Страхование

Падающий курс рубля потянет за собой тарифы ОСАГО

Не успели прошлой осенью поднять тарифы ОСАГО, следуя за поправками в закон, как на глазах назревает новое повышение. Представители отрасли утверждают, что если не поднять тарифы в апреле еще на 50%, им просто не выжить. Ну, или нам не получить нужные бумажки.
Падающий курс рубля потянет за собой тарифы ОСАГО
Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

Не успели прошлой осенью поднять тарифы ОСАГО, следуя за поправками в закон, как на глазах назревает новое повышение. Представители отрасли утверждают, что если не поднять тарифы в апреле еще на 50%, им просто не выжить. Ну, или нам не получить нужные бумажки.

29 января Пленум Верховного суда РФ выпустил постановление, разъясняющее особенности применения законодательства об ОСАГО. (Как известно, поправки в соответствующий закон были внесены в минувшем году). 

Главное для страховщиков в этом постановлении – это то, что Верховный суд недвусмысленно заявил, что в состав выплаты по страховому случаю должна входить компенсация утраченной товарной стоимости автомобиля (УТС). Под УТС Верховный суд понимает «уменьшение стоимости, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида транспортного средства и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта". Иначе говоря, оплатить нужно не только восстановление машины после ДТП, но и ту сумму, на которую она подешевела из-за самого факта этого ремонта. Вне зависимости от того, где проходил ремонт – на сервисе, выбранном клиентом, либо назначенным самой страховой компанией. Еще в июне 2013 года Верховный суд постановил считать УТС реальным ущербом по договорам каско, теперь по этой же логике принято решение и по ОСАГО.

Кроме того, Пленум ВС обязал страховщиков возмещать ущерб не только от повреждения самого автомобиля, но и от утраты (повреждения) перевозимого груза, а также ущерб, нанесенный застрахованным автомобилем имуществу, не относящемуся к транспортным средствам (например, объектам недвижимости, оборудованию заправочной станции, дорожным знакам и ограждениям и т.д.), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 6 Закона об ОСАГО.

В октябре 2014 года базовый тариф ОСАГО был повышен - впервые за 11 лет. Но сегодня, по мнению страховщиков, этого явно мало. Тогда же, прошлой осенью, в соответствии с новыми требованиями закона, Центробанк наконец-то ввел единую методику оценки ущерба при ДТП, а Российский союз автостраховщиков утвердил справочники средней стоимости запчастей, материалов и нормо-часа работ. Так вот, ни в методике, ни в справочниках утрата товарной стоимости вообще не фигурирует.

Еще одна головная боль страховщиков – резко упавший курс рубля. Ясно, что это отразится на стоимости запчастей для иномарок, а потом, косвенно, и на стоимости нормочаса. Так что волей-неволей изменять таблицы в справочниках скоро придется.

Ну и кроме того, в апреле вступает в силу положение закона, увеличивающее лимит выплат по ущербу жизни и здоровью в рамках ОСАГО – с нынешних 160 тыс. руб. до 400 тыс. руб.

В общем, страховщикам все ясно. Тарифы надо снова повышать. 

 «Даже в рамках действующей страховой схемы, без учета нового постановления Верховного суда, эти цифры недостаточны для существующих условий макроэкономики, - говорит генеральный директор Международной актуарной компании Евгений Яненко. - Резкий рост доллара и евро влияет на рост страхового возмещения. По нашим расчетам, в апреле надо увеличить тарифы как минимум на 56%, и то без учета возможного дальнейшего падения рубля». 

По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», совокупные выплаты по ОСАГО в 2015 году за счет повышения лимитов увеличатся со 109 до 167 млрд. рублей. Совокупные взносы тоже вырастут – со 159 до 205 млрд. руб., но так называемый коэффициент выплат увеличился с 69% до 82%. Да и вообще, страховщики настаивают, что считать их рентабельность в рамках одного календарного года бессмысленно: нужно учитывать факторы, которые действуют гораздо дольше. Так что коэффициент убыточности ОСАГО, по расчетам «Эксперт РА» в 2015 году еще сильнее перевалит за 100% . А значит, страховые компании все чаще будут отказывать клиентам в выдаче полисов, ссылаясь, к примеру, на отсутствие бланков.

Что еще важно в постановлении Верховного суда

С 1 сентября 2014 года действует обязательный досудебный порядок разрешения споров по ОСАГО. Это означает, что если потерпевший недоволен действиями страховщика, он не сможет сразу обратиться в суд. Сначала следует направить жалобу в страховую компанию, которая, в свою очередь, в 5-дневный срок обязана ответить на обращение. Изначально оговаривалось, что досудебный порядок в порядке эксперимента будет действовать до 1 июля 2015 года, после чего должно быть принято решение о его окончательном утверждении или отмене. Пленум Верховного суда своим постановлением утвердил этот порядок для нижестоящих судов, не дожидаясь 1 июля.

Также следует отметить, что, по мнению ВС, на споры по ОСАГО, не связанные с предпринимательской деятельностью страхователя-физлица, должен распространяться Закон о защите прав потребителей.

Споры по ОСАГО любых страхователей (граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления), не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, подлежат рассмотрению судами общей юрисдикции. Соответственно, споры, связанные с предпринимательской деятельностью, рассматривают арбитражные суды.

Начать дискуссию