Земельный налог

Налогообложение земель сельскохозяйственного назначения юридическими лицами

Земельные участки облагаются земельным налогом в соответствии с положениями 31 главы Налогового кодекса и нормативными актами муниципальных образований, на территории которых расположена земля.

Земельные участки облагаются земельным налогом в соответствии с положениями 31 главы Налогового кодекса и нормативными актами муниципальных образований, на территории которых расположена земля.

В соответствии с положениями пп.1 п.1 ст.394 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и, в отношении земельных участков:

  • отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства,

не могут превышать 0,3%.

В то же время, в отношении прочих земельных участков налоговая ставка устанавливается в размере 1.5%.

Учитывая тот факт, что налог рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земель, разница в сумме при применении пониженной ставки 0.3% и максимальной 1.5%  получается весьма существенная.

При этом, применение пониженной ставки налога имеет свои нюансы – считать земельный налог исходя из категории земель и вида разрешенного использования, указанных в правоустанавливающих документах на участок весьма рискованно.

Применение пониженной ставки ставится в зависимость не только от категории земель, но и от фактического вида использования данных земель.

В нашей статье мы поговорим о том, как правильно определить ставку земельного налога и как важно уделить внимание фактическому использованию земли (в том числе - сдаваемой в аренду). Кроме того будут рассмотрены некоторые особенности налогообложения земель с видом разрешенного использования «для дачного строительства» и «для ведения личного подсобного хозяйства».

Земли сельскохозяйственного назначения

Статьей 77 Земельного кодекса регламентированы понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с п.1 ст.77 ЗК РФ, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли:

  • находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Согласно п.2 ст.77 ЗК РФ, в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются:

  • сельскохозяйственные угодья,
  • земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений,
  • водными объектами,
  • а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Таким образом, в соответствии с требованиями НК РФ, пониженная ставка земельного налога применяется при соблюдении следующих условий:

  • земля относится к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах;
  • земля фактически используется для сельскохозяйственного производства.

Соответственно, если земли приобретаются для последующей продажи и не используются по целевому назначению, пониженную ставку земельного налога применять нельзя.

В этом случае земельные участки облагаются у собственника по ставке, не превышающей 1.5%.

Не смотря на то, что в полномочия налоговых органов не входит контроль за целевым использованием земель, ИФНС не остается в неведении по этому вопросу. Информацию налоговые органы получают в рамках Соглашения об информационном взаимодействии между Управлением Федеральной налоговой службы по Московской области, Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, заключенного в г. Москве 21.10.2013г.

Период, с которого доначисляются налоги при нецелевом использовании земель может быть определен с даты акта о совершении правонарушения. Такие разъяснения даны УФНС России по МО в Письме от 19.12.2012г. №18-28/68720@:

«При этом до исчерпывающего урегулирования вопроса о периоде, в течение которого начисление налога в отношении Участка необходимо осуществлять по повышенной ставке, полагаем, что такой период может определяться с даты совершения (а при отсутствии информации о дате совершения - с даты выявления совершения) налогоплательщиком правонарушения, подтверждающего неиспользование Участка для сельскохозяйственного производства, до даты вынесения уполномоченным органом госземнадзора решения, подтверждающего устранение указанного правонарушения.

При необходимости уточнения сведений о данном периоде (например, выяснении вопроса о дате совершения правонарушения в случае, если такая дата не указана в Постановлении, либо о дате устранения правонарушения) налоговым инспекциям целесообразно официально обращаться в соответствующие органы госземнадзора.

Также обращаем внимание, Перечень признаков неиспользования Участков для ведения сельскохозяйственного производства утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 №369.»

Земля сдана в аренду

Согласно п.1 ст.41 ЗК РФ, лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков*.

*За исключением прав на возведение жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, строений, сооружений.

