Право

Закон об актуариях в действии: новые нормативные акты

1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 02.11.2013 № 293‑ФЗ «Об актуарной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 293‑ФЗ). Для реализации задач, которые должен решить данный закон, отдельные его положения начали действовать ранее. Кроме этого, полноценная работа Федерального закона № 293‑ФЗ требовала принятия ряда нормативных актов, которые и были подготовлены к 01.01.2015. Рассмотрим указанные документы.

Источник: Журнал "Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение"

1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 02.11.2013 № 293‑ФЗ «Об актуарной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 293‑ФЗ). Для реализации задач, которые должен решить данный закон, отдельные его положения начали действовать ранее. Кроме этого, полноценная работа Федерального закона № 293‑ФЗ требовала принятия ряда нормативных актов, которые и были подготовлены к 01.01.2015. Рассмотрим указанные документы.

Документы, регулирующие актуарную деятельность

Федеральный закон № 293‑ФЗ был принят в конце 2013 года. До его вступления в силу Федеральным законом от 21.07.2014 № 218‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в него были внесены изменения, которые позволили начать формировать политику в области актуарной деятельности и осуществлять нормативное регулирование актуарной деятельности и деятельности саморегулируемых организаций актуариев уже с 1 августа 2014 года (ст. 8, 18 Федерального закона № 293‑ФЗ).

На момент подготовки данного материала был принят ряд нормативных документов, регулирующих актуарную деятельность (см. таблицу).

Наименование документа

Начало действия

Примечание

Указание Банка России от 20.01.2014 № 3176‑У «О порядке формирования списка лиц, сведения о которых подлежат внесению в единый реестр ответственных актуариев без проведения аттестации»

17.02.2014

Указанный реестр представлен на официальном сайте Банка России

Указание Банка России от 21.07.2014 № 3332‑У «Об установлении программы квалификационного экзамена для лиц, имеющих желание вступить в саморегулируемые организации актуариев»

17.08.2014

Установлены:

Перечень тем экзаменационных вопросов;

Перечень нормативных правовых актов и источников, использованных при подготовке программы квалификационного экзамена

Указание Банка России от 05.08.2014 № 3359‑У «О порядке проведения квалификационного экзамена для лиц, желающих вступить в саморегулируемую организацию актуариев, а также порядке подтверждения его сдачи»

21.09.2014

Установлен порядок проведения квалификационного экзамена: экзамен проводится в форме тестирования с многовариантным ответом.

Успешно сдавшим экзамен считается претендент, получивший 91 балл из 180 возможных

Приказ Банка России от 19.08.2014 № ОД-2168 «О Совете по актуарной деятельности»

19.08.2014

Приказом создан Совет по актуарной деятельности при Банке России, а также утверждено Положение о Совете по актуарной деятельности.

Информация о составе совета, а также протоколы заседаний совета представлены на официальном сайте Банка России

Указание Банка России от 25.09.2014 № 3392‑У «О требованиях к стандартам и правилам саморегулируемых организаций актуариев, кодексу профессиональной этики»

03.11.2014

Установлены требования к стандартам и правилам саморегулируемых организаций актуариев, а также кодексу профессиональной этики

Федеральный стандарт актуарной деятельности «Общие требования к осуществлению актуарной деятельности»

(утвержден Советом по актуарной деятельности 12.11.2014, протокол № САДП-2)

02.01.2015

Установлены общие требования к осуществлению актуарной деятельности

Указание Банка России от 06.11.2014 № 3435‑У «О дополнительных требованиях к квалификации ответственных актуариев, порядке проведения аттестации ответственных актуариев»

11.01.2015

Утверждены дополнительные требования к квалификации ответственных актуариев

 

Общие требования к осуществлению актуарной деятельности

2 января 2015 года вступил в силу Федеральный стандарт актуарной деятельности «Общие требования к осуществлению актуарной деятельности» (утвержден Советом по актуарной деятельности 12.11.2014, протокол № САДП-2) (далее – Федеральный стандарт). Поскольку данный стандарт является первым федеральным стандартом, устанавливающим общие требования к осуществлению актуарной деятельности, рассмотрим его подробнее.

К сведению:

Стандарты актуарной деятельности подразделяются на федеральные стандарты актуарной деятельности и стандарты и правила саморегулируемой организации актуариев (СРОА) (п. 2 ст. 10 Федерального закона № 293‑ФЗ).

