"Если желаешь, чтобы мир изменился, — сам стань этим изменением". Махатма Ганди
Мы живем во времена инновационной экономики, для которой характерен поток обновлений и постоянное технологическое совершенствование. Именно такой тип экономики обеспечивает превосходство страны в сегодняшнем мире. Что же нам может помешать быть в авангарде общемировых процессов?
За любыми открытиями, технологическими прорывами и прогрессом стоят люди. Люди – творцы. Если попробовать представить себе образ такого человека, то воображение нарисует одухотворенную, увлеченную, свободно парящую личность, четко удерживающую цель. Несмотря на неудачи, такой человек все равно продолжает экспериментировать, привлекать сторонников и добиваться результата, который впоследствии изменит мир. Вся эта картина говорит о том, что творец – это свободный человек.
Что еще является составляющими атмосферы инноваций? Доверие, уважение, открытость, воодушевление, эмоциональность, терпимость к ошибкам.
Давайте будем честными с самими собой. Мы хотим покупать только то, что сделано в атмосфере, состоящей из перечисленных ингредиентов, будь это машина или сотовый телефон, одежда или фильм.
Кто-то может себе представить бесстрастного дирижера симфонического оркестра, скучающего художника, безразличного рабочего на конвейере BMW или Ferrari?
Нам нравятся вещи, сделанные со страстью и душой. Даже улица не будет чисто убрана, если дворник воспринимает свою работу, как что-то унизительное и неприятное. Мы возмущаемся неряшливостью и низким качеством вещей, которые в большинстве своем нас окружают и которые сделаны в нашей стране, но ничего не хотим менять в своем отношении к делу, которым занимаемся.
Если мы хотим изменить свою жизнь и жизнь наших детей, внуков к лучшему, то, в первую очередь, нужно перестать воспринимать не только себя, как безвольный объект, но и перестать относиться к людям, как к рабам.
К чему я тут про рабов? Если я, как руководитель, решу согласиться с тем, что по Марксу я эксплуатирую труд своих сотрудников, присваивая его себе, то, следовательно, я перейду в класс рабовладельцев. Когда мои сотрудники узнают о таком моем восприятии мира, как они начнут относиться к своей работе? С каким настроением и какую продукцию они будут выпускать, воспринимая себя эксплуатируемыми? А как они в таком статусе будут разговаривать с клиентами?
О, я очень часто вижу работающих людей, считающих себя эксплуатируемыми, стоящих за прилавками магазинов, отвечающих мне по телефону. Так мало удовольствия я получаю от общения с ними, что всегда изо всех сил стремлюсь найти другие компании, где мне будут рады. Я, как клиент, бегу со всех ног от компаний, в которых сотрудников эксплуатируют, а результаты их труда присваивают. Такие компании, возглавляемые «серьезными» руководителями, тешащими свое самолюбие и ущемленную самооценку, не только не могут удовлетворить мои потребности, но они ничего не добавляют в развитие нашей страны, и точно не переживут своих основателей.
Я, как руководитель со стажем более 22 лет, компания которого в течение долгого периода времени входит в топ-100 Аудиторских компаний России (это отступление я сделал специально для читателей, которые пишут комментарии, предполагая, что опыт автора ограничивается «ИП с прыщавыми работниками»), в страшном сне не могу себе представить, чтобы мне нужно было кого-то эксплуатировать и что-то присваивать.
Все, чего добилась наша компания, мы получили благодаря моему трепетному отношению к сотрудникам, как самому важному активу, который есть в компании. Подобный подход прямо противоположен эксплуатации, потому что направлен на постоянный рост и развитие людей.
Более того, бывают ситуации, когда именно сотрудники занимаются эксплуатацией и присвоением: получают знания и уходят из компании.
И как народ заслуживает свое правительство, так в бизнесе руководитель заслуживает своих сотрудников. Если он их эксплуатирует, то нечего ему жаловаться на безынициативных невеж и вороватых подчиненных. Именно действия руководителя, который видит свою роль в том, чтобы заставлять и принуждать, запускают ответные реакции сопротивления, саботажа, открытой или скрытой борьбы. И эта борьба требует дополнительных ресурсов руководителя, дополнительного контроля и энергии, которая может быть использована не на подавление борьбы, а на создание неповторимых клиентских ощущений.
Итак, современная компания (ресторан, завод, аэропорт и т.п.) должна быть инновационной, иначе она обречена на проигрыш в конкурентной борьбе. Инновационность невозможна в компании с жесткой структурой, с атмосферой присваивания и эксплуатации, с лозунгами типа: «я – начальник, ты – дурак, ты – начальник, я – дурак».
Только свободный и самодостаточный человек может быть равным современному миру и быть ему полезным.
Чтобы такие люди появлялись и работали в наших компаниях, руководители должны измениться и изменить свою управленческую парадигму. Мы ничем кардинальным не отличаемся от людей в других европейских странах и можем быть позитивными, открытыми, дружелюбными, клиентоориентированными.
Будет таких людей больше или нет – это зависит только от нас самих. И это работает (проверено на 22 летнем опыте).
Комментарии
8Ох уж эти сказки, ох уж эти сказочники....
Как они красиво говорят... и все для того, чтобы заставить людей работать забесплатно...
на словах "для меня самое главное - люди, я о своих работниках так забочусь", и при этом элементарно трудовый кодекс не соблюдают, никакой доплаты за переработки по вечерам и работу в выходные (типа, работники должны из чистого энтузиазма постоянно "вечерить", работать в обед и по субботам), зарплата, состоящая из "белой" и "черной", причем из черной постоянно то штраф вычтут (например, за якобы не выдернутый из сети шнут компьютера или якобы не закрытое на ночь окно, и доказать, что все было выключено и закрыто - невозможно, потому что слово главного бухгалтера ничего не значит против слова рядового охранника, которому премию дадут за удержанные с работников штрафы), то "белую" оплату за праздники, например (типа, Вы же 1 января не работали, а белый оклад Вам выплатили за январь как за полный месяц, значит, из черной мы вычтем еще и полученную белую за праздники. ах, черной зарплаты за месяц не хватает для этих удержаний? ничего, в феврале остаток вычтем"... в результате, черной месяцами не видишь, а получаешь только маленькую белую... сплошной креатив и творчество у работодателей....)... если с главным бухгалтером так обращаются, что что творят с простыми работягами - даже представить страшно...
Это я не об авторе статьи конкретно, я его в жизни не знаю, могу только предполагать по его статьям о мере его похожести на тех, кого знаю и знала в реале....