Бухгалтерия

Самое интересное на форуме Клерк.Ру с 9 по 15 февраля 2015 года

Как побыстрее уволить сотрудника, работы для которого в кризис не стало? Что делать, если в ПФР "не видят" перечисленные платежи от закрывающейся компании? В какой момент учитывать выручку при оказании услуг населению - в момент принятия денег, или в момент выдачи заказа? Обязан ли гендиректор - гражданин Белоруссии - находиться на рабочем месте в России не меньше 183 дней в году? Возможно ли оформить прием сотрудника на работу, начиная с выходного дня?
Самое интересное на форуме Клерк.Ру с 9 по 15 февраля 2015 года
Фото Эльера Нематова, ИА «Клерк.Ру»

Как побыстрее уволить сотрудника, работы для которого в кризис не стало? Что делать, если в ПФР "не видят" перечисленные платежи от закрывающейся компании? В какой момент учитывать выручку при оказании услуг населению - в момент принятия денег, или в момент выдачи заказа? Обязан ли гендиректор - гражданин Белоруссии - находиться на рабочем месте в России не меньше 183 дней в году? Возможно ли оформить прием сотрудника на работу, начиная с выходного дня? Ответы на эти вопросы читайте в очередном обзоре форума.

Кризис и увольнение

"Взяли летом сотрудника, три месяца он в качестве испытательного срока входил в работу, - рассказывает Julikosha. - Часть работы, которая планировалась под него, делать не смог.

Затем начался кризис, работы стало мало. Для него вообще нет. Или на раз в неделю. Было на мази 2 проекта - сорвались. Сотрудник на окладе (приличном). За все время работы не принес в компанию ни копейки по не зависящим от обеих сторон причинам. Уже не можем его содержать. Работы для него не предвидится.

Как грамотно с ним расстаться? Чтобы и самим много не выплачивать, учитывая выше описанную ситуацию, ну и чтобы не слишком грубо все получилось.

Кстати, он не нашел общего языка ни с кем, был пойман на том, что пытался за счет компании при выдаче денег под отчет на хозтовары приобрести кое-что под личные нужды. Но это со слов сотрудников".

"А чем вас не устраивает увольнение по сокращению штата или по соглашению сторон?" - недоумевает понаехавший Тут.

"При сокращении нужно за 2-3 месяца платить компенсацию, - объясняет Julikosha. - При этом руководство не оказывается платить какие-то отступные, но не за 2-3 месяца, да и положение материальное сейчас не очень. Учитывая, что еще неиспользованный отпуск надо оплатить.

При сообщении об увольнении он должен сразу собрать вещи, две недели не будут даны, чтобы он не успел унести конфиденциальную информацию.

В общем, хочется найти золотую середину".

"Ничего себе золотая середина - что ни пункт, то нарушение закона, - замечает Аноним. -  Попробуйте договориться об увольнении по соглашению сторон за приемлемые для вас отступные. Не согласится - тогда по закону, со всем положенным.

И 2 недели даются не только вам, но и работнику. Отстранять от работы можно тоже только в предусмотренных ТК случаях".

"Если по соглашению сторон - хоть сегодня увольняйте (если он согласится), - пишет kiry, - если по сокращению штатов - уведомление должно быть за 2 месяца, все это время он либо ходит на работу за зарплатой, либо уходит сразу с выплатой дополнительного пособия за эти 2 месяца".

"Погодите, должность не сокращается, о каком сокращении может идти речь? - останавливает Julikosha. - Две недели давать не хотим (заплатим, конечно, за них), хотим чтоб не вышел на следующий день, поскольку он имеет доступ к конфиденциальной информации.

По соглашению сторон, мне кажется, не очень хорошая статья для будущего работодателя. Мы, например с опаской относимся к этому, так как опыт показывает, что с такой статьей приходит сложный работник. Хотим попросить по собственному и послушать, что он за это захочет.

И еще вопрос: если уволить с 1 марта, 28-е февраля - суббота. Какой датой делать запись в трудовой?".

"Предлог "с" не корректен, - пишет kiry. - Его последний рабочий день 27.02.15? Увольте 27.02.15 (и в ТК эта дата). День увольнения - последний день работы, полный расчет, выдача ТК".