Соответственно, если собственник владеет земельным участком сельскохозяйственного назначения и предоставляет его в аренду для использования в целях соответствующих виду разрешенного использования земли, он может рассчитывать земельный налог по пониженным налоговым ставкам.

Однако, правомерность использования такой ставки налогоплательщику, возможно, придется доказывать в суде.

В Постановлении ФАС Московского округа от 05.02.2014г. №Ф05-15947/2012 по делу №А41-21890/12 суд поддержал налогоплательщика, указав, что из положений пп.1 п.1 ст.394 НК РФ*, применение пониженной ставки земельного налога по земельным участкам не ставится в зависимость от организационно-правовой формы юридического лица - собственника земельного участка.

Напротив, из этой нормы вытекает, что такая ставка применяется в отношении объекта налогообложения, используемого в соответствии с его назначением

Правовой режим земельного участка не зависит от статуса его собственника и определяется содержащимися в государственном кадастре недвижимости сведениями о его целевом назначении и виде разрешенного использования.

*А также принятых нормативных актов органов местного самоуправления об установлении ставок земельного налога.

Таким образом, если налогоплательщик не готов судиться с налоговыми органами, в рассматриваемом случае так же следует использовать максимальную налоговую ставку по земельному налогу (в пределах 1.5%).

Виды разрешенного использования земель

В соответствии с пп.8 п.1 ст.1 Земельного кодекса, одним из основных принципов ЗК РФ является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования* в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

*Согласно п.2 ст.7 ЗК РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014г. №540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», действующим с 24.12.2014г.

При этом, разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с ЗК РФ классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.

Соответственно, земля должна не просто использоваться для сельскохозяйственного производства, а еще и использоваться в соответствии с ее целевым назначением.

Таким образом, при определении возможности использования пониженной ставки земельного налога, вид разрешенного использования земельного участка имеет большое значение.

Одним из видов разрешенного использования земель сельскохозяйственного является вид «для ведения сельскохозяйственного производства». Соответственно, если организация использует для сельскохозяйственного производства такой земельный участок, то применять пониженную ставку по налогу на землю можно совершенно спокойно.

Однако периодически в документах указываются такие виды разрешенного использования как «для дачного строительства» и «для ведения личного подсобного хозяйства».

Земли для дачного строительства

Напомним, что согласно п.1 ст.11 НК РФ, институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.

Согласно п.2 ст.81 ЗК РФ, порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным кодексом, Федеральным законом от 15.04.1998г. №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

В соответствии с п.1 ст.1 закона №66-ФЗ, дачный земельный участок это участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).

Дачные хозяйства могут вести граждане в индивидуальном порядке либо путем создания ими дачного некоммерческого объединения.

Положениями действующего законодательство использование земельных участков для дачного строительства коммерческими организациями не предусмотрено.

Соответственно, при расчете земельного налога в отношении земельного участка сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием «для дачного строительства» коммерческой организацией, необходимо применять налоговую ставку в размере не более 1,5%, , установленную «для прочих земельных участков».

Такие рекомендации в очередной раз дал Минфин в своем Письме от 04.12.2013 №03-05-06-02/52781 со ссылкой на Определение ВАС от 22.03.2011г. №ВАС-2745/11:

«Из системного толкования п. 2 ст. 7, ст. 77, п. 1 ст. 78 Земельного кодекса следует, что применение пониженной ставки земельного налога в размере 0,3% возможно при соблюдении одновременно двух условий: отнесения земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и их использования для сельскохозяйственного производства согласно целевому назначению земель. Использование льготного налогообложения по ставке 0,3% допускается в отношении тех земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для целей дачного строительства в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан.

Данная правовая позиция находит свое отражение, в частности, в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.03.2011 N ВАС-2745/11 и Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.12.2010 N А26-3024/2010.

Учитывая изложенное, полагаем, что в отношении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием "для дачного строительства", принадлежащего коммерческой организации, должна применяться налоговая ставка, установленная нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), для прочих земельных участков в размере, не превышающем 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка.»

Аналогичной позиции ведомство придерживалось и в предыдущих Письмах (например – Письмо от 11.02.2013г. №03-05-04-02/3224 и пр.).

Кроме того, в «свежем» Определении ВАС РФ от 19.02.2014г. №ВАС-1310/14 по делу №А41-49641/12 указывается, что если земельные участки приобретены коммерческой фирмой и не используются по целевому назначению и приобретались не в целях непосредственного использования, подобного использованию гражданами для садоводства, огородничества и ведения дачного хозяйства, применение пониженной налоговой ставки неправомерно:

«Оценив представленные в материалы дела доказательства и установив, что относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования «для дачного строительства» спорные земельные участки не используются для сельскохозяйственного производства, суды признали неправомерным применение обществом пониженной ставки земельного налога…

…Доводы заявителя о том, что установление разрешенного вида использования спорных земельных участков "для дачного строительства" позволяет в силу абзаца 4 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации применить пониженную ставку земельного налога в отношении принадлежащих заявителю участков, учитывались ранее судами и получили правовую оценку, отраженную в оспариваемых судебных актах.

Названной нормой Кодекса предусмотрено применение пониженной ставки земельного налога в отношении земельных участков приобретенных (предоставленных) в том числе для дачного хозяйства, которым в силу статьи 1 Федерального закона от 15.04.1998 N66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» признается:

  • некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее участникам (членам) в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства,

тогда как заявитель к таким субъектам не относится, зарегистрированные за ним земельные участки не используются им по целевому назначению и приобретались не в целях непосредственного использования, подобного использованию гражданами для садоводства, огородничества и ведения дачного хозяйства.»

Не смотря на тот факт, что в вышеуказанном Определении рассматривался случай, когда компания не использовала земельные участки для сельскохозяйственного производства, даже если предприятие будет использовать землю в таких целях, возможен спор с налоговыми органами.

Это связано с тем, что по мнению контролирующих органов, целью введения пониженной ставки было содействие учрежденным гражданами некоммерческим организациям в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства. А значит, в случае, когда компания использует земельные участки в коммерческих целях, нет оснований считать, что земельный налог может уплачиваться по ставке 0,3%.

В связи с тем, что аналогичное мнение было неоднократно поддержано на уровне ВАС, то и в суде отстоять свою точку зрения будет проблематично.

Земли для ведения личного подсобного хозяйства

В соответствии с п.1 ст.78 ЗК РФ, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

Согласно ст.2 Федерального закона от 07.07.2003г. №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» личным подсобным хозяйством признается форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, которая ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

Соответственно, из положений действующего законодательства вытекает, что для личного подсобного хозяйства земли могут использоваться только гражданами, а никак не коммерческими организациями.

Однако запрета на приобретение организацией у физического лица такого земельного участка законодательство так же не устанавливает. Таким образом, компания может оказаться владельцем земельного участка с вышеуказанным видом разрешенного использования.

По этому вопросу есть разъяснения Минфина, опубликованные на официальном сайте ФНС России.

В соответствии с данными разъяснениями (Письмо Минфина РФ от 20.03.2012г. №03-05-04-02/25), если организация использует такой земельный участок для сельскохозяйственного производства, то можно применять пониженную ставку земельного налога:

«..Таким образом, разрешенное использование земельного участка для личного подсобного хозяйства подразумевает использование земельного участка для сельскохозяйственного производства.»

«…Таким образом, с учетом вышеизложенного положения пп.1 п.1 ст.394 Налогового кодекса полагаем, что если земельный участок из земель населенных пунктов с разрешенным использованием для личного подсобного хозяйства, принадлежащий на праве собственности организации, отнесен к землям в составе зон сельскохозяйственного использования, то в отношении такого земельного участка может применяться налоговая ставка в размере, не превышающем 0,3 процента кадастровой стоимости этого земельного участка.»

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию