Не успели прошлой осенью поднять тарифы ОСАГО, следуя за поправками в закон, как на глазах назревает новое повышение. Представители отрасли утверждают, что если не поднять тарифы в апреле еще на 50%, им просто не выжить. Ну, или нам не получить нужные бумажки.
29 января Пленум Верховного суда РФ выпустил постановление, разъясняющее особенности применения законодательства об ОСАГО. (Как известно, поправки в соответствующий закон были внесены в минувшем году).
Главное для страховщиков в этом постановлении – это то, что Верховный суд недвусмысленно заявил, что в состав выплаты по страховому случаю должна входить компенсация утраченной товарной стоимости автомобиля (УТС). Под УТС Верховный суд понимает «уменьшение стоимости, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида транспортного средства и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта". Иначе говоря, оплатить нужно не только восстановление машины после ДТП, но и ту сумму, на которую она подешевела из-за самого факта этого ремонта. Вне зависимости от того, где проходил ремонт – на сервисе, выбранном клиентом, либо назначенным самой страховой компанией. Еще в июне 2013 года Верховный суд постановил считать УТС реальным ущербом по договорам каско, теперь по этой же логике принято решение и по ОСАГО.
Кроме того, Пленум ВС обязал страховщиков возмещать ущерб не только от повреждения самого автомобиля, но и от утраты (повреждения) перевозимого груза, а также ущерб, нанесенный застрахованным автомобилем имуществу, не относящемуся к транспортным средствам (например, объектам недвижимости, оборудованию заправочной станции, дорожным знакам и ограждениям и т.д.), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 6 Закона об ОСАГО.
В октябре 2014 года базовый тариф ОСАГО был повышен - впервые за 11 лет. Но сегодня, по мнению страховщиков, этого явно мало. Тогда же, прошлой осенью, в соответствии с новыми требованиями закона, Центробанк наконец-то ввел единую методику оценки ущерба при ДТП, а Российский союз автостраховщиков утвердил справочники средней стоимости запчастей, материалов и нормо-часа работ. Так вот, ни в методике, ни в справочниках утрата товарной стоимости вообще не фигурирует.
Еще одна головная боль страховщиков – резко упавший курс рубля. Ясно, что это отразится на стоимости запчастей для иномарок, а потом, косвенно, и на стоимости нормочаса. Так что волей-неволей изменять таблицы в справочниках скоро придется.
Ну и кроме того, в апреле вступает в силу положение закона, увеличивающее лимит выплат по ущербу жизни и здоровью в рамках ОСАГО – с нынешних 160 тыс. руб. до 400 тыс. руб.
В общем, страховщикам все ясно. Тарифы надо снова повышать.
«Даже в рамках действующей страховой схемы, без учета нового постановления Верховного суда, эти цифры недостаточны для существующих условий макроэкономики, - говорит генеральный директор Международной актуарной компании Евгений Яненко. - Резкий рост доллара и евро влияет на рост страхового возмещения. По нашим расчетам, в апреле надо увеличить тарифы как минимум на 56%, и то без учета возможного дальнейшего падения рубля».
По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», совокупные выплаты по ОСАГО в 2015 году за счет повышения лимитов увеличатся со 109 до 167 млрд. рублей. Совокупные взносы тоже вырастут – со 159 до 205 млрд. руб., но так называемый коэффициент выплат увеличился с 69% до 82%. Да и вообще, страховщики настаивают, что считать их рентабельность в рамках одного календарного года бессмысленно: нужно учитывать факторы, которые действуют гораздо дольше. Так что коэффициент убыточности ОСАГО, по расчетам «Эксперт РА» в 2015 году еще сильнее перевалит за 100% . А значит, страховые компании все чаще будут отказывать клиентам в выдаче полисов, ссылаясь, к примеру, на отсутствие бланков.
Что еще важно в постановлении Верховного суда
С 1 сентября 2014 года действует обязательный досудебный порядок разрешения споров по ОСАГО. Это означает, что если потерпевший недоволен действиями страховщика, он не сможет сразу обратиться в суд. Сначала следует направить жалобу в страховую компанию, которая, в свою очередь, в 5-дневный срок обязана ответить на обращение. Изначально оговаривалось, что досудебный порядок в порядке эксперимента будет действовать до 1 июля 2015 года, после чего должно быть принято решение о его окончательном утверждении или отмене. Пленум Верховного суда своим постановлением утвердил этот порядок для нижестоящих судов, не дожидаясь 1 июля.
Также следует отметить, что, по мнению ВС, на споры по ОСАГО, не связанные с предпринимательской деятельностью страхователя-физлица, должен распространяться Закон о защите прав потребителей.
Споры по ОСАГО любых страхователей (граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления), не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, подлежат рассмотрению судами общей юрисдикции. Соответственно, споры, связанные с предпринимательской деятельностью, рассматривают арбитражные суды.
Начать дискуссию