Бухгалтерия

Самое интересное на форуме Клерк.Ру с 16 по 24 февраля 2015 года

Нужно ли оформлять новый патент при открытии второго магазина в том же городе? Все ли поля обязательно заполнять в справке 2-НДФЛ? Как правильно рассчитать оплату больничного, если расчетный период приходится на високосный год? В каком случае упрощенец может выставлять счет-фактуру с выделенной суммой НДС, а компания на ОСНО может принять этот НДС к вычету? Как правильно оформить оплату командировочных, если командировка включала в себя выходные дни?
Самое интересное на форуме Клерк.Ру с 16 по 24 февраля 2015 года
Фото Эльера Нематова, ИА «Клерк.Ру»

Нужно ли оформлять новый патент при открытии второго магазина в том же городе? Все ли поля обязательно заполнять в справке 2-НДФЛ? Как правильно рассчитать оплату больничного, если расчетный период приходится на високосный год? В каком случае упрощенец может выставлять счет-фактуру с выделенной суммой НДС, а компания на ОСНО может принять этот НДС к вычету? Как правильно оформить оплату командировочных, если командировка включала в себя выходные дни? Ответы на эти вопросы читайте в очередном обзоре форума.

Сколько нужно патентов?

"ИП в Москве, приобрели патент по розничной торговле (менее 50 кв.м, Центральный округ), - пишет Аноним. - Сейчас хотим открыть еще 2 магазина в других районах Москвы. Нам на эти объекту нужны отдельные патенты? Или достаточно уже имеющегося?".

"На каждый магазин - отдельный патент", - отвечает Ленка.

"Даже если магазин будет также в Центральном округе Москвы?" - уточняет Аноним.

"Даже если на одной улице", - заверяет Ленка.

"Кафе с торговым залом 25 кв.м на патенте, планируем на улице, на площадке (терраса) поставить несколько столиков, площадь террасы 22 кв.м, - описывает свои условия Аноним. - Получается общая площадь 47 кв. м. Вопрос: нужно ли оформлять второй патент, или это у нас один объект организации общественного питания? И где то мне попадалась информация , что патент выдается на вид деятельности, а не на объект. Т.е. может быть несколько объектов, на них   заполняются отдельные листы (по каждой точке), и в итоге это один патент с указанием нескольких точек".

"Надо читать региональный закон, - замечает Над. - Может, стоимость патента зависит от площади".

"Мы находимся в Московской области, - поясняет Аноним. - "Услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания - п.42 таблицы, приведенной в ст.2 Закона Московской области от 06.11.2012 №164/2012-ОЗ. И все-таки, как по вашему мнению, достаточно ли одного патента на торговый зал и уличную площадку с общей площадью 50 кв.м.?".

"Достаточно, если не от площади считается стоимость патента, - пишет Над. - И если у Вас не изменится количество работников, поскольку расчет патента в МО зависит от количества работников".

"С сотрудниками все ясно, а вот как узнать - от площади патент считается или нет? - спрашивает Аноним. - В законе по МО просто указан потенциально возможный доход, в зависимости от числа сотрудников".

"Из закона узнать, - повторяет Над. - В МО патент от площади не зависит. В других регионах может быть иначе".

Помогите с 2-НДФЛ

  1. "Нужно ли к справкам 2-НДФЛ заполнять Обращение (реестр сведений)? - спрашивает Аноним. - Не могу его в 1С , в СБИС найти.
  2. Обязательно ли заполнять в справках Адрес в стране проживания, ИНН, номер ПФР, адрес для информирования?
  3. Если сотрудник был принят на работу по временному удостоверению, в январе получил паспорт, то в справке 2-НДФЛ какой необходимо показывать документ -временный, который действовал до января, или новый?".
  4. "Реестр нужен, - отвечает Крысавица. - Обычно автоматически формируется при выгрузке справок 2-НДФЛ в файл.
  5. Все поля заполнять обязательно.
  6. Нынешний документ".

"Но ИНН, и адрес факт.места жительства не являются обязательным документом при трудоустройстве, - напоминает Аноним. - И если сотрудник мне не предоставил копию ИНН и не сообщил адрес места жительства, то почему эти поля нужно обязательно заполнять?".

"Не являются, - соглашается Крысавица. - Но вы должны были завести на него личную карточку, а там эти данные должны быть заполнены. И как вы вообще собираетесь сдавать отчетность по работникам, по которым у вас нет никаких данных? Это ваши проблемы, как собрать их у работников - если не хотите иметь проблемы с несданной отчетностью. Работник должен предоставить о себе работодателю полную информацию, идентифицирующую его личность.