"Договоримся о выплате полной зарплаты за эти 2 недели, на рабочее место в эти дни он ходить не будет", - сообщает Julikosha.

"Извините, а в чем причины думать, что человек, уволившийся по соглашению сторон - это сложный работник? - интересуется Аноним. - Например, в нашей организации практикуются увольнения по соглашению сторон. Редко, но есть. Причина такого увольнения - отсутствие работы для такого работника. Может быть связано с уменьшением объема работ или с чем-то другим. При этом никакого конфликта у сторон нет. Они никогда не являлись сложными работниками. И чтобы не было взаимных обид, которые могут возникнуть как раз после объявления уб увольнении - нашли вот такое решение.

Увольняющиеся работники получают, помимо зарплаты за отработанные дни и КНО, еще и дополнительную сумму (в пределах 3-х окладов). Все довольны: работник сразу на руки получает все деньги и документы и спокойно начинает искать новую работу, а работодатель рад, что не будет канители с сокращением штата (все эти предупреждения, уведомления, расчеты, потом бывший работник принесет еще справку из службы занятости, что и 3-й месяц он безработный и т.д.). И еще: при таком увольнении работник не сможет оспорить в суде это увольнение. Т.к. подписал Соглашение об увольнении со всеми описанными там условиями. А вы всегда предпочитаете расставаться со своими работниками с формулировкой "по инициативе работника"? А если это не его инициатива (он же не виноват, что у вас для него нет работы), почему он вам должен подавать заявление? Если он откажется, вы в ответ начнете создавать ему неприемлемые условия для работы? Он будет какое-то время сопротивляться, и вот тогда вдруг может проявить у вас свою "сложность".

В ПФР не видят платежи. Что делать?

"Компания закрывается, - пишет Аноним. - Все расчетные счета закрыты, денег нет. При сдаче отчета возникли проблемы с ПФР. Последний платеж в Пенсионный фонд и отчисления в ОМС по какой-то причине там не видят. Начальник отделения долго искал наши деньги по каким-то базам, нашел и сказал, что они НЕ ТАМ. Куда попали наши платежи объяснять отказался. Только бормотал, что скоро эти две базы должны объединить и они деньги когда-нибудь получат. А пока предложил сдавать отчет с недоимкой. В понедельник велел прийти с новым отчетом с указанием недоимки.

Как поступить? В компании уже никто не работает. Хотели в банке платежки заказать, чтобы хоть увидеть, что там не так. Банк запросил комплект документов, как на открытие расчетного счета, чтобы распечатать 2 платежки.

И что нам теперь грозит - штраф, пени? Закрыть компанию теперь точно не получится? Придется сдавать нулевки?".

"В ПФ, может, заявление написать на уточнение платежа?" - предлагает olga-osina.

"Сегодня не дали написать, - отвечает Аноним. - Сказали, чтоб в понедельник пришел генеральный и будет править под диктовку начальницы отчет, чтобы была недоимка. При этом, как бы между прочим, сказали, что пени начислять не должны, так как деньги в ПФР видят, а получить на свой счет не могут. Первый раз такое слышу. Начальница ПФ сказала, что, скорее всего, придется ждать пока какие-то базы объединят и они эти деньги получат. Потом приносить уточненку.

Но проблема в том, что компания срочно должна закрыться. Генеральный, он же учредитель, уезжает. Я тоже не понимаю - неужели ничего нельзя сделать? Генеральный даже хочет в понедельник отчет без этих начислений принести (уменьшив сумму выплат). Только мне кажется, как бы хуже не стало от этого. В ФСС и налоговую правильные данные были поданы по зарплате. У них все платежи прошли".

"У вас базы с платежами не осталось, что ли? - удивляется Анжелика Ник. - Оттуда распечатайте, сравните с правильными реквизитами. Если все верно, вас объединение баз ПФР не должно касаться".

"Проблема в том, что все платежи делались в интернет-банке в онлайн-режиме копированием предыдущих платежек, - объясняет Аноним. - Из него можно было выгрузить только выписки. Ее генеральный и понесет в понедельник в ПФР. А платежки нужно было дополнительно заказывать в банке на бумаге. Выгружались в бухгалтерскую программу только выписки без платежек. Счет сейчас уже закрыт. В банке, чтобы распечатать платежки затребовали все те же документы, как на открытие расчетного счета (нотариально заверенные).