Цели, которые должны быть достигнуты, при выполнении Федерального стандарта. Осуществление актуарной деятельности в соответствии с положениями Федерального стандарта создает условия для достижения:

  • высокого профессионального уровня осуществления актуарной деятельности, точного исполнения требований законодательства РФ в области актуарной деятельности и учета общепринятой международной практики;
  • соответствия результатов актуарной деятельности задачам, поставленным перед субъектом актуарной деятельности, их понятного, четкого представления в надлежащем объеме (наиболее полно);
  • раскрытия должным образом использованных актуарных предположений и методологии (в том числе математических моделей и методов моделирования).

Применение Федерального стандарта. Федеральный стандарт применяется при выполнении задач, относящихся ко всем направлениям актуарной деятельности, если иными федеральными стандартами не предусмотрено иное.

Выполнять требования Федерального стандарта обязаны как отдельные актуарии, так и группы актуариев независимо от основания осуществления актуарной деятельности.

Если актуарий является штатным работником, то требования Федерального стандарта применяются с учетом требований, установленных внутренними документами организации, обычаев делового оборота, в том числе в части представления результатов актуарной деятельности, за исключением случаев обязательного актуарного оценивания.

Установлено, что решения, принимаемые актуарием при выполнении требований Федерального стандарта, должны основываться на профессиональном суждении актуария, в случаях, если иное не установлено законодательством РФ, Федеральным стандартом, стандартами и правилами СРОА.

Порядок осуществления актуарной деятельности. Федеральным стандартом выделены следующие основные моменты осуществления актуарной деятельности:

  • подготовка к выполнению поставленной задачи;
  • использование информации, подготовленной другими лицами;
  • существенность используемой информации;
  • качество используемой информации;
  • актуарные предположения и методология актуарной деятельности;
  • управление процессом актуарных расчетов;
  • хранение материалов и документов.

Под подготовкой к выполнению поставленной задачи в основном понимается согласование с заказчиком условий и содержания ставящейся перед актуарием задачи, а также цель использования результатов ее выполнения. Сделать это необходимо в письменном виде. Кроме этого, актуарий должен быть уверен в том, что он сможет выполнить данное задание.

Использование информации, подготовленной другими лицами, предполагает использование информации, содержащейся в базах данных, контрактах, включая договоры страхования, мнениях других специалистов, прогнозах и аналитических материалах (за исключением актуарных предположений или методологии). Установлено, что актуарий может взять ответственность за достоверность такой информации на себя, либо он может указать, что ответственность за ее достоверность несет лицо, предоставившее информацию. В первом случае вся ответственность за использование данной информации лежит на актуарии и он может не раскрывать источник информации.

Если актуарий основывает свои выводы на информации, подготовленной другим лицом, и не принимает на себя ответственность за нее, то актуарию следует сообщить заказчику об указанном факте, отразить этот факт в итоговом документе, идентифицировав лицо, предоставившее соответствующую информацию, а также раскрыв, где, с какой целью и в каком объеме была использована такая информация и оценить возможность использования данной информации исходя из ее достоверности.

Вопрос существенности используемой информации решает актуарий. Критерии существенности устанавливаются актуарием, если это не сделано аудитором или заказчиком. При определении критерия существенности актуарию следует:

  • оценить существенность информации с точки зрения заказчика, Банка России или иных заинтересованных лиц, учитывая цели и задачи, поставленные перед актуарием;
  • учесть задачу, поставленную перед актуарием, и особенности объекта актуарной деятельности;
  • обсудить существенность имеющейся у него информации с заказчиком, если это необходимо.

Что касается качества используемой информации, то актуарий должен использовать достаточные и надежные статистические данные. Данные считаются достаточными, если они содержат всю необходимую для выполнения поставленной задачи информацию. Данные считаются надежными, если они являются достоверными во всех существенных аспектах.

Для проверки согласованности, полноты и достоверности используемых данных могут применяться следующие меры:

  • сверка с финансовой отчетностью, оборотно-сальдовой ведомостью или другими документами организации;
  • проверка данных на адекватность с использованием информации из внешних источников или данных, полученных независимым путем;
  • проверка данных на непротиворечивость;
  • сопоставление данных с информацией предыдущего периода или периодов.

