Госзакупки

Новое в госзакупках с 2015 года

Как мы знаем, Федеральный закон от 05.04.2013 № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44‑ФЗ) действует с начала 2014 года. Между тем некоторые положения данного закона вступают в силу в 2015, 2016 и 2017 годах. Пока не будем забегать так далеко. Расскажем, какие нормы закона нужно применять с 2015 года, рассмотрим, какие изменения ожидают спортивные организации в порядке

Источник: Журнал "Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение"

Как мы знаем, Федеральный закон от 05.04.2013 №44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №44‑ФЗ) действует с начала 2014 года. Между тем некоторые положения данного закона вступают в силу в 2015, 2016 и 2017 годах. Пока не будем забегать так далеко. Расскажем, какие нормы закона нужно применять с 2015 года, рассмотрим, какие изменения ожидают спортивные организации в порядке проведения закупок. Кроме этого, упомянем о новшествах касательно закупок, осуществляемых спортивными организациями по Закону №223‑ФЗ.

Составление планов закупок и планов-графиков

Планирование по Закону №44‑ФЗ. С 1 января 2015 года вступили в силу положения Закона № 44‑ФЗ о планировании. В частности, согласно ст. 16 каждая государственная или муниципальная закупка должна быть запланирована. Планирование будет осуществляться посредством составления:

  • планов закупок;
  • планов-графиков.

Если с планом-графиком учреждения физической культуры и спорта уже сталкивались, то план закупок – это новшество.

В соответствии с ч. 2 ст. 17 Закона №44‑ФЗ в план закупок будет включаться следующая информация:

  • идентификационный код закупки, определенный на основании ст. 23 Закона №44‑ФЗ;
  • цель осуществления закупки, установленная с учетом положений ст. 13 Закона №44‑ФЗ;
  • наименование объекта и (или) объектов закупки;
  • объем финансового обеспечения для проведения закупки;
  • сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок;
  • обоснование закупки согласно ст. 18 Закона №44‑ФЗ;
  • информация о закупках товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также предназначены для проведения научных исследований, экспериментов, изысканий, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования);
  • информация об обязательном общественном обсуждении закупки товара, работы или услуги в силу ст. 20 Закона №44‑ФЗ.

Планы закупок формируются на срок, соответствующий сроку действия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, закона субъекта РФ о бюджете субъекта РФ, муниципального правового акта представительного органа муниципального образования о местном бюджете, с учетом следующего:

  • государственные и муниципальные казенные учреждения должны представить сформированные планы закупок главным распорядителям средств бюджета субъекта РФ и главным распорядителям средств местного бюджета не позднее 01.07.2015 и 01.08.2015 соответственно;
  • бюджетные учреждения должны представить сформированные планы закупок не позднее 01.06.2015 (при формировании плана закупок муниципальными учреждениями – не позднее 01.07.2015) органам, осуществляющим полномочия учредителя;
  • автономные учреждения формируют планы закупок после принятия решений о проведении капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности субъектов РФ (муниципальной собственности) или о приобретении объектов недвижимого имущества в такую собственность за счет субсидий;
  • бюджетные, автономные учреждения, созданные субъектом РФ или муниципальным образованием, осуществляющие полномочия на проведение закупок в пределах переданных им полномочий, в случаях, предусмотренных ч. 6 ст. 15 Закона №44‑ФЗ, формируют планы закупок со дня доведения до соответствующего юридического лица объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств согласно бюджетному законодательству РФ.

План закупок формируется государственным или муниципальным заказчиком в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ с учетом положений бюджетного законодательства РФ и утверждается в течение десяти рабочих дней после доведения до заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств исходя из бюджетного законодательства РФ (ч. 7 ст. 17 Закона №44‑ФЗ).

Требования к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд, а также требования к форме планов закупок товаров, работ, услуг утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.11.2013 №1043.

Установленный план закупок подлежит размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней со дня утверждения или изменения такого плана, за исключением сведений, составляющих государственную тайну. Кроме этого, заказчики могут размещать планы закупок на своих сайтах и опубликовывать их в любых печатных изданиях.

Теперь расскажем об изменениях в составлении плана-графика. Напомним, что план закупок на 2015 год должен быть сформирован по форме и в порядке, которые определены Приказом Мин­экономразвития РФ №761, Федерального казначейства №20н от 27.12.2011, с учетом особенностей, установленных Приказом Минэкономразвития РФ №544, Федерального казначейства №18н от 20.09.2013.

А вот план-график на 2016 год, который спортивные организации будут составлять в 2015 году, будет формироваться по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21.11.2013 №1044.

С 01.01.2016 закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены (ч. 11 ст. 21 Закона №44‑ФЗ).

Итак, планы-графики формируются заказчиками в соответствии с планами закупок, и в них включается следующая информация:

  • идентификационный код закупки;
  • наименование и описание объекта закупки с указанием его характеристик с учетом положений ст. 33 Закона №44‑ФЗ, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная (максимальная) цена контракта (далее – НМЦК), цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснование закупки, размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно);
  • дополнительные требования к участникам закупки (при наличии таких требований) и обоснование данных требований;
  • способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и обоснование выбора этого способа;
  • дата начала закупки;
  • информация о размере предоставляемых обеспечения соответствующей заявки участника закупки и обеспечения исполнения контракта;
  • информация о применении критерия стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта (в случае применения указанного критерия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • информация о банковском сопровождении контракта.

Особенности включения в план-график информации о централизованных закупках, совместных конкурсах и аукционах, закупках, при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе об отдельных закупках, предусмотренных п. 3 и 7 ч. 2 ст. 83, ч. 1 ст. 93 и ст. 111 Закона №44‑ФЗ, могут быть установлены Правительством РФ.

Порядок формирования идентификационного кода закупки в настоящее время еще не утвержден, но в проекте приказа Минэкономразвития определено, что идентификационный код закупки будет формироваться на основе действующих кодов бюджетной классификации, кодов общероссийских классификаторов, идентификаторов юридических лиц, а также включать данные о типе заказчика и номере лота, его состав и структура будут зависеть от типа заказчика и документов, в которых он используется.

План-график разрабатывается ежегодно на один год и утверждается заказчиком в течение десяти рабочих дней после получения им объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств или утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности согласно законодательству РФ.

Так же как и раньше, в план-график могут быть внесены изменения. Однако теперь стоит учитывать, что внесение поправок в план-график по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее чем за десять дней до дня размещения в единой информационной системе извещения о проведении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом.

С 01.01.2015 не допускаются размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупки, документации о проведении закупки, направление приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, если такие извещения, документация, приглашения содержат информацию, не соответствующую информации, указанной в планах-графиках (ч. 12 ст. 21, ч. 2 ст. 114 Закона №44‑ФЗ).

Утвержденный заказчиком план-график и внесенные в него изменения подлежат размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней с даты утверждения или изменения плана-графика, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.

Планирование по Закону №223‑ФЗ. Сразу скажем, что изменений в планировании закупок, осуществляемых спортивными организациями по Закону № 223‑ФЗ, не так уж и много и они не такие существенные, как в Законе № 44‑ФЗ.

В частности, согласно ч. 2 ст. 4 Закона №223‑ФЗ заказчик, как и прежде, размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Напомним, что правила формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требования к форме такого плана утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 №932.

Однако с 01.01.2015 план закупки инновационной или высокотехнологичной продукции, лекарственных средств размещается заказчиком в единой информационной системе на период от пяти до семи лет. Напомним, что до 01.01.2015 такие планы закупок размещались заказчиками на трехлетний срок.

Обоснование закупок

Обоснованию закупок посвящена ст. 18 Закона №44‑ФЗ, на основании которой обоснование заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, а также законодательству РФ и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок.

То есть теперь спортивные организации обязаны доказывать соответствие планируемых закупок целям, указанным в ст. 13 Закона №44‑ФЗ, таким как:

  • реализация государственных и муниципальных, международных программ;
  • исполнение международных обязательств РФ;
  • выполнение функций и полномочий заказчиков – государственных органов, органов управления внебюджетными фондами, местной администрации.

При формировании плана закупок обоснованию подлежит объект (объекты) закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки и требований к закупаемым товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги).

При формировании плана-графика согласно ч. 3 ст. 18 Закона №44‑ФЗ обоснованию подлежат:

НМЦК, цена контракта. В соответствии со ст. 22 Закона №44‑ФЗ НМЦК, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующих методов: метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), нормативного, тарифного, проектно-сметного или затратного метода. Отметим, что рекомендации по применению методов определения НМЦК и цены контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) утверждены Приказом Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 №567.

Минэкономразвития в Письме от 08.04.2014 №Д28и-443 обратило внимание на то, что рекомендации не носят нормативного характера и не являются обязательными при установлении цен контрактов.

2. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе дополнительные требования к участникам закупки. Здесь напомним, что при проведении закупок используются конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляются закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Введение нормирования в сфере госзакупок

Согласно ч. 1 ст. 19 Закона №44‑ФЗ под нормированием в сфере закупок понимается установление:

  • требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг);
  • нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

Под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, качеству, потребительским свойствам и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством РФ.

В силу ч. 3 ст. 19 Закона №44‑ФЗ Правительство РФ устанавливает общие правила нормирования в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд:

  • общие требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения;
  • общие требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

Отметим, что в настоящее время Постановлением Правительства РФ от 13.10.2014 №1047 утверждены общие требования к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов. На основании данного постановления Правительство РФ, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ и местные администрации будут устанавливать правила нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения соответственно федеральных нужд, нужд субъектов РФ и муниципальных нужд. Постановлением Правительства РФ от 20.10.2014 №1084 установлены требования к определению нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, в том числе подведомственных им казенных учреждений.

Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы согласно Постановлению Правительства РФ № 1084 утверждают требования к закупаемым ими, их территориальными органами (подразделениями) и подведомственными указанным органам казенными учреждениями и бюджетными учреждениями, а также автономными учреждениями и государственными, муниципальными унитарными предприятиями, на которые распространяются положения Закона № 44‑ФЗ, отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций названных органов и подведомственных им казенных учреждений.

Коротко скажем об общих требованиях к определению нормативных затрат. Основное правило состоит в том, что общий объем затрат, связанных с закупкой товаров, работ и услуг, рассчитанный на основе нормативных затрат, не должен превышать объема лимитов бюджетных обязательств, доведенных до федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, государственных органов субъектов РФ, муниципальных органов как получателей средств соответствующего бюджета, на закупку товаров, работ и услуг в рамках исполнения соответственно федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов.

Согласно Постановлению Правительства РФ № 1047 к видам нормативных затрат относятся:

  • затраты на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения горюче-смазочными материалами и вещевого обеспечения органов в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны вне рамок государственного оборонного заказа;
  • затраты на закупку товаров, работ и услуг в целях формирования государственного материального резерва (в том числе в рамках государственного оборонного заказа);
  • затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
  • затраты на информационно-коммуникационные технологии;
  • затраты на капитальный ремонт государственного (муниципального) имущества;
  • затраты на финансовое обеспечение строительства, реконструкции (в том числе с элементами реставрации), технического перевооружения объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность;
  • затраты на дополнительное профессиональное образование работников;
  • прочие затраты (в том числе затраты на закупку товаров, работ и услуг в целях оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) и реализации государственных (муниципальных) функций).

Единая информационная система

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона №44‑ФЗ в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система. Сведения и информация, которые содержатся в такой системе, названы в ч. 3 ст. 4 Закона №44‑ФЗ.

С 1 января 2015 года единая информационная система должна содержать, помимо прочего, информацию о складывающихся на товарных рынках ценах товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также о размещаемых заказчиками в соответствии с ч. 5 ст. 22 Закона №44‑ФЗ запросах цен товаров, работ, услуг.

Данная информация будет включаться в единую информационную систему в целях содействия заказчикам в определении и обосновании начальных (максимальных) цен контрактов с использованием метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).

Подведем итог

В заключение кратко напомним основные новшества, вступившие в силу 01.01.2015. Итак, с нового года существенно изменился порядок планирования закупок: помимо планов-графиков, спортивные учреждения должны будут составлять планы закупок. Кроме этого, теперь нужно обосновывать в данных документах необходимость закупки и ее соответствие целям закупки согласно ст. 13 Закона №44‑ФЗ. Отметим, что разработка плана закупок и плана-графика, подготовка изменений в них, а также размещение в единой информационной системе как самих документов, так и изменений в них стали одной из обязанностью контрактных управляющих (ч. 4 ст. 38 Закона №44‑ФЗ). Следовательно, указанные функции с 01.01.2015 возложены и на контрактную службу.

Вступили в силу положения о нормировании в закупках, в соответствии с которыми государственные и муниципальные заказчики должны совершать закупки на основании установленных требований к товарам (работам, услугам) или нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (ч. 1 ст. 19 Закона №44‑ФЗ).

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию