Налоговым кодексом РФ предусмотрена обязанность представлять в налоговые органы промежуточную бухгалтерскую отчетность для целей соблюдения условий создания (изменения) консолидированной группы налогоплательщиков (КГН) и применения положений ст. 269 НК РФ. При этом Кодекс не содержит каких-либо специальных требований по периодичности составления промежуточной бухгалтерской отчетности для указанных целей. В действующем же законодательстве о бухгалтерском учете существует противоречие по вопросу периодичности составления промежуточной бухгалтерской отчетности. Проанализируем сложившуюся ситуацию.
Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности, к определению отчетного периода и отчетной даты установлены ст. 13, 15 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон о бухгалтерском учете).
Согласно ст. 13 данного Закона бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.
При этом в соответствии со ст. 15 Закона о бухгалтерском учете отчетным периодом признается период, за который составляется эта отчетность, а отчетной датой — дата, на которую составляется отчетность (последний календарный день отчетного периода).
Как следует из приведенных положений Закона о бухгалтерском учете, промежуточная отчетность составляется за отчетный период менее отчетного года, т.е. за период с 1 января по отчетную дату периода (последний календарный день отчетного периода), за который составляется эта отчетность, включительно.
При этом п. 4 ст. 13 указанного Закона определено, что промежуточная отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, когда обязанность ее представления установлена:
- законодательством РФ (например, промежуточная бухгалтерская отчетность общества с ограниченной ответственностью необходима, если общество распределяет чистую прибыль между участниками ежеквартально или раз в полгода (п. 1 ст. 28 Закона об ООО[1]) либо если необходимо определить действительную стоимость доли выходящего из общества участника (п. 1 ст. 8, п. 2 ст. 23 Закона об ООО));
- договорами, учредительными документами экономического субъекта;
- решениями собственника экономического субъекта;
- нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета (Минфина России и Банка России).
Так, в соответствии с п. 1 ст. 30 Закона о бухгалтерском учете до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных данным Законом, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Центральным банком Российской Федерации.
В настоящее время такие правила установлены ПБУ 4/99[2], в п. 48 которого определено, что организация должна составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством РФ. В то же время в п. 52 ПБУ 4/99 уточняется, что промежуточная бухгалтерская отчетность представляется в случаях, предусмотренных законодательством РФ или учредительными документами общества.
При этом согласно п. 15 ст. 21 Закона о бухгалтерском учете федеральные и отраслевые стандарты не должны противоречить этому Закону.
Таким образом, учитывая всю совокупность указанных норм, налогоплательщик не должен составлять и представлять промежуточную (финансовую) отчетность только по основаниям ПБУ 4/99.
А вот обязанность представлять промежуточную отчетность в органы государственной статистики и налоговый орган законодательством РФ не установлена, поскольку п. 1 ст. 18 Закона о бухгалтерском учете, приказом Росстата от 12 августа 2008 г. № 185 «Об усилении контроля за соблюдением законодательства по представлению бухгалтерской отчетности организаций в органы государственной статистики» и подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ установлена обязанность представлять только годовую бухгалтерскую отчетность.
Следовательно, если общество в отсутствие обязанности составлять и представлять промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность по указанным основаниям считает необходимым ее составление для управленческих либо налоговых целей, то такое решение о частоте, сроках составления (месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года), об объеме форм такой отчетности, а также о порядке расчета чистых активов либо величины собственного капитала общества целесообразно зафиксировать в локальных нормативных актах (стандартах).
Таким локальным нормативным актом в первую очередь является учетная политика общества, утвержденная руководителем общества, или изменения (дополнения) к учетной политике, утвержденные отдельным приказом руководителя.
Другой локальный нормативный документ — стандарт общества «Положение по формированию бухгалтерской (финансовой) отчетности» — может быть разработан как отдельный документ и являться приложением к учетной политике общества.
С точки зрения п. 1, 11, 12 ст. 21 Закона о бухгалтерском учете указанные стандарты общества относятся к документам, регулирующим бухгалтерский учет. Иными словами, они имеют силу нормативного документа общества в области бухгалтерского учета при условии, что не противоречат федеральным и отраслевым стандартам (п. 15 ст. 21 Закона о бухгалтерском учете). В связи с этим установление того или иного порядка, необходимого обществу для упорядочения организации и ведения бухгалтерского учета (в частности, составления ежеквартальной отчетности, расчета необходимых обществу показателей, основанных на данных бухгалтерского учета), будет иметь силу нормативного акта в области бухгалтерского учета общества.
При этом Налоговый кодекс РФ не содержит каких-либо специальных требований по составлению промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности для целей соблюдения условий создания (изменения) КГН и определения предельной величины признаваемых расходом процентов по контролируемой задолженности.
О составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности для целей соблюдения условий создания (изменения) КГН
Согласно подп. 3 п. 3 ст. 252 НК РФ организация — сторона договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков должна соответствовать определенным условиям: в частности, размер чистых активов такой организации, рассчитанный на основании бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления в налоговый орган документов для регистрации договора о создании (изменении) КГН, должен превышать размер ее уставного (складочного) капитала.