Результаты проверки отражаются в итоговом документе.

Актуарий по мере возможности должен использовать данные, относящиеся непосредственно к организации, в отношении которой эти предположения применяются. В случае если такие данные недоступны, неактуальны или недостоверны, то он должен учитывать данные по отрасли, к которой относится объект актуарной деятельности, демографические данные, или другие официально опубликованные данные, скорректировав их при необходимости.

Существенность влияния неточностей используемых данных оценивает актуарий. Если они несущественны, то их можно не учитывать. Если же неточности носят существенный характер, то Федеральный стандарт предписывает актуарию принять одно из следующих решений:

  • отказаться от выполнения поставленной задачи либо отказаться продолжать осуществлять уже начатую работу;
  • согласовать с заказчиком изменение поставленной перед ним задачи или получить необходимые дополнительные данные;
  • при условии соблюдения кодекса профессиональной этики актуариев выполнить задачу насколько это возможно и отразить при представлении результатов актуарной деятельности информацию о неточности данных (включая указание потенциального воздействия неточности).

Федеральным стандартом допускается, что актуарные предположения и методология актуарной деятельности (включая выбор методик проведения актуарных расчетов, математических моделей) могут быть установлены как самим актуарием, так и заказчиком, а также законодательством РФ. Этот факт необходимо отразить в итоговом документе, поскольку если в актуарном заключении, результатах актуарных расчетов не указано, кто установил предположения или методологию, актуарий, подписавший актуарное заключение или осуществивший актуарные расчеты, будет считаться взявшим на себя ответственность за выбор соответствующих предположений или методологии. В итоге выбор предположений в значительной степени зависит от профессионального суждения в отношении обоснованности использования методологии и параметров, лежащих в основе ее применения.

При этом актуарию следует учитывать влияние любого существенного изменения, которое воздействует на предположения или методологию. Существенные изменения могут возникнуть, в частности, в результате:

  • изменения во внутренних процессах организации, например, изменения в процедуре урегулирования убытков или в видах страховых продуктов или пенсионных схемах;
  • изменения внешних обстоятельств, влияющих на деятельность организации, например, изменения в правовой, экономической, надзорной, демографической, технологической или социальной среде.

Под управлением процессом актуарных расчетов в Федеральном стандарте понимается:

  • определение актуарием контрольных процедур и объекта контроля в рамках осуществления актуарной деятельности;
  • оценка актуарием результатов, полученных в результате выбора предположений и методологии, их адекватность в целом;
  • определение актуарием по согласованию с заказчиком целесообразности независимой проверки подготовленного им документа, составленного для представления результатов выполнения поставленной задачи, либо частей такого документа, прежде чем его окончательный вариант будет представлен заказчику или заинтересованным лицам;
  • если проведение независимой проверки признано целесообразным – выбор актуарием рецензента, который не участвовал в выполнении поставленной перед актуарием задачи или ее компонентов и который обладает практическим опытом и квалификацией в соответствующей области. Если рецензент является актуарием, то проведение независимой проверки следует осуществлять в соответствии с требованиями Федерального стандарта.

Федеральный стандарт предписывает актуарию принимать во внимание любые события, наступившие после даты, по состоянию на которую проведено актуарное оценивание, которые существенным образом влияют на результаты актуарных расчетов и о которых ему стало известно в процессе работы. В итоговом документе актуарий должен описать данные события и их влияние на результаты актуарных расчетов.

Федеральный стандарт определяет порядок хранения материалов и документов актуарной деятельности. Актуарию следует хранить в течение не менее пяти лет достаточные материалы и документы, относящиеся к его деятельности, для следующих целей:

  • проведения независимых проверок, проверок в рамках деятельности СРОА, членом которой он является, аудита;
  • проверки соблюдения требований законодательства РФ;
  • проведения аналогичных расчетов другим актуарием.

Под достаточными материалами в данном случае подразумевается тот состав документов и материалов, который содержит всю информацию, необходимую для понимания проделанной актуарием работы и актуарных суждений другим квалифицированным в той же области актуарием.

Представление результатов выполнения поставленной перед актуарием задачи. Федеральный стандарт устанавливает основные требования к представлению результатов выполнения поставленной перед актуарием задачи:

  • любое заявление актуария, сделанное в устной или письменной форме в отношении представления результатов работы, должно соответствовать конкретным обстоятельствам с учетом уровня квалификации и опыта актуария в соответствующей области актуарной деятельности, потребностей заказчика и заинтересованных лиц, а также передавать смысл в доступной для заказчика или заинтересованных лиц форме;
  • форма представления информации, структура, стиль, степень детализации информации и содержание материала при каждом представлении результатов работы определяется актуарием с учетом потребностей заказчика и заинтересованных лиц;
  • актуарию предписано использовать точные формулировки, используя терминологию, подходящую для конкретных обстоятельств с учетом потребностей заказчика и заинтересованных лиц;
  • актуарию следует выполнять установленные сроки – обеспечить подготовку и представление результатов работы в разумные сроки с учетом сроков, согласованных с заказчиком, в том числе установленных договором, а также потребностей заказчика и заинтересованных лиц.

Итоговым документом работы актуария является актуарное заключение. Требования к актуарному заключению установлены ст. 5 Федерального закона № 293‑ФЗ. При этом помимо актуарного заключения актуарию следует составлять отчет, за исключением случаев, когда заинтересованные пользователи будут иным образом в полной мере проинформированы о результатах актуарной деятельности, в том числе путем получения доступа к вспомогательной информации и материалам, необходимым для понимания результатов работы актуария.

В целом требования к итоговым документам сводятся к следующему: информация должна быть представлена настолько подробно, чтобы другой актуарий, квалифицированный в той же области, мог бы дать объективное суждение об обоснованности работы актуария.

Федеральный стандарт устанавливает содержание отчета:

  • задача, поставленная перед актуарием, цель использования результатов ее выполнения;
  • наименование заказчика;
  • результаты выполнения поставленных перед актуарием задач;
  • методология, актуарные предположения и перечень использованных данных;
  • любые ограничения по распространению отчета;
  • дата составления отчета;
  • информация об актуарии, подготовившем отчет (фамилия, имя, отчество актуария, наименование СРОА, членом которой является актуарий, основания осуществления актуарной деятельности, должность актуария (в случае если актуарная деятельность осуществляется на основании трудового договора, заключенного между работодателем и актуарием), сведения о квалификации и опыте работы актуария).

Федеральным стандартом установлены следующие общие требования к отчету:

  • отчет может состоять из нескольких документов и (или) быть представлен в нескольких форматах. Если отчет состоит из нескольких документов, то указывается, какие документы содержатся в отчете;
  • отчет может быть как в бумажном, так и в электронном виде. В случае представления отчета на электронном носителе актуарию следует обеспечить возможность считывания сведений, содержащихся в отчете;
  • особые требования к содержанию отчета, помимо требований, установленных законодательством РФ, в том числе в области бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности (при наличии), могут устанавливаться учетной политикой организации, деятельность которой является объектом актуарной деятельности.

Непосредственно в отчете следует раскрывать:

  • любые значимые отступления от рекомендаций Федерального стандарта;
  • сведения об использовании в работе актуария информации, подготовленной иными лицами, сведения о принятии или непринятии ответственности за достоверность данной информации, а также о качестве такой информации, характере и степени ее использования, суждение актуария о возможности использования данной информации;
  • сведения о любых изменениях данных, проверках и неточности данных;
  • влияние неточности используемой актуарием информации на результаты актуарной деятельности;
  • любые существенные противоречия в используемых в процессе осуществления актуарной деятельности предположениях;
  • информацию о дополнительных расчетах, в которых актуарием использовались предположения, установленные заказчиком, и которые актуарий не считает подходящими для выполнения поставленных задач;
  • перечень предположений и методологии, использованных актуарием, установленных заказчиком и (или) нормативными правовыми актами РФ;
  • информацию о существенных событиях, наступающих после даты, по состоянию на которую проведено актуарное оценивание;
  • информацию и решение актуария о проведении независимой проверки и о рецензенте в случае ее проведения, а также результатах проведения этой проверки;
  • иную информацию, которая, по мнению актуария, является необходимой.

* * *

1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон № 293‑ФЗ, регулирующий актуарную деятельность в Российской Федерации. Для того чтобы указанный закон мог полноценно работать, принят ряд нормативных актов, которые были подготовлены к 01.01.2015.

Одним из важных документом является рассмотренный Федеральный стандарт, устанавливающий непосредственно порядок осуществления актуарной деятельности.  

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию