Мне показалось, что моя предыдущая статья про “звезд” у некоторых уважаемых читателей вызвала реакцию несогласия и возмущения. В статье говорилось о том, что “звезд” надо правильно растить, иначе они могут стать причиной разрушения слаженной работы команды, что, в свою очередь, может негативно отразиться на конечном результате работы. Я попытаюсь углубиться в рассмотрение этого сложного вопроса, чтобы расставить все точки над «i».
Для начала, расскажу вам сказку: «Купил человек как-то себе часы. Именно такие, о которых долго мечтал. Очень долго: с самого детства. С тех пор, как впервые увидел эти часы в папином журнале. Пусть будут эти часы из Швейцарии. Только, действительно, из Швейцарии, а не с сайта китайских реплик. Стоили часы очень дорого, и понятно почему. Во-первых, швейцарские, во-вторых, идеально точный и надежный механизм, в-третьих, сделаны часы из благородных металлов, в-четвертых, компания, производящая эти часы, существует уже более 100 лет. И все бы хорошо, только была у этих часов одна особенность: работали они и указывали время только по известным им самим правилам. Когда хотели, ходили, а когда не хотели, не ходили. Устав от такой неопределенности, человек решил их отнести одному хорошему часовому мастеру. Уж он-то должен разобраться в таком сложном швейцарском механизме…
Так он и сделал, отнес часы мастеру. Открыл часовщик крышку часов, посмотрел внутрь, нахмурился и говорит: «Хорошие часы, я бы даже сказал, что прекрасные часы. Произведение искусства, а не часы. Только вот работать они у Вас не будут».
«Почему?» – удивился человек, я за них заплатил кучу денег! Марка часов безупречная!»
«Да, так и есть, марка безупречная и механизм исправен», - отвечал мастер. Потом сделал паузу, посмотрел еще раз задумчиво на механизм и продолжил: «Не будут они работать, потому что все исправно, все: шестеренки, пружинки, камни на месте. Но, вот такое странное дело,… почему-то одна шестеренка в форме звезды, то встает на свое место, то уходит, то увеличивается в размере, то снова приходит в норму».
Вернулся домой человек и положил свои швейцарские часы на полку. А что еще ему оставалось делать? Денег он за них заплатил много. Не выбрасывать же их? Хотя, как часы, они бесполезные, время по ним не узнаешь, да и знакомые засмеют, если узнают, что носит он на руке часы, которые часы только для виду. Все что остается, так это использовать их в качестве украшения интерьера.»
Суть этой жизненной истории в том, что независимо от размера инвестиций в бизнес, размера бизнеса или количества производимого продукта, конечный результат зависит от каждого отдельно взятого сотрудника, от того, как он относится к своим обязанностям и как их выполняет. Известно множество примеров, когда из-за мелочей гибло большое целое. Например, какой-то насос не сработал, а вследствие этого взорвалась ракета (запуск Протона в 2014 году). Если такая мелочь, как винтик, может стать причиной катастрофы, то что говорить о “звезде”, которая является примером для подражания большому количеству сотрудников в компании. Разве не должен быть этот пример созидательным и положительным? Более того, чем более значимое положение человек занимает в компании, тем большая ответственность на нем лежит не только в профессиональной плоскости, но и в моральной. Любая “звезда” играет значительную структурную роль в достижении целей, стоящих перед предприятием, в котором она работает.
В широком смысле, истинная цель работы любого предприятия – это создание счастливого рабочего коллектива и счастливых Клиентов на протяжении максимально долгого промежутка времени. Я не случайно поставил счастливый рабочий коллектив на первое место, потому что искренне верю в то, что до тех пор, пока компания не сможет научиться создавать такую атмосферу на предприятии, которая сделает сотрудников счастливыми, она не сможет сделать своего Клиента счастливым и, как результат, не сможет быть успешной и в финансовом плане. Почему? Потому что грустные пессимистичные люди не могут нас наполнить позитивом и жизненной энергией. Но как добиться, чтобы атмосфера в компании помогала сотрудникам быть счастливыми, работать с удовольствием и делиться дальше своей энергией с Клиентами? Я думаю, что ответ заключен в понятии СПРАВЕДЛИВОСТЬ.
