Законопроекты

Достучаться до….

В самом ближайшем будущем бороться с коррупцией станет не только модно, весело и безрезультативно, но еще и престижно, безопасно и крайне выгодно! Именно на достижение этой триединой цели как раз и направлен разработанный Минтрудом проект очередного, неизвестного по счету антикоррупционного закона.
Достучаться до….
Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

В самом ближайшем будущем бороться с коррупцией станет не только модно, весело и безрезультативно, но еще и престижно, безопасно и крайне выгодно! Именно на достижение этой триединой цели как раз и направлен разработанный Минтрудом проект очередного, неизвестного по счету антикоррупционного закона.

Кстати, похоже законодатели и в самом деле провели работу над ошибками и взамен ранее предлагаемых полумер, сейчас борьбу с коррупцией планируется вести комплексно. Так сказать, по всем фронтам, и чтобы никто не ушел обиженным. Название законопроекта говорит само за себя: «О защите лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях, от преследования и ущемления их прав и законных интересов со сторон должностных лиц, действия (бездействие) которых обжалуются». Итак, что же нам предлагается на этот раз.

Во-первых, законопроект содержит целый комплекс мер, направленных на защиту лиц, сообщивших о фактах коррупции, от преследования и давления со стороны. Причем, как госслужащих, так и сотрудников частных предприятий. Сюда, в том числе, относится оказание бесплатной юридической помощи, мораторий на увольнение, выговоры и иные притеснения по службе, а также полное прокурорское сопровождение антикоррупционных дел. Само собой, государство гарантирует полную конфиденциальность всех предоставляемых гражданами сведений.

Во-вторых, документом предусматривается выплата материального вознаграждения в случае, если передача сообщения о коррупционном правонарушении позволила предотвратить причинение ущерба государственной или муниципальной казне. Поскольку любое коррупционное преступление оставляет за собой финансовый след, на вознаграждение сможет рассчитывать опять же любой, кто сообщит о факте коррупции в госорганах. Размер вознаграждения составит от 5 до 15 процентов от суммы предотвращенного ущерба.

В-третьих, работники, сообщившие о коррупционном нарушении в частной организации, и предотвратившие тем самым причинение материального ущерба, нанесение вреда репутации и иных убытков, также смогут рассчитывать на денежную премию. Правда, только в том случае, если положение о подобных премиях содержится в локальных актах самой организации.

Наконец, за антикоррупционное доносительство предлагают поощрять и нематериально. То есть путем вручения благодарственных писем, внесения имени борца с коррупцией в книгу почета с выдачей соответствующего свидетельства, вручения похвальных грамот, наградных значков и так далее. В перспективе же, как утверждают разработчики законопроекта, доносительство в отношении коррупционеров должно стать реально почетным и социально одобряемым. Телевизионные репортажи, доски с изображение новых героев своего времени, дополнительные выходные и бесплатные путевки – прилагаются.

Гарантией от возможных злоупотреблений выступает содержащаяся в документе норма о клеветнических доносах. Согласно законопроекту, если по решению суда лицо, сообщившее о коррупционном правонарушении, будет признано виновным в клевете или распространении заведомо ложных сведений, то меры защиты, применяемые в отношении него, отменяются, а выплаченное материальное вознаграждение, уходит в доход государства. Так то.

В целом, к концепции законопроекта претензий вообще никаких. Все максимально просто, доступно, правдоподобно, а главное – актуально. Можно сказать, что законопроект представляет собой логическое завершение антикоррупционной реформы в нашей стране. На первом этапе была ужесточена ответственность взяточников, на втором – ужесточен контроль за доходами и расходами чиновников и их родственников, на третьем – им запретили держать деньги в иностранных банках, и вот теперь, наконец, государство предлагает обществу оказать ему посильное содействие в борьбе с коррупцией. Примечательно, что за вознаграждение. Все красиво, все логично и не подкопаешься.

Поэтому вопросы возникают не к самой законодательной инициативе, а больше к механизмам реализации будущего закона. Так, если на выходе мы получим очередной закон, принятый сугубо для галочки, без какой бы то ни было идеологической подготовки общества, ничего хорошего из этого не получится. Это не значит, что закон не будет работать. Работать, скорее всего, он будет, но будет работать кулуарно и со знаком минус. Нужно подсидеть начальника по службе – применяем закон, нужно “закошмарить” конкурента по бизнесу – применяем закон, хотим просто подложить свинью не понравившейся нам фирме – закон нам в помощь. Опять же, применять по-тихому закон во благо рядовых смертных не получится. Бороться с системой в одиночку, без всесторонней поддержки со стороны государства и освещения этой борьбы в СМИ не стоит труда, а в ряде случаев и вовсе опасно для здоровья. Минздрав предупреждает.

Совсем другой результат может получиться в том случае, если закон начнет реализовываться громко и с помпой. Иными словами, к его исполнению подключатся не только общественники и прокуратура, но также федеральные телеканалы и первые лица государства. Тогда и только тогда он действительно начнет работать на всю катушку, и головы коррупционеров полетят не в единичных количествах, а конвеерно.

Из очевидных минусов подобного варианта развития событий – число злоупотреблений со стороны правоохранителей вырастет в разы. “Кошмарить” будут не каждую десятую фирму, как до недавнего времени, а каждую вторую. Как известно, стучать – не мешки ворочать. Тем более, за деньги. Хорошо это или плохо – каждый решает для себя. Конечно, лес рубят – щепки летят, но если доносительство станет поощряться на государственном уровне и борьба с взяточничеством назавтра станет одним из реальных приоритетов, количество щепок может многократно превысить объемы порубленного леса. Прецеденты, как говорится, случались. И не раз.

Нужно ли материально поощрять антикоррупционные доносы?

Проголосовали 13 человек

Комментарии

1
  • Бюрократ
    Хм, в УК РФ уже есть глава 30, которая позволяет работать почти по всем
    коррупционным составам: злоупотребление должностными полномочиями,
    нецелевое расходование бюджетных средств, превышение должностных
    полномочий и так далее, включая даже статью 287 — «Отказ в
    предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или
    Счетной палате Российской Федерации»
    , а воз и ныне там, контроля за роскошью нет,
    а теперешние депутаты, администрация, а порой и менты с прокурорскими
    часто начинали свою молодость с очень незаконной деятельности
    как и кого вывозить, куда и как с ним разговаривать, не их учить.
    В обчем будет очередной "пшик".