой форме у налогоплательщика могут быть истребованы пояснения в рамках выездной налоговой проверки, в Налоговом кодексе не сказано. Более того, в ст. 89 НК РФ даже не упоминается понятие «пояснение».

Но, несмотря на данное обстоятельство, в Письме от 13.08.2014 № ЕД-4-2/16015 ФНС рекомендовала территориальным налоговикам и в рамках выездных налоговых проверок не пренебрегать предоставленным пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ правом на истребование пояснений.

Как следует из комментируемого письма, инспекторы должны запрашивать у проверяемого лица пояснения по каждому факту, позволяющему предполагать совершение налогового правонарушения. Причем осуществить указанное мероприятие налогового контроля инспекторам надлежит в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке. Именно столько времени предусмотрено п. 1 ст. 100 НК РФ на составление акта выездной проверки.

Получение подобных пояснений, по мнению специалистов ФНС, поможет заранее выявить позицию налогоплательщика по спорным эпизодам. Тем самым еще до составления акта налоговой проверки могут быть урегулированы отдельные спорные ситуации (разногласия), возникшие в ходе проверки между налоговым органом и проверяемым лицом.

Считаем, что рекомендации, приведенные в комментируемом письме, носят положительный характер для налогоплательщиков, поскольку позволят уменьшить количество необоснованных претензий контролеров. Кстати, ФНС высказывает аналогичное предположение.

Теперь о реализации права контролеров истребовать пояснения в рамках выездной налоговой проверки. Как упоминалось ранее, в Налоговом кодексе на этот счет не содержится никаких пояснений.

ФНС со своей стороны отмечает, что обращения к налогоплательщику с подобным требованием должны быть документированы. Полагаем, для этих целей инспекторы будут использовать форму документа, аналогичную форме, приведенной в приложении 2 к Письму ФНС России № АС-4-2/12705.

При этом авторы комментируемого письма подчеркивают, что письменным должно быть не только обращение контролеров, но и ответ налогоплательщика. Полагаем, подобное требование обусловлено стремлением ФНС минимизировать количество спорных ситуаций (а в дальнейшем и судебных разбирательств) по поводу результатов проверок.

В завершение скажем несколько слов о том, какая ответственность ждет налогоплательщика, не исполнившего требование налогового органа о представлении пояснений, хотя в отсутствие установленной законом обязанности налогоплательщика давать пояснения налоговому органу сама постановка вопроса об ответственности может показаться несколько странной.

Действительно, действующее налоговое законодательство не пре­дусматривает в данном случае никаких мер ответственности. В подтверждение сказанному приведем пример из арбитражной практики. Так, в Постановлении ФАС ВСО от 28.08.2012 № А10-355/2012 по рассматриваемому вопросу указано следующее: сообщение с требованием представить письменные пояснения – это документ процедурного характера. Он не порождает каких‑либо правоустанавливающих последствий для лица, кому оно адресовано, не возлагает на него каких‑либо обязанностей. То есть выполнение изложенных в нем предложений не является обязательным для налогоплательщика, поскольку не влечет налоговую ответственность. В связи с чем обжалованию в судебном порядке не подлежит.

На практике контролеры в отношении налогоплательщиков, отказавшихся давать пояснения, применяют санкции, установленные ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ (см., например, Постановление АС ЗСО от 01.09.2014 № А03-18421/2013).

Согласно названной норме неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), влечет:

  • предупреждение;
  • наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 000 до 4 000 руб.

Между тем сама ФНС в п. 2.3 Письма от 17.07.2013 № АС-4-2/12837 пояснила: указанная административная ответственность применяется за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений. Соответственно, ссылку на применение названной административной ответственности следует приводить в тексте уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), а не в сообщении с требованием представить письменные пояснения.

В Постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2010 № А70-8103/2010 также отмечено, что указание в сообщении инспекции с требованием представить пояснения на ответственность по ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ не имеет правового значения.

Обращаем внимание, что с 1 января 2015 года ст. 23 и 76 НК РФ будут применяться в новой редакции.

Первая норма (в частности, новый пункт – 5.1) предусматривает обязанность по обеспечению получения от налогового органа в электронной форме по каналам ТКС документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также обязанность по передаче налоговому органу квитанции о приеме таких документов в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом.

Согласно второй норме (пп. 2 п. 3 в новой редакции) в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией обязанностей, установленных п. 5.1 ст. 23 НК РФ, налоговый орган в течение 10 дней со дня истечения срока, определенного для передачи квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом, вправе приостановить операции по расчетным счетам налогоплательщика.

Начать дискуссию

Банк «Русский стандарт» создал собственное коллекторское агентство

Банки и микрофинансовые компании начали создавать организации, которые будут заниматься взысканием долгов. Это позволит сохранить маржинальность бизнеса в условиях жесткого регулирования ЦБ.

Как налоговая реформа-2025 изменит работу бухгалтера — обсудим на конференции «Клерка»

На V Всероссийской бухгалтерской конференции эксперты расскажут о темах, которые сегодня волнуют всех бухгалтеров без исключений — реформа, затронувшая все налоги, новые правила работы, появление реестра воинского учета, новая отчетность.

Маркировку импортного алкоголя перенесут в Россию

С 1 марта 2026 года импортеры будут оплачивать маркировку иностранного алкоголя в РФ. Это снизит зависимость предпринимателей от маркировочных центров других государств.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

📴 Минцифры: сбой Microsoft говорит о важности импортозамещения иностранного ПО. Время настало, подтверждает гендиректор «Северсталь – ЦЕС»

Иностранные аэропорты, банки и компании не могут работать из-за «синего экрана смерти» на устройствах.

Как повысить продуктивность в компании: метод канбан

Канбан — это способ управления задачами. В чем его особенность, зачем его придумали, какие проблемы решаются с его помощью? Давайте разбираться.

Как повысить продуктивность в компании: метод канбан

Что делать, если вы приближаетесь к лимиту по УСН 

Если компания вплотную подходит к лимитам по упрощенке, нужно быстро делать выбор: удерживаться на УСН или переходить на ОСНО, временно или навсегда. Разбираем преимущества и недостатки каждого варианта и даем лайфхаки по сохранению спецрежима. 

Что делать, если вы приближаетесь к лимиту по УСН 
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Общество

Роспотребнадзор подготовил изменения в санитарные правила для торговых объектов и рынков

На фоне участившихся массовых отравлений Роспотребнадзор подготовил проект изменений в СП 2.3.6.3668-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию».

Санатории будут реконструировать на деньги частных инвесторов

Чтобы повысить спрос на санаторно-курортный отдых, власти собираются привлекать средства частных инвесторов на обновление туристической инфраструктуры.

Автоматизировать «хаос» невозможно. А роботизировать?

Что мешает неработающей системе? Правильно — заказчики! У которых то бизнес-процессы плохо выстроены, то персонал.. гхм.. «криворук» — по мнению некоторых поставщиков, конечно же. Но, всегда ли нужно болезненное изменение бизнес-процессов компании для «автоматизационного счастья»?

Автоматизировать «хаос» невозможно. А роботизировать?

Как отражать в учете строительство офиса своими силами

При возведении объекта основных средств собственными силами все затраты, связанные с этими капвложениями, согласно требованиям ФСБУ 26/2020 надо отражать на счете 08.

Объемы госзакупок сократились до 5,69 трлн рублей

Средняя цена контракта снизилась с 3,5 до 3,3 млн рублей. В государственных закупках выросло число несостоявшихся сделок из-за отсутствия конкуренции.

В РФ могут официально разрешить использовать стейблкоины для трансграничных расчетов

Представители бизнеса считают инициативу использования стейблкойнов для трансграничных расчетов перспективной. Это поможет проведению платежных операций со странами БРИКС и трансграничных платежей на фоне санкций.

Как применять машиночитаемые доверенности в системе «Честный ЗНАК»

Машиночитаемая доверенность (МЧД) позволяет сдавать электронную отчетность, оформлять документы через электронный документооборот, а также работать в системе маркировки.

Тот, кто много шумит, привлекает много внимания

Речь не о качестве. Речь не о смысле. Речь о победе в гонке вооружения в информационной войне.

Тот, кто много шумит, привлекает много внимания

ТПП: инвестиционное законодательство нужно обновить

Вице-президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) Дмитрий Курочкин заявил, что инвестиционное законодательство нуждается в обновлении.

Бесплатно с УСН

Как уменьшить платеж по УСН за полугодие 2024 года на взносы: примеры

Во 2 квартале аванс может быть к доплате, к уменьшению или его может не быть вообще.

Как уменьшить платеж по УСН за полугодие 2024 года на взносы: примеры
6-НДФЛ

В 6-НДФЛ допустима погрешность в налоге при умножении дохода на ставку

В строке 140 раздела 2 формы 6-НДФЛ отражают исчисленный налог нарастающим итогом. И эта сумма не обязательно должна быть ровно «копейка в копейку» равняться сумме дохода, умноженному на 13%.

Как повысить доверие и интерес аудитории к вашему бизнесу? Читайте на «Клерке» блог компании SmartWidgets!

Специалисты создают решения для сайтов, которые в один клик могут повысить вовлеченность аудитории, нарастить конверсию и продажи.

Как повысить доверие и интерес аудитории к вашему бизнесу? Читайте на «Клерке» блог компании SmartWidgets!

Как списать бракованный товар в налоговом учете

Когда реализация и возврат бракованного товара происходят в разных налоговых периодах, то непонятно, как это отразить в отчетности. При этом не всегда нужно восстанавливать НДС за бракованный товар. Рассказываем, как правильно списать бракованный товар в налоговом учете.

Как списать бракованный товар в налоговом учете

Интересные материалы

Недобросовестные участники ООО исключаются из компании: практика ЮК «Генезис»

В компании возникла кризисная ситуация, при которой ООО могло быть признано банкротом и, как следствие, прекратить деятельность. Однако на общих собраниях невозможно было принять решения по важным финансовым вопросам в связи с отсутствием кворума.