Минфин разработал новые формы отчетности. Они вводятся, начиная с отчетности за 2003 год. Однако, по разъяснениям чиновников, их можно применять уже за 9 месяцев. В статье мы расскажем, в чем принципиальное различие новых и старых форм.
Новые формы отчетности утверждены приказом Минфина от 22 июля 2003 г. № 67н. Кроме самих форм приказ утвердил Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности (далее – Указания об объеме) и Указания о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности (далее – Порядок составления). С его выходом утрачивают силу:
– приказ Минфина от 13 января 2000 г. № 4н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее – приказ № 4н);
– приказ Минфина от 28 июня 2000 г. № 60н «О Методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций» (далее – приказ № 60н).
Объем бухгалтерской отчетности
В отличие от норм, введенных приказом № 4н, в новых Указаниях об объеме отчетность не разделяется на годовую и промежуточную. Требования к составу теперь содержатся только в Положении по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденном приказом Минфина от 6 июля 1999 г. № 43н. Вероятно, это связано с тем, что Минфин сейчас разрабатывает новое ПБУ по промежуточной отчетности организаций.
С учетом ПБУ 4/99 годовая отчетность по-прежнему будет состоять:
– из бухгалтерского баланса (форма № 1);
– из отчета о прибылях и убытках (форма № 2);
– из отчета об изменениях капитала (форма № 3);
– из отчета о движении денежных средств (форма № 4);
– из приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5);
– из отчета о целевом использовании полученных средств (форма № 6).
– из аудиторского заключения (для фирм, отчетность которых подлежит обязательному аудиту).
В состав промежуточной отчетности, как и раньше, войдут бухгалтерский баланс (форма № 1) и отчет о прибылях и убытках (форма № 2).
К отчетности нужно будет прилагать сопроводительное письмо.
Порядок составления отчетных форм
Порядок составления отчетных форм практически не изменился. Как и прежде, фирмам рекомендовано разрабатывать собственные формы отчетности на основе утвержденных образцов. При этом они должны учитывать требования ПБУ 4/99. Отчетность должна давать достоверную и полную картину финансового состояния фирмы.
В отчетности следует раскрывать все существенные показатели. При этом их существенность фирма определяет самостоятельно. В Порядке составления сказано, что она зависит от оценки показателя, его характера и обстоятельств возникновения. Сохранен параметр соотношения сумм показателей к общему итогу. Фирма может считать существенным показатель, сумма которого составляет не менее пяти процентов общего итога.
Кроме того, фирма может раскрывать в пояснениях к балансу некоторые показатели, которые обычно считаются несущественными.
Вместе с бухгалтерской отчетностью фирма может представлять дополнительную информацию. Например, планы развития фирмы, политику в отношении заемных средств, природоохранные мероприятия и др.
Как и прежде, разрешено использовать утвержденные образцы, не разрабатывая своих форм. При этом раньше графы с отсутствующими у фирмы показателями нужно было прочеркивать. Теперь чиновники предлагают не включать их в формы. Это предложение противоречит разрешению использовать утвержденные образцы. Исходя из текста документа, фирма все-таки должна будет составить свою форму отчетности. Вероятно, на практике можно будет по старинке прочеркивать пустые графы.
Особенности формирования отчетности
В отличие от приказа № 60н новый Порядок составления не содержит особенностей формирования каждого отчета. Он очень краток и оговаривает только общие правила. В целом они мало отличаются от норм, действовавших до сих пор.
Минфин объяснил, как исправлять в учете выявленные ошибки. Порядок исправления не изменился. Если ошибки обнаружены до окончания отчетного года, то необходимые записи по-прежнему нужно вносить в учет по мере их выявления. Ошибки, которые найдены в следующем году, но до составления отчетности, исправляются в учете записями декабря отчетного года. Если отчетность уже составлена, то в нее не нужно вносить исправления. Соответствующие записи в таком случае делаются в том году, в котором обнаружены ошибки. Однако в новом документе Минфин не указал на обязательное проведение инвентаризации. Решая вопрос о необходимости инвентаризации, фирма должна учитывать нормы Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина от 13 июня 1995 г. № 49.
Следует отметить, что в Порядке составления нет никаких указаний относительно отчетности фирм, имеющих филиалы. Раньше в приказе № 60н было сказано, что такие фирмы должны сдавать отчетность с учетом данных по всем своим обособленным подразделениям. Это правило повторяло требования, приведенные в ПБУ 4/99. Минфин убрал этот повтор. Вообще чиновники максимально почистили новый документ от встречавшихся ранее требований, прямо повторяющих правила других нормативных актов.
Новый баланс (форма № 1)
Новая форма баланса сокращена по сравнению с применяемой до сих пор. Из нее исключены практически все расшифровки основных показателей. Теперь все подробности нужно будет указывать только в Приложении к бухгалтерскому балансу (форма № 5).
Реквизиты фирмы, которые нужно указать в начале баланса, оставлены без изменений, не считая того, что теперь под адресом следует понимать местонахождение фирмы. Коды строк, в которых отражаются основные показатели, также сохранены в прежнем виде.
Кроме того, чиновники убрали из баланса упоминания о счетах бухгалтерского учета. Бухгалтер должен будет самостоятельно определить, остатки каких счетов следует включать в те или иные показатели.
Подписывать баланс, как и прежде, должны руководитель и главный бухгалтер фирмы. При этом теперь не нужно указывать реквизиты квалификационного аттестата профессионального бухгалтера, даже если он есть у главбуха.
Актив
Основные показатели раздела «Внеоборотные активы» сохранились без изменений. Однако их больше не нужно отражать в разрезе конкретных видов активов.