Что же касается обязательности заполнения реквизитов, то читайте рекомендации по заполнению, где все сказано. Например:

"Рекомендации по заполнению формы 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица за 20_ год" (Приложение к форме 2-НДФЛ, утвержденной Приказом ФНС России от 17.11.2010 N ММВ-7-3/611@)

/.../

В пункте 2.1 "ИНН" указывается идентификационный номер налогоплательщика - физического лица, который указан в документе, подтверждающем постановку данного физического лица на учет в налоговом органе Российской Федерации. При отсутствии у налогоплательщика ИНН данный реквизит не заполняется.

/.../

В пункте 2.8 "Адрес места жительства в Российской Федерации" указывается полный адрес постоянного места жительства налогоплательщика на основании документа, удостоверяющего его личность, либо иного документа, подтверждающего адрес места жительства.

Элементами адреса являются: "Почтовый индекс", "Код региона", "Район", "Город", "Населенный пункт", "Улица", "Дом", "Корпус", "Квартира".

/.../ При отсутствии одного из элементов адреса отведенное для этого элемента поле не заполняется и в Справке может отсутствовать."

Здесь ясно сказано, при каких условиях эти поля не заполняются.

Т.ч. ИНН может быть не заполнен только у иностранца, еще не поставленного на учет РФ как налогоплательщик. А адрес вообще не может быть не заполнен полностью".

"Это рекомендации, а не требования, - настаивает Аноним. - Даже программа не выдает ошибку. Работодатель не имеет права истребовать с сотрудника иные документы,чем предусмотрено законодательством".

"Справки спокойно сдаются без ИНН, - подтверждает Старый ворчун. - Адрес - да, один из адресов обязателен".

"Можете не заполнять ИНН, - пишет бух2007. - Но вообще-то его можно легко найти на сайте ФНС".

"Я знаю, - пишет Аноним, - но это нужно делать не на двух сотрудников, а более чем на 50, поэтому не хочется этого делать.

А адрес фактического проживания и адрес для информирования обязательны к заполнению?".

"Легко найти ИНН на сайте ФНС? - удивляется Bucom. - И Вы вправду легко находили?

Для того, чтобы узнать ИНН физического лица через сайт ФНС, необходимо:

  • заполнить форму запроса на получение информации об ИНН физического лица;
  • отправить запрос;
  • информация о наличии ИНН у ФЛ, в отношении которого был направлен запрос, будет отражена в строке результата;
  • обратиться в инспекцию за получением информации об ИНН физического лица".

"Такие сложности только тогда, когда у вас нет всех данных на это физлицо, - объясняет бух2007. - При наличии всех данных ИНН сразу выдается на сайте".

"На каждого сотрудника (если их больше 10) замучаешься вводить данные", - замечает Аноним.

"А вы собирайте своевременно все необходимые данные с работников, - советует Крысавица, - и будет вам если не счастье, то большое облегчение".

Расчет больничного и поход в ФСС за возмещением

"Скажите, правильно ли сделан расчет больничного? - просит PetrenkoNatalya.

Расчетный период берем 2011 (доход 463 000 руб.) и 2012 г. (доход 512 000 руб.), т.к. сотрудница была в декретном отпуске в 2013 и 2014.

Подсчет среднего дневного заработка: 975000 руб./730=1335,62 руб.

Страховой стаж более 8 лет, поэтому 100%-я оплата больничного листа.

Количество дней больничного с 22 января по 05 февраля включительно (15 дней).

Итого больничный составил: 1335,62*15 = 20034,30 руб.".

"Все верно, - подтверждает kiry, - если она действительно заработала в 2011 г. более 463 000 руб., а в 2012 г. - более 512 000 руб.".

"Меня в ФСС в прошлом году обязал исправить расчет, если в него входит 2012 г., - сообщает Marian. - Т.к. 2012 был високосным, то и делить нужно не на 730, а на 731. Исключение составляют случаи, когда зарплата меньше МРОТ и за основу берется МРОТ. Тогда делим на 730. Наше отделение ФСС категорично в этом вопросе".

"Закон, видимо, им не писан", - замечает katrom.

"Значит, вы рассчитывали не пособие по в/н, а пособие по БиР, - пишет waw. -

Постановление Правительства РФ от 15.06.2007 №375 (ред. от 25.03.2013)

"Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством":

15(1). Средний дневной заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности определяется путем деления заработка, начисленного за расчетный период, на 730".

