30 января состоится очередное ежеквартальное заседание совета директоров Банка России. На рассмотрение будет вынесен один из самых животрепещущих для экономики вопросов: сколько еще продлится действие «пожарного» решения о повышении ключевой ставки до 17%?
В прессе появилась информация о том, что регулятор готов опустить ее на 2–3 процентных пункта. Мол, все равно спасти курс рубля не удается, а вред в виде замедления кредитования промышленности становится слишком большим.
«Экономический блок Правительства все больше разделяет наши взгляды на необходимость снижения ключевой ставки ЦБ, - написал в Facebook уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов. - На совещании у Медведева Денис Мантуров (глава Минпромторга – Клерк.Ру) назвал это одной из главных мер по поддержке отечественной промышленности. Непонятно упорство финансовых властей. Все, кто хоть сколько-нибудь разбирается в экономике, в промышленности выступают за снижение ставки. Цифры, правда, называются разные. Мы предлагаем вернуться к старой ставке – 8,25%, Мантуров – понизить ее до 10%. Называются еще цифры, вплоть до 6,25%.
Понятно, что снижение ставки нужно делать постепенно и заранее вывешивая график, например, 1-2% в месяц. До какого уровня - станет понятно потом, в зависимости от курса рубля. Главное чтобы ключевая ставка была на выгодном для "инвестиций" уровне».
Титов ссылается на доклад, представленный на последнем Гайдаровском форуме экспертами Центра Макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП).
ЦМАКП выделяет три возможных пути действий Центробанка. Первый, названный им «статус-кво», является скорее гипотетическим. Он подразумевает, что ЦБ, руководствуясь прежним алгоритмом процентной политики, реагирует на все сохраняющиеся угрозы для рубля (инфляция и падение курса) прежним способом – то есть поднимая ключевую ставку. Поскольку в угрозах недостатка нет, то ставка, по мнению ЦМАКП, к третьему кварталу могла бы взлететь и до 37%.
Второй вариант, более реалистичный, предполагает замораживание ставки на период острой фазы кризиса – то есть примерно то, что мы видим сейчас. При этом ЦБ более активное предоставляет банкам рефинансирование через схему валютного РЕПО и ужесточает регулирование валютной позиции банков. Кроме того, правительство РФ может вести переговоры с крупнейшими экспортерами по принятию ими на себя обязательств продавать часть валютной выручки. Введения валютного контроля не предполагается.
Наконец, третий вариант - контрциклическое регулирование ставки – это то, к чему эксперты призывают наши финансовые власти. Процентная политика ЦБ при этом значительно смягчается, поддержка банков становится более масштабной. Платой за это становится дальнейшее ослабление рубля и инфляция, зато бизнес сохраняет возможность кредитоваться.
Рубль в текущем году все равно будет ослабевать вне зависимости от ключевой ставки, считают представители ЦМАКП: дешевеющая нефть и отток капитала – слишком значимые факторы, чтобы с ними можно было бороться таким способом. А сокращение кредитования, вызванное отсутствием хоть сколько-нибудь доступной по цене ликвидности, нанесет экономике дополнительный удар, из-за чего ВВП за год сократится уже не на 4%, а на все 10%.
«Хочется верить, что здравый смысл победит, - надеется Борис Титов. - При ставках в 25-30 процентов по кредитам наша промышленность просто умрет».
Комментарии
2Никакая промышленность не может развиваться в условиях гиперинфляции, да ещё и при запредельной налоговой нагрузке.