Эти и другие изменения в процедуру классификации товаров в рамках таможенного декларирования внесли Федеральный закон от 24.11.2014 № 365-ФЗ и Федеральный закон от 22.10.2014 № 312-ФЗ. Как нововведения отразятся на бизнесе, рассказала Наталья Лайша, эксперт компании СКБ Контур.
Почему так важно правильно определить код ТН ВЭД ТС?
При таможенном декларировании каждому товару присваивается код в соответствии с единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ТС (далее – ТН ВЭД). От заявленного кода зависит правильность определения ставки таможенных пошлин и налогов, подлежащих уплате, правомерность применения запретов и ограничений, предоставление льгот и многое другое. А это напрямую связано с пополнением доходной части федерального бюджета РФ.
За неправильное указание кода ТН ВЭД, которое повлекло за собой освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов или занижение их размера, предусмотрена административная ответственность по ст. 16.2 КоАП РФ. В отношении участника ВЭД возбуждается административное производство по факту заявления недостоверных сведений о товаре. В результате компания не только платит крупные штрафы, но и лишается репутации добросовестного участника ВЭД, а значит, и права пользоваться таможенными упрощениями (так называемым «зеленым коридором»).
Судебные споры
Каждый товар классифицируется в зависимости от его свойств и качеств: материала, из которого он изготовлен, функций, которые он выполняет, степени его обработки. Данные критерии могут использоваться одновременно или по отдельности. Соответственно, остается ничем не регламентируемая свобода выбора между различными вариантами классификации. В этом случае важно выбрать один правильный вариант, руководствуясь примечаниями к разделам и группам ТН ВЭД, а также основными правилами интерпретации ТН ВЭД.
Однако недобросовестные участники ВЭД намеренно заявляют недостоверные либо неполные сведения о товаре, а следовательно, и о коде товара, занижая тем самым размер таможенных платежей.
Таможенные органы, в свою очередь, выполняя плановые задания по пополнению федерального бюджета, в неоднозначных ситуациях могут принимать решения по классификации, которые влекут за собой увеличение таможенной пошлины и доначисление таможенных платежей.
В результате вопросы классификации товаров всегда были и остаются актуальными для обсуждений, споров и обращений участников ВЭД в суды в целях защиты своих прав и интересов.
По данным сайта ФТС России, в первом полугодии 2014 г. таможенные органы приняли более 19 000 решений по классификации товаров (второе полугодие 2013 – 17458). В среднем по одному решению по классификации товара в 2013 году в РФ доначислялось 95 тыс. руб. В целом за год доначислено таможенных платежей на сумму 3,117 млрд руб. (это на 27% больше, чем в 2012 году).
Как видно, решений по классификации становится больше, однако сохраняется тенденция практически равного количества судебных решений как в пользу участников ВЭД, так и в пользу таможенных органов: II полугодие 2013 – в пользу участников ВЭД 51%, в пользу таможенных органов – 49%, I полугодие 2014 – в пользу участников ВЭД 48%, в пользу таможенных органов – 52%.
Предварительная классификация
Если у декларанта возникают сложности с определением кода ТН ВЭД, он имеет право заявить код товара на основании предварительного решения о классификации товара, полученного им до начала таможенного декларирования. Это право установлено ст. 53 ТК ТС, ст. 108 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ, приказом ФТС России от 18.04.2012 №760.
Получить предварительное решение по классификации товара может каждый участник ВЭД, обратившись в ФТС через портал госуслуг или направив пакет необходимых документов почтой.
Получение предварительного кода ТН ВЭД не только ускоряет время совершения экспортно-импортных операций, но и помогает избежать ошибок при таможенном декларировании. Это особенно важно при ввозе новых сложных технических устройств либо технологического оборудования (промышленного или IT-оборудования). Поэтому это отличный выход из спорной и неоднозначной ситуации определения классификационного кода по ТН ВЭД.
Как меняется процедура предварительной классификации
1. Весь цикл документооборота в электронном виде
На самом деле процедура предварительной классификации сейчас не до конца реализована в электронном виде. На портале госуслуг можно подать только заявку, а все остальное и собственно выдача решения осуществляется на бумаге.
Федеральный закон от 24.11.2014 № 365-ФЗ дает участнику ВЭД право выбора – получить услугу на бумаге или через интернет – с прохождением всего цикла документооборота (подача заявления, отслеживание статуса заявления, получение результата) в электронном виде.
Для бизнеса это, безусловно, удобнее. Во-первых, электронное взаимодействие с должностными лицами таможенных органов исключит субъективизм в принятии решений и снизит коррупционные риски. Во-вторых, сократится срок получения услуги, а участникам ВЭД не придется обращаться для подачи документов на предварительную классификацию лично. Наконец, процедура станет прозрачной и предсказуемой.
Впрочем, принят пока только 365-ФЗ. Чтобы норма заработала, должны быть приняты нормативно-правовые акты ФТС, которые бы установили формат и структуру необходимых электронных документов.
2. Вводится плата за предварительную классификацию
Раньше предварительные решения по классификации товаров по ТН ВЭД выносились бесплатно. Вступивший в силу Федеральный закон от 22.10.2014 № 312-ФЗ вводит госпошлину за эту услугу в размере 5 000 рублей на каждое наименование товара (включая марку, модель, артикул и модификацию).
Чем вызвано введение платы за оказание данной услуги? Участники ВЭД часто обращаются с запросом решений по однотипным товарам, что увеличивает нагрузку на должностных лиц таможенных органов. Между тем уже сейчас у декларанта есть возможность найти аналог своего товара с присвоенным классификационным кодом в базе принятых решений на сайте Евразийской экономической комиссии.
Возможно, здесь есть и другая заинтересованность. Основная функция таможенных органов – пополнение доходной части федерального бюджета. Учитывая тот факт, что в 2013 году, по данным ФТС России, таможенными органами было принято 2807 предварительных решений, сумма потенциально недоначисленных таможенных платежей составила порядка 14 млн руб. За 10 месяцев 2014 года было принято уже 8640 предварительных решений. Следовательно, в федеральный бюджет потенциально недопоступило около 43 млн рублей. В целом получается довольно внушительная сумма.
Ожидается, что введение государственной пошлины «отфильтрует» поступление обращений от участников ВЭД и начнет пополнять бюджет государства.
Таким образом, с одной стороны, финансовая нагрузка на участников ВЭД увеличивается. С другой стороны, электронный документооборот в рамках процедуры предварительной классификации позволит компаниям сократить затраты, связанные с подготовкой и пересылкой в таможенные органы документов на бумажных носителях.
Комментарии
1