Раньше все платежи проходили - каждую платежку в банке не заказывали. Да и вообще, до Нового года еще фирма собиралась работать, а в январе кредит не получили и за неделю вся работа свернулась".

"В выписке реквизиты платежа видно?" - спрашивает Анжелика Ник.

"Назначение платежа, получатель, его счет и БИК банка получателя, конечно, видны (они верные), - отвечает Аноним. - Не видно КБК".

"Отправьте отчет со своими данными почтой (ценное письмо с описью) и не забивайте себе головы внутренними проблемами ПФР, - советует Старый ворчун. - Раз деньги им видны - они сами должны с "не там" перекинуть "куда надо".

"Тоже об этом подумала, - пишет Аноним. - Но, к сожалению, начальница ПФ оставила себе оба экземпляра отчета и записала генерального, чтобы он явился к ней для внесения исправлений. Если он не придет, а я отправлю "наш вариант" отчета - это ничем не будет грозить?".

"Ну чем можно грозить полумертвой конторе без расчетного счета и (надо полагать) без имущества? - пишет Старый ворчун. - А вот признание недоимки действительно может создать лишние сложности.

Вы реально в процессе ликвидации или только собираетесь начинать? А то фраза "компания срочно должна закрыться. Генеральный, он же учредитель уезжает" несколько настораживает".

"Только собираемся начать, - отвечает Аноним. - Генеральный собирался переехать из Москвы (хотя бы до лета). А в ПФР сказали, что какую-то их базу должны наладить в течение года... Т. е., я так понимаю, все это время за компанией будет числиться недоимка и закрыть ее будет нельзя?

А если генеральный придет в ПФР в понедельник с выпиской из банка, без платежек, и не согласится исправлять отчет на недоимку, то чем это грозит?

Может он тогда отправить отчет почтой или уже поздно будет?".

"В понедельник до закрытия почты можете отправить", - пишет olga-osina.

Учет выручки в БУ при оказании услуг населению

"У меня возник спор с аудитором, в какой момент учитывать выручку при оказании услуги населению в бухгалтерском учете, - пишет брида. - Мы принимаем заказ, берем оплату и через 3 дня отдаем заказ. Мы делали проводки в момент принятия денег от населения 50 90. Аудитор сделал нам замечание и предложил проводки:

  • 50 62.02 прием денег
  • 62.01 90
  • 62.02 62.01 выдача заказа населению.

Учет ведем вручную, и если аудитор, прав то какого контрагента ставить в сч.62)?".

"Аудитор прав, - отвечает Январь. - В момент получения денег вы получаете только аванс. Контрагента можно завести просто "население", если не нужен детальный учет по каждому заказчику".

"А как вы отслеживаете, кто оплатил, кому заказ отдали, кому не отдали?" - интересуется ZZZhanna.

"Элементарно, - отвечает брида, - у нас 3 экземпляра БСО: 1 - заказчик, 1 с вещью, 1 - у приемщика. В конце месяца все квитанции минус деньги равно долг клиента. В конце месяца снимаем остатки (обязательно!), и так же принятые вещи минус отданные равно остаток (должен сходиться с инвентаризацией).

Переходим на компьютерный учет, но туго. Сотрудники одни пенсионеры. Я до этого в торговле всю жизнь работала, и там попроще. Выручка равна реализации. Без 62 счета, вот меня и заклинило".

"Долг клиентов, а не клиента, - поправляет ZZZhanna. - Я к тому, что в вашем случае логично вести учет с использованием 62 счета по каждому клиенту, тем более, что, судя по наличию аудитора, организация немаленькая".

"Я понимаю, что надо, но клиенты - это физ.лица, и каждый раз разные, - пишет брида. - Учет ведется без применения ЭВМ. И организация небольшая, просто учредитель - наш город (мы ОАО), и, соответственно, аудиторы ежегодно. В этом году нам повезло, и аудитор попался знающий и разбирающийся. Вот и налаживает, что не наладили сами".

"До эры ЭВМ аналитический учет как-то вели и без них", - замечает Аноним.