На основании п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
Понятия «отчетная дата» и «отчетный период» применительно к бухгалтерской (финансовой) отчетности установлены Законом о бухгалтерском учете.
Как уже отмечалось, согласно п. 6 ст. 15 Закона о бухгалтерском учете под отчетной датой понимается дата, на которую составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность. Отчетной датой является последний календарный день отчетного периода.
Таким образом, для целей регистрации договора о создании (изменении) КГН размер чистых активов организации — стороны договора о создании КГН должен быть рассчитан на основании бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной на более позднюю отчетную дату, предшествующую дате представления в налоговый орган документов для регистрации такого договора. Требований к периодичности составления бухгалтерской отчетности для соблюдения норм налогового законодательства о КГН Налоговый кодекс РФ не устанавливает.
Аналогичным образом, если общество на основании п. 2 ст. 23 Закона об ООО обязано выплатить участнику общества действительную стоимость его доли в уставном капитале, а в учетной политике общества закреплен порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности ежеквартально, то за основу расчета действительной стоимости доли участника, заявившего о выходе из общества, принимаются данные бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной на более позднюю отчетную дату, предшествовавшую дате обращения участника общества с соответствующим требованием.
Правомерность данного вывода подтверждается официальной позицией Минфина России. Так, в письме от 27 ноября 2013 г. № 03-03-10/51217 финансовое ведомство разъясняет, что «организация — сторона договора о создании КГН может иметь обязанность составлять и представлять промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность за различные периоды (на различные отчетные даты) в зависимости от того, каким актом (документом) из предусмотренных Федеральным законом № 402-ФЗ такая обязанность установлена (например, в соответствии с решением собственника экономического субъекта он может иметь обязанность ежемесячно составлять и представлять промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность)». Исходя из положений Закона о бухгалтерском учете и учитывая положения подп. 3 п. 3 ст. 252 НК РФ, Минфин России пришел к выводу, что «размер чистых активов должен определяться на основании бухгалтерской (финансовой) отчетности, составление и представление которой установлено одним из оснований, предусмотренных Федеральным законом № 402-ФЗ, на более позднюю отчетную дату».
Письмом ФНС России от 19 декабря 2013 г. № ГД-4-3/23025@ приведенное письмо Минфина России было направлено для сведения и использования в работе нижестоящих налоговых органов.
В письме от 8 ноября 2013 г. № 03-03-06/1/47681 Минфин России также указал, что «расчет чистых активов организации производится на основании последней бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной до даты представления в налоговый орган документов для регистрации договора о создании (изменении) консолидированной группы налогоплательщиков».
На необходимость руководствоваться нормами законодательства о бухгалтерском учете при определении отчетной даты, по состоянию на которую должна быть составлена бухгалтерская (финансовая) отчетность, на основании которой определяется размер чистых активов организации при создании (изменении) КГН, Минфин России указал и в письме от 10 июня 2013 г. № 03-03-06/1/21474.
Предусмотренные п. 3 ст. 252 НК РФ условия создания КГН, в том числе условие о превышении размера чистых активов организации — участника КГН над размером ее уставного (складочного) капитала, должны соблюдаться на протяжении всего периода действия КГН (п. 1 ст. 256 НК РФ). Нарушение организацией — участником КГН одного из таких условий является основанием для выхода такой организации из состава КГН, а если речь идет о нарушении условий ст. 252 НК РФ со стороны организации — ответственного участника КГН — для прекращения действия КГН.
При этом НК РФ не установлена какая-либо специальная дата (даты), по состоянию на которую (которые) должна осуществляться проверка соблюдения условий, предусмотренных ст. 252 НК РФ. В связи с этим можно сделать вывод, что расчет чистых активов организации в целях проверки соблюдения предусмотренного ст. 252 НК РФ условия о превышении размера чистых активов организации над размером ее уставного (складочного) капитала должен осуществляться на основании бухгалтерской (финансовой) отчетности на те отчетные даты, на которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета возникают основания для ее составления.
О составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности для целей применения положений ст. 269 НК РФ
В соответствии с п. 2 ст. 269 НК РФ налогоплательщик обязан на последнее число каждого отчетного (налогового) периода исчислять предельную величину признаваемых расходом процентов по контролируемой задолженности путем деления суммы процентов, начисленных налогоплательщиком в каждом отчетном (налоговом) периоде по контролируемой задолженности, на коэффициент капитализации, рассчитываемый на последнюю отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода.
При этом коэффициент капитализации определяется путем деления величины соответствующей непогашенной контролируемой задолженности на величину собственного капитала, соответствующую доле прямого или косвенного участия иностранной организации в уставном (складочном) капитале (фонде) российской организации, и деления полученного результата на 3 (для банков и организаций, занимающихся лизинговой деятельностью, — на 12,5).