Кроме того, в раздел добавлена новая строка «Отложенные налоговые активы». Ее появление связано с Положением по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утвержденным приказом Минфина от 19 ноября 2002 г. № 114н.
Отложенный налоговый актив – это положительная разница между реальным налогом на прибыль и условным налогом, рассчитанным с балансовой прибыли. Он показывает, насколько уменьшится сумма этого «искусственного» налога в следующих отчетных периодах. Отложенный актив рассчитывается умножением вычитаемой временной разницы на ставку налога.
Вычитаемая временная разница – это доходы или расходы, учитываемые при формировании бухгалтерской прибыли в текущем отчетном периоде, а при формировании налогооблагаемой прибыли – в следующих отчетных периодах.
Пример
Для целей бухгалтерского учета ЗАО «Пассив» начисляет амортизацию по основным средствам по сумме чисел лет срока полезного использования. В налоговом учете амортизация начисляется линейным способом.
Первоначальная стоимость оборудования «Пассива» равна 190 000 руб. Срок его полезного использования – 7 лет.
За 2003 год сумма начисленной амортизации составит:
– в бухгалтерском учете:
190 000 руб. ´ 7 лет : (7 + 6 + 5 + 4 + 3 + 2 + 1) = 47 500 руб.;
– в налоговом учете:
190 000 руб. : 7 лет = 27 143 руб.
Вычитаемая временная разница составит:
47 500 руб. – 27 143 руб. = 20 357 руб.
Отложенный налоговый актив с этой разницы составит:
20 357 руб. ´ 24% = 4886 руб.
Бухгалтер ЗАО «Пассив» отразит сумму отложенного налогового актива записью:
ДЕБЕТ 09 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– 4886 руб. – отражен отложенный налоговый актив.
На конец отчетного периода эта сумма показывается по строке 145 баланса.
К «Оборотным активам» Минфин не добавил ничего нового и также убрал подробные расшифровки статей. Оставлены только дополнительные сведения о запасах фирмы. Их по-прежнему следует отражать в разрезе конкретных видов запасов.
Краткосрочная и долгосрочная дебиторские задолженности раскрываются только в части долгов перед покупателями и заказчиками. Остальные их виды не указываются.
Следует обратить внимание, что в состав краткосрочных финансовых вложений теперь не включаются собственные акции, выкупленные у акционеров. Их нужно отражать в разделе «Капитал и резервы» со знаком «минус».
Пассив
Из раздела «Капитал и резервы» исключили несколько показателей. В частности, теперь в нем не отражаются отдельные сведения:
– о фонде социальной сферы;
– о целевых финансировании и поступлениях;
– о нераспределенной прибыли прошлых лет;
– о непокрытом убытке прошлых лет.
Строки «Нераспределенная прибыль отчетного года» и «Непокрытый убыток отчетного года» объединены.
Кроме того, в раздел включена новая строка «Собственные акции, выкупленные у акционеров». Такие акции учитываются на счете 81 «Собственные акции (доли)» в сумме фактических затрат на их приобретение независимо от номинальной стоимости.
В «Долгосрочные обязательства» добавлена строка «Отложенные налоговые обязательства» и исключена расшифровка полученных займов и кредитов.
Согласно ПБУ 18/02, отложенное налоговое обязательство – это отрицательная разница между реальным налогом на прибыль и условным налогом, исчисленным с балансовой прибыли. Оно показывает, насколько нужно будет увеличить сумму этого «искусственного» налога в следующих отчетных периодах. Его сумма отражается на счете 77 «Отложенные налоговые обязательства».
Раздел «Краткосрочные обязательства» не сильно изменился. Как и во всем балансе, в нем заметно сокращены расшифровки обязательств фирмы. В частности, не нужно сообщать дополнительные сведения о займах и кредитах, а также о полученных векселях и авансах. Кроме того, теперь не показывается отдельной строкой задолженность перед дочерними и зависимыми обществами.
Справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах
В перечень показателей, отражаемых в справке, добавлена строка «Нематериальные активы, полученные в пользование». Владелец исключительных прав на изобретение, компьютерную программу, товарный знак и т. п. может передать право пользования этим имуществом другой организации. Получатель должен учитывать такие активы за балансом в оценке, принятой в договоре.
Строка «Износ основных средств» заменена на строку «Износ жилищного фонда». Она по-прежнему заполняется на основании данных, учтенных на забалансовом счете 010.
В отличие от старой формы, в новой справке нет строки «Стоимость других ценностей». Другие показатели справки не изменились.
Отчет о прибылях и убытках (форма № 2)
Отчет о прибылях и убытках тоже сократился, но не так заметно, как баланс. Из формы № 2 исключены расшифровки выручки и себестоимости.
Минфин изменил в отчете разбивку на разделы. Вместо четырех их теперь только два: «Доходы и расходы по обычным видам деятельности» и «Прочие доходы и расходы». Первый раздел оставлен без изменений, а во втором соединились все операционные и внереализационные доходы и расходы. Чрезвычайные доходы и расходы в отчете больше не упоминаются. Если они возникнут, фирма может самостоятельно отразить их в свободной строке.
Основные показатели Отчета о прибылях и убытках сохранены в прежнем виде. К ним добавились «Отложенные налоговые активы» и «Отложенные налоговые обязательства». Показатели этих строк заполняются на основании данных, отраженных по счетам 09 «Отложенные налоговые активы» и 77 «Отложенные налоговые обязательства».
Минфин значительно изменил раздел «справочно» формы № 2. Вместо дивидендов по обычным и привилегированным акциям здесь указываются базовая и разводненная прибыли на акцию. Чтобы рассчитать эти показатели, нужно воспользоваться Методическими рекомендациями по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию, которые утверждены приказом Минфина от 21 марта 2000 г. № 29н.
Начать дискуссию