"Не, ну можно, конечно, и на лошадях ездить вместо автомобилей, -  парирует ZZZhanna, - и одежду из шкур шить себе самостоятельно, раньше это тоже делали и жили замечательно...".

"Да не о том речь, - пишет Аноним. - Нормативная база бухучета не привязывает его нормальное ведение к наличию компьютеров".

"Я и не говорю, что нормативная база обязывает, - продолжает ZZZhanna. - Но в случае индивидуальных заказов, да еще и при несовпадении времени оплаты и исполнения было бы совсем не лишним вести аналитический учет по каждому клиенту, хоть в тетрадке, хоть на коленке, хоть в компьютере. А тут, видимо, одну кучку бумажек просчитали, другую просчитали, и итоги по кучкам вывели. Если бумажка потерялась - итоги в кучке неправильные, и данных нет, все ли клиент оплатил и исполнен ли заказ".

Гендиректор - гражданин Белоруссии

"У генерального директора - паспорт гражданина Белоруссии, - рассказывает Ksu78. - В СПб есть вид на жительство. Адрес указываю в СПб. ИНН есть. НДФЛ платили по ставке 13%. В 2-НДФЛ в гр. 2.5 Гражданство ставить 643 Россия или 112 Беларусь?".

"Странный вопрос, - замечает saigak. - Вы думаете, что, имея паспорт Беларуси, гендир стал гражданином РФ?".

"А правильно, что НДФЛ по ставке 13% брали?" - уточняет Ksu78.

"Ставка НДФЛ не зависит от гражданства, - отвечает НеЗнаюКакБыть. - Она зависит от резидентства (что не есть гражданство). Резидент - лицо, находившееся на территории РФ 183 дня в течении последних 12 месяцев. Правильно или нет - Вам виднее".

"Белорусам, по моему, при проезде через границу штампов в паспортах не ставят, - пишет Ksu78. - Как тогда понять?".

"1. Миграционная карта (хотя он у Вас постоянно проживающий, ее может не быть), - отвечает НеЗнаюКакБыть. - 2. Табель учета рабочего времени".

"Генеральный директор - постоянно действующий исполнительный орган, - напоминает irafat. - Он должен постоянно (в течение года) находиться по месту нахождения организации. Ну, просто хотя бы потому что он подписывает все самые важные документы организации. Вы ему счета-фактуры отправляете в Беларусь на подпись?".

"У нас, например, гендиректор не подписывает счета-фактуры и иные аналогичные документы, - замечает НеЗнаюКакБыть. - Есть лица, действующие на основании доверенности. Вот они бумажки и подписывают".

"Договор у нее бессрочный, - объясняет Ksu78. - Вид на жительство есть. Отметок в паспорте нет. Этого достаточно для ставки 13%? На самом деле живет она в Белоруссии. Приезжает раз в месяц".

"Тогда вам придется доказывать, что она проживает в РФ не менее 183 дней, если хотите, чтобы она считалась резидентом РФ, - настаивает irafat. - На основании миграционного учета".

"Как Вы в табеле ее отражаете?" - интересуется НеЗнаюКакБыть.

"Как постоянно находящуюся на работе", - отвечает Ksu78.

"То есть Ваш табельщик (или иное лицо, подписывающее табель) подтверждает что ген. директор все время был на работе, - констатирует НеЗнаюКакБыть. - Это является доказательством резидентства".

"Или мошенничества", - добавляет irafat.

"Не знаю, - сомневается НеЗнаюКакБыть. - Мы проверки проходили, в мошенничестве никто не обвинял. Хотите по-честному, тогда облагайте 30%. Хотя на каком основании, если в табеле стоят выходы?

Письма Минфина России от 28.06.2012 N 03-04-06/6-183, от 26.04.2012 N 03-04-05/6-557, ФНС России от 22.07.2011 N ЕД-4-3/11900@, документами могут быть: свидетельство о регистрации по месту временного пребывания, справки с места работы, табель учета рабочего времени, квитанции о проживании в гостинице, другие документы, подтверждающие период нахождения физического лица в РФ".

"С 2015 года вообще такой проблемы нет, - пишет Над. - С даты принятия на работу НДФЛ 13% у граждан Белоруссии, Казахстана и Армении".

"А работает ли их директор на территории Российской Федерации, - продолжает настаивать irafat, - или у него дистанционная работа, но на территории Беларуси?".

"Ну вот и попробуйте доказать, что директор не работает на территории РФ", - парирует Над.

"Мне это не нужно, - отказывается irafat. - И такой директор не нужен - за нее работают по доверенности, а она только карманы себе набивает. Я только обращаю внимание на некоторые не вполне ясные вопросы".

"Ну как-то учредители без вас и без нас решат, кто им нужен, - подводит итог Над. - А считать чужие деньги вообще как-то моветон".

Прием на работу в выходной день

"У нас обычная пятидневка, - рассказывает Аноним. - 2-го февраля (понедельник) приняли нового работника. А он в заявлении написал, что просит принять с 1-го числа.

Не принципиально, т.к. все-равно оклад будет выплачен за весь месяц, но сейчас взяла трудовую, чтобы все записать, наконец-то и подумала, а можно ли и правда его оформить 1-м числом? Кто через несколько лет будет смотреть в календарь, какой там был день недели?

Что скажете?".

"Не вижу оснований запрета начала работы по трудовому договору с общепринятого выходного, - пишет GSokolov. - Только дата заключения такого ТД должна быть раньше или равна дате начала работы. А приказ о приеме может быть выпущен и в понедельник".

"А ничего, что в левой части трудовой книжки будет стоять 01.02.2015, а в правой - приказ от 02.02.2015?"   - уточняет Аноним.

"Допускается объявлять работнику приказ о приеме в течение трех дней с даты фактического начала работы, - пишет GSokolov. - Требований издать приказ не позже даты начала действия ТД нет. Так что тут нарушения не видно. Под понятием "начало работы" в трудовом договоре обычно подразумевается дата возникновения трудовых отношений между работником и работодателем, срок начала действия договора. В ТК РФ есть ограничение, связанное с окончанием срока, приходящегося на выходной день, аналогичных ограничений на начало срока нет".

"А какое вообще значение имеет дата, указанная в заявлении к дате фактического начала трудовых отношений, указанной в договоре? - удивляется ann67. - Само по себе заявление же не является доказательством того что человека приняли на работу?".

"Заявление работник писать не должен, - напоминает marula, - их давно отменили для приема на работу. Должен быть трудовой договор, дата приема - 2 февраля.

На основании ТД - приказ о приеме - на основании приказа запись в ТК".

"Хорошо, допустим, что заявление я выбросила, - продолжает Аноним. - Почему я не могу приказ, трудовой договор и запись в ТК сделать не 2-м февраля, а 1-ым? В конце концов, я постоянно оплачиваю счета на аренду помещения, выписанные 1 января каждого года. И никто вопросов не задает".

"Я задаю, - пишет ann67. - Мне кажется, это неправильно, тогда надо договор заключать в январе и писать дату начала 1 февраля. (А директор запросто договор аренды может заключить в праздник или выходной, и ничего)".

"Но я говорю не о заключении договора директором, а о выписывании счетов и актов выполненных работ обычными бухгалтерами, - пишет Аноним. - Четко первым и последним днями месяца. Понятно, что никто для этого специально на работу не выходит".

"Можете принять 1 февраля, - полагает marula. - Никто особо сверять не будет, был ли 1 февраля выходным днем или рабочем в 2015 году. Я стараюсь такое не практиковать.

И в таком случае сделала бы приказ и ТД от 30.01.15".

"Никаких запретов нет, - пишет Andron Step. - Только работник должен работать именно с 1 февраля. То есть 1 февраля будет первым рабочим днем для такого работника".

"И при этом он может быть днем отдыха по графику", - добавляет GSokolov.

"Оформить, конечно, можно, - раздумывает alexstrel. - Но то, что он написал в заявлении - это лишь его просьба. Он может хотеть чего угодно, вы не обязаны с этим соглашаться.

Дата приема определяется в трудовом договоре, и не забывайте, что "договор" от слова "договариваться". О какой дате договоритесь, та и пойдет в приказ и в трудовую книжку.

А так можно писать любую дату. Видел, когда крупные организации принимали работников 1 января, хотя те выходили на работу только после праздников".

Начать дискуссию