Наличие справедливого подхода может быть связующим компонентом, который помогает сплотить компанию, а отсутствие данного подхода может «взорвать» компанию и разрушить слаженную работу команды. Примеров, когда чувство обиды от произошедшей несправедливости, разрушившей все вокруг, великое множество. Роль “звезд” в этом процессе особо критична. Например, кортеж чиновника, из-за которого надолго перекрыто движение в целом районе, разве объединяет общество? Скорее, разобщает его, но не смотря на то, что “звезда” имеет право беспрепятственного проезда по-закону, эта ситуация почему-то все равно воспринимается, как несправедливая.
Со “звездами” в компаниях такая же история. Грань, когда блага, которые получает “звезда” за свои достижения и когда она считается окружающими справедливой, очень тонкая и, к сожалению, как правило, нарушается самими “звездами”.
Человеческая природа такова, что все, что мы имеем через некоторое время приедается, и нам хочется большего, того, что пока мы даже не можем себе позволить. “Звезда” в этом ничем не отличается от других. В начале то, что было заслужено получено, радовало, но со временем хотелось уже большего. И как тут не «зазвездиться» при таком подходе? Избежать этого может только культурный, воспитанный человек, обладающий чувством такта, осознающий собственную роль в общем деле, которое-то и позволило ему (“звезде”) стать тем, кем он и является – уважаемым, ценным человеком.
Ответственность “звезды” – осознавать, что нужно работать во имя слаженной работы всего механизма. Если перестать это делать, начать ставить свои интересы выше интересов команды и Клиента, то при таком подходе работа “звезды” начинает приносить негативные результаты, превращаясь из созидательной силы в разрушительную.
Задача руководителя, зная об этой опасности (одной из многих, которые каждый день угрожают бизнесу), подготовиться к ней заранее и вести дела с самого начала таким образом, чтобы не допустить негативного развития событий. Сберечь и “звезду”, и сплоченный коллектив, для которого важна общая радость от достигнутой очередной победы. Ведь, никто не будет спорить с тем, что, зная о негативных последствиях «сидячего образа жизни», мы должны заняться спортом задолго до того, как последствия данного образа жизни лишат нас здоровья и сил.
Своих сотрудников надо любить и уважать так, как если каждый из них является потенциальной “звездой”. При таком отношении к сотрудникам, действительно, каждый и станет “звездой”, но что еще более важно для общего дела компании – так это поддерживать в компании чувство гордости (не путать с гордыней, т.к. отличие заключено в том, что гордость связана с результатом общих усилий, а гордыня только с личным вкладом).
Гордость – это здоровый ген, гордыня – это злокачественная опухоль, которая имеет склонность только разрастаться, поражая здоровый организм. Если руководитель был беспечен до такой степени, что не заметил появления такой опухоли, он должен проявить мужество и удалить новообразование, спасая тем самым ситуацию в целом. Уверен, что каждый человек в отношении своего организма поступил бы именно так. Так почему же не поступить аналогично с бизнесом, с любым предприятием, которое в данном случае по аналогии с человеческим организмом нуждается в «хирургическом вмешательстве»?
Итак, я, как человек, как руководитель, двумя руками за “звезд”, чтобы было их много, разных, а еще, я за скромных “звезд”. Такие есть. И для меня это – истинные “звезды”, потому что быть “звездой”, знать, что ты - “звезда”, быть скромным, считать, что закон один для всех – это и есть самое верное доказательство того, что этот человек – настоящая “звезда”.
Комментарии
40Способность к предпринимательству есть далеко не у всех, у каждого свои способности...