Экономика России

Рубль не спасти, спасем хоть промышленность

30 января состоится очередное ежеквартальное заседание совета директоров Банка России. На рассмотрение будет вынесен один из самых животрепещущих для экономики вопросов: сколько еще продлится действие «пожарного» решения о повышении ключевой ставки до 17%?
Рубль не спасти, спасем хоть промышленность
Здание ЦБ РФ. Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

30 января состоится очередное ежеквартальное заседание совета директоров Банка России. На рассмотрение будет вынесен один из самых животрепещущих для экономики вопросов: сколько еще продлится действие «пожарного» решения о повышении ключевой ставки до 17%?

В прессе появилась информация о том, что регулятор готов опустить ее на 2–3 процентных пункта. Мол, все равно спасти курс рубля не удается, а вред в виде замедления кредитования промышленности становится слишком большим.   

 «Экономический блок Правительства все больше разделяет наши взгляды на необходимость снижения ключевой ставки ЦБ, - написал в Facebook уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов. - На совещании у Медведева Денис Мантуров (глава Минпромторга – Клерк.Ру) назвал это одной из главных мер по поддержке отечественной промышленности. Непонятно упорство финансовых властей. Все, кто хоть сколько-нибудь разбирается в экономике, в промышленности выступают за снижение ставки. Цифры, правда, называются разные. Мы предлагаем вернуться к старой ставке – 8,25%, Мантуров – понизить ее до 10%. Называются еще цифры, вплоть до 6,25%.

Понятно, что снижение ставки нужно делать постепенно и заранее вывешивая график, например, 1-2% в месяц. До какого уровня - станет понятно потом, в зависимости от курса рубля. Главное чтобы ключевая ставка была на выгодном для "инвестиций" уровне». 

Титов ссылается на доклад, представленный на последнем Гайдаровском форуме экспертами Центра Макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП).

ЦМАКП выделяет три возможных пути действий Центробанка. Первый, названный им «статус-кво», является скорее гипотетическим. Он подразумевает, что ЦБ, руководствуясь прежним алгоритмом процентной политики, реагирует на все сохраняющиеся угрозы для рубля (инфляция и падение курса) прежним способом – то есть поднимая ключевую ставку. Поскольку в угрозах недостатка нет, то ставка, по мнению ЦМАКП, к третьему кварталу могла бы взлететь и до 37%.

Второй вариант, более реалистичный, предполагает замораживание ставки на период острой фазы кризиса – то есть примерно то, что мы видим сейчас. При этом ЦБ более активное предоставляет банкам рефинансирование через схему валютного РЕПО и ужесточает регулирование валютной позиции банков. Кроме того, правительство РФ может вести переговоры с крупнейшими экспортерами по принятию ими на себя обязательств продавать часть валютной выручки. Введения валютного контроля не предполагается.

Наконец, третий вариант - контрциклическое регулирование ставки – это то, к чему эксперты призывают наши финансовые власти. Процентная политика ЦБ при этом значительно смягчается, поддержка банков становится более масштабной. Платой за это становится дальнейшее ослабление рубля и инфляция, зато бизнес сохраняет возможность кредитоваться.

Рубль в текущем году все равно будет ослабевать вне зависимости от ключевой ставки, считают представители ЦМАКП: дешевеющая нефть и отток капитала – слишком значимые факторы, чтобы с ними можно было бороться таким способом. А сокращение кредитования, вызванное отсутствием хоть сколько-нибудь доступной по цене ликвидности, нанесет экономике дополнительный удар, из-за чего ВВП за год сократится уже не на 4%, а на все 10%.

«Хочется верить, что здравый смысл победит, - надеется Борис Титов. - При ставках в 25-30 процентов по кредитам наша промышленность просто умрет».

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Комментарии

2
  • Ольга Юрьевна
    Опускать надо на много больше.На много.
  • Старый ворчун

    Никакая промышленность не может развиваться в условиях гиперинфляции, да ещё и при запредельной налоговой нагрузке.