"Документы в ФСС - это должно быть заявление в свободной форме с формулировкой: "Просим возместить больничный лист за 12 дней в размере 16027,44 руб."? - уточняет PetrenkoNatalya. - Также нужно сделать расчет. В какой форме и в каком виде?".

"Нужно взять бланк в фонде, - отвечает Старый ворчун. - Удобнее всего сделать расчет на сайте ФСС и распечатать".

"А трудовая книжка нужно будет в ФСС, чтобы они могли проверить страховой стаж, указанный в расчете? - спрашивает PetrenkoNatalya. - В разных статьях указано, что работодатель оплачивает первые три дня болезни, а остальное время финансирует ФСС. Т.е. получается, что работодатель оплатит в нашем случает 15 дней больничного, а потом пойдем за возмещением в ФСС 12 дней?

И кстати, в каком документе говорится о том, что работодатель оплачивает 3 дня больничного, а остальное оплачивает ФСС?".

"Закон 255-ФЗ, - отвечает Аноним. - Там вообще все про оплату б/л".

"У нас требуют трудовую книжку, - сообщает Старый ворчун. - Правда, на конкретного работника 1 раз.

Есть приказ Минздравсоцразвития России от 04.12.2009 №951н (ред. от 13.06.2013):

"Об утверждении перечня документов, которые должны быть представлены страхователем для принятия решения территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения".

Но требуют гораздо больше.

Да, получается, что работодатель оплатит 15 дней больничного, а потом пойдете за возмещением в ФСС 12 дней (кроме б/л по уходу)".

Входной НДС от упрощенца

"В каком случае упрощенец может выставлять счет-фактуру с выделенной суммой НДС, а компания на ОСНО может принять этот НДС к вычету?" - интересуется Марина***.

"В каком ему вздумается", - отвечает mvf.

"Есть ли законное основание у упрощенцев выставлять счет-фактуры с НДС, если они арендуют помещение у арендодателя? -уточняет Марина***. - Фирма является плательщиком НДС, а мы арендуем у них (УСНО доходы-расходы)".

"Есть, конечно, законное основание, - отвечает бух2007. - А кто им запретит? Хотят выставить НДС - пожалуйста. Главное, в бюджет его уплатить.

В вашем случае может быть агентский договор. И выставляя счет-фактуру с НДС, упрощенцы этот НДС платить в бюджет не будут. Но вряд ли там агентский договор".

"А можно поподробнее про нюансы агентского договора? - просит Марина***. - И почему вы думаете, что он там маловероятен?".

"Потому что арендатор в этом не заинтересован, - отвечает бух2007. - Про нюансы не подскажу, так как на практике не сталкивалась".

"А если фирма, которая на УСНО, выставляет мне просто акт, в котором вся сумма без НДС, я ведь могу учесть ее полностью в расход?" - спрашивает Марина***.

"Да, - отвечает бух2007. - Только акт на аренду не нужен. Нужен акт приемки-передачи помещения. А ежемесячно включаете аренду в расходы на основании договора".

"Упрощенец вообще не должен выставлять счет-фактуру с выделенной суммой НДС, - протестует Аноним. - И этот НДС у вас "выдерут".

"Это страшилки налоговиков", - парирует mvf.

"Такой НДС возмещать нельзя, - настаивает Аноним. - Он попадает в декларацию по НДС у упрощенца в последний лист. ФНС придерживается мнения, что нельзя таковой возмещать. И снимут, соответственно, по коду этого счета/фактуры".

"То, что ФНС "имеет мнение", знают все, - пишет ZloiBuhgalter. - Но судебная практика говорит об обратном. (ФАС Волго-Вятского округа от 16.04.2010 г. № А29-6157/2009)".

"Да ФНС уже давно успокоилась, - считает mvf. - Но вот всякие "эксперты" продолжают нести эту ахинею в "журналах и газетах".

Командировка на 4 дня, из которые только 2 - рабочие

"Сотрудница была в командировке с 12 по 15 февраля включительно, - рассказывает Marian. - Была в городе, где живут ее родственники. 2 дня из этих четырех она честно отработала (четверг и пятница), а другие 2 (выходные) - отдыхала у родственников. Обратные билеты у нее на воскресенье, 15 февраля, 22.00.

Есть 2 варианта оформления ее командировки:

  1. Несмотря на дату билетов, пишем в приказе только 12 и 13 февраля, суточные только на 2 дня. Зарплата по-среднему тоже только за 2 дня, выходные не оплачиваем.
  2. Оформляем командировку на 4 дня, по билетам. Суточные на 4 дня. 2 дня - из среднего заработка, выходные - в двойном размере.