В целях применения п. 2 ст. 269 НК РФ при определении величины собственного капитала в расчет не принимаются суммы долговых обязательств в виде задолженности по налогам и сборам, включая текущую задолженность по уплате налогов и сборов, суммы отсрочек, рассрочек и инвестиционного налогового кредита.
Приведенная норма п. 2 ст. 269 НК РФ, устанавливающая порядок определения коэффициента капитализации, не содержит указания на конкретный источник данных, на основании которого должна быть определена величина собственного капитала при расчете указанного коэффициента, а значит, в отличие, например, от нормы подп. 3 п. 3 ст. 252 НК РФ, прямо обязывающей налогоплательщика определять размер чистых активов организации на основании бухгалтерской (финансовой) отчетности, не ограничивает налогоплательщика в выборе источника информации.
Таким образом, НК РФ не обязывает налогоплательщика определять величину собственного капитала исключительно на основании данных бухгалтерской (финансовой) отчетности. Соответственно при расчете коэффициента капитализации величина собственного капитала может быть определена на основании данных бухгалтерского учета, содержащихся в любых источниках. В частности, в качестве такого источника могут выступать регистры бухгалтерского учета, на основании которых составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность, или справка бухгалтера.
В то же время необходимо отметить, что, устанавливая показатели, не участвующие в расчете величины собственного капитала, НК РФ тем не менее не определяет порядок расчета указанной величины.
Разъяснения по вопросу определения величины собственного капитала для расчета предельной величины признаваемых расходом процентов по контролируемой задолженности неоднократно давал Минфин России, указывая, что собственный капитал представляет собой разницу между суммой чистых активов и величиной обязательств налогоплательщика (см., например, письма Минфина России от 20 марта 2012 г. № 03-03-06/1/138, от 7 марта 2010 г. № 03-03-06/1/6908, от 29 января 2009 г. № 03-03-06/1/36, от 17 декабря 2008 г. № 03-03-06/1/696, от 4 июля 2008 г. № 03-03-06/1/386 и от 16 мая 2008 г. № 03-03-06/1/321). При этом сумма активов и величина обязательств организации, как указывает финансовое ведомство, определяются на основании данных бухгалтерского учета в соответствии с Порядком оценки стоимости чистых активов акционерных обществ (утвержден приказом Минфина России и ФКЦБ России от 29 января 2003 г. № 10н/03-6/пз[3]).
В свою очередь, п. 2 указанного Порядка определено, что для оценки стоимости чистых активов акционерного общества составляется расчет по данным бухгалтерской отчетности.
Ранее Минфин России также указывал, что собственный капитал небанковской организации представляет собой разницу между итоговой строкой бухгалтерского баланса и суммой итоговых строк Раздела IV«Долгосрочные обязательства» и Раздела V«Краткосрочные обязательства» бухгалтерского баланса (письма Минфина России от 26 января 2007 г. № 03-03-06/1/36 и от 31 октября 2005 г. № 03-03-04/1/322).
Таким образом, официальная позиция Минфина России сводится к тому, что величина собственного капитала должна определяться на основании данных бухгалтерской отчетности. Однако, на наш взгляд, налогоплательщики вправе не руководствоваться данной позицией ввиду следующего:
- во-первых, приведенные письма Минфина России были выпущены до вступления в силу нового Закона о бухгалтерском учете (от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ), который отменил обязанность экономических субъектов составлять месячную и квартальную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. После вступления в силу указанного Закона какие-либо официальные разъяснения по рассматриваемому вопросу не выпускались;
- во-вторых, Федеральным законом № 97-ФЗ[4] были внесены изменения в подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ, согласно новой редакции которого налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган по местонахождению организации лишь годовую бухгалтерскую отчетность;
- в-третьих, приравнивание величины собственного капитала к разнице между суммой чистых активов и величиной обязательств организации осуществляется лишь на уровне разъяснений Минфина России. Налоговый кодекс РФ, как уже отмечалось, не определяет порядок расчета величины собственного капитала.
На основании изложенного можно сделать вывод, что если отчетным периодом по налогу на прибыль для налогоплательщика признается месяц, то составление промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности ежеквартально, а не ежемесячно не создает для такого налогоплательщика каких-либо рисков с точки зрения применения положений ст. 269 НК РФ, поскольку величина собственного капитала по состоянию на последнее число каждого отчетного периода (месяца) может быть определена им на основании других документов, составленных на соответствующую отчетную дату и содержащих необходимые для расчета данные (например, на основании регистров бухгалтерского учета).
[1] Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
[2] Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 утверждено приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н.
[3] По мнению Минфина России, указанный Порядок может также применяться обществами с ограниченной ответственностью (см., например, письма Минфина России от 20 марта 2012 г. № 03-03-06/1/138, от 13 мая 2010 г. № 03-03-06/1/329 и от 7 декабря 2009 г. № 03-03-06/1/791).
[4] Федеральный закон от 29 июня 2012 г. № 97-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона “О банках и банковской деятельности”».
Начать дискуссию