Склоняюсь к первому варианту".

"Мы делаем по первому варианту, - пишет marula, - обратный билет подлежит НДФЛ.

Но в связи с изменениями по командировкам в январе, фактические даты командировки берутся исходя из билетов.

Фактический срок пребывания работника в месте командирования определяется по проездным документам, представляемым работником по возвращении из служебной командировки".

"Я бы суточные оплатила за все дни (может, билетов на пятницу не было), - замечает olga-osina. - Заработок только за рабочие дни".

"Рабочее время в командировках можно установить тремя вариантами, - пишет YUM:

  1. по графику "родного" предприятия,
  2. по графику предприятия, куда послали,
  3. специальный режим.

В первом случае все понятно. Два рабочих, два выходных. Суточные за все время от выезда до приезда. То, что работник к теще на блины зашел, Вас не волнует.

Второй случай требует подтверждения о рабочем времени, например - выписки из табеля учета рабочего времени. Откуда Вы можете знать, как работал Ваш командированный? Может быть, он там и спал и ел на работе. Если будет установлено, что работа была и выходные - по общему принципу: предоставляем другой день отдыха, ну и т.д.

Третий случай самый интересный. Если человека (бригаду) посылают выполнить какую-то работу, какой смысл им выходные торчать в незнакомой местности? Сделали дело - вернулись. Тут с оплатой выходных также по общему принципу: отгул или оплата в двойном размере.

Суточные, в любом случае, за все время в командировке".

"А выходные-то почему оплачивать собираетесь?" - недоумевает Королева.

"Суточные за 4 дня (раз уж у нас теперь командировочных нет и смотрим билеты), - пишет Marian. - Оплата работы за 2 дня. Никакой оплаты выходных.

НДФЛ точно вычитать не буду с обратного билета. Хотя бы потому, что билет на самолет приобретался сразу по принципу туда-обратно, и в квитанции прописана единая стоимость. Ну и потом, человек должен был уехать и вернуться обратно на работу, а потому особой разницы не вижу: был билет куплен на пятницу или на воскресенье.

Другой вопрос - с суточными, которые выплачены за 2 выходных дня. С них не нужно вычитать НДФЛ? Сотрудник-то не работал в эти дни, суточные за дни отдыха получаются...

Документально мы все подтвердить при желании можем. Сейчас чуть больше заплатим за работу в выходные, в конце месяца - чуть меньше премию. Все равно в итоге сотрудник получит ровно столько, сколько причитается.

Вопрос не в том, платить ли человеку деньги, а вопрос правильности и логичности затрат на командировку".

"Если оформляете командировку на 4 дня, в приказе с 12 по 15.02., то и суточные положены за 4 дня, - пишет marula. - Лимит по НДФЛ -700 руб./день, если они меньше или равно 700 руб. НДФЛ не удерживается. Если работник привлекался к работе в выходные дни (в вашем случае не привлекался), то двойная оплата не положена".

"Вы ж сами говорите: в выходные отдыхала у родственников, - констатирует Королева. - И за это платить в двойном размере?

Оплата труда работника в случае привлечения его к работе в выходные или нерабочие праздничные дни производится в соответствии с трудовым законодательством РФ. Значит, оплата труда, в соответствии со ст. 153 ТК РФ, производится в случае, если работник работал в выходные дни".

"Ну кто же, кроме самого сотрудника, меня и теперь Вас знает о том, что сотрудник в субботу и воскресенье отдыхал, а не работал? - пишет Marian. - Честное слово, при желании можно предоставить подтверждение того, что он работал.

Засомневалась в оплате выходных только потому, что видится некоторое противоречие в оформлении такой командировки. Приказ на четыре дня, суточные на 4, билетами все подтверждается, а оплата только за два. Если приказ на 4 дня командировки, то почему тогда, собственно, работник не работал в последние 2 дня, а чай с бабушкой пил?! ) Опять же, не будет ли у проверяющих (вдруг ГТИ нагрянет) вопросов - как же так, работник был отправлен в командировку на 4 дня, а за 2 дня, да еще и выходных, ему зарплату не заплатили? Хотя, конечно, следуя логике, что работник трудился в соответствии с графиком организации, в табеле рабочего времени ставим выходные на последние 2 дня командировки, и тогда вопросов у проверяющих возникнуть не должно".

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию