Налог на прибыль

Учет в интернет-магазине

В наше время становится все более распространенным и удобным покупать товары через интернет. Это быстрее и дешевле, чем в обычных магазинах. Во многих отраслях есть виртуальные продавцы, которые ведут совершенно реальный учет. О его особенностях читайте в статье.

В наше время становится все более распространенным и удобным покупать товары через интернет. Это быстрее и дешевле, чем в обычных магазинах. Во многих отраслях есть виртуальные продавцы, которые ведут совершенно реальный учет. О его особенностях читайте в статье.

Е.Е. Амарина, эксперт АГ «РАДА»

Торговля через интернет может осуществляться как между организациями, так и между частными лицами. Причем расплачиваться они могут по-разному:

– наличными;

– пластиковой картой;

– «электронными» деньгами.

Но прежде чем начать торговую деятельность, фирме нужно создать свой web-сайт.

Создание web-сайта

Как правило, созданием web-сайта занимаются сторонние специализированные фирмы. Однако это могут делать и программисты, работающие в вашей организации.

Для того чтобы разработать web-сайт, необходимо:

– разработать его дизайн;

– присвоить ему доменное имя;

– разместить его в интернете.

Разработка дизайна

Порядок бухгалтерского учета затрат на создание сайта зависит от того, получает ли организация исключительные авторские права на него или нет.

Исключительные авторские права на программы для ЭВМ и базы данных относятся к нематериальным активам. Об этом сказано в пункте 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000, утвержденного приказом Минфина от 16 октября 2000 г. № 91н.

Сайт содержит как элементы программы, так и базы данных (например, перечень товаров, услуг и т. д.). Поэтому, если организация получит исключительные авторские права на сайт, то, по нашему мнению, затраты по его созданию относятся к нематериальным активам. Для этого нужно оформить документы, которые подтверждают передачу авторских прав.

Если организация не получает исключительные авторские права на сайт, то затраты по его созданию являются расходами по обычным видам деятельности. При расчете налога на прибыль они могут учитываться в соответствии с подпунктом 35 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса как затраты некапитального характера, связанные с совершенствованием технологии, организации производства и управления. На этом основании интернет-магазины могут уменьшать на эти расходы облагаемую налогом прибыль, поскольку используют сайт для своей текущей деятельности.

Необходимость создания сайта лучше подтвердить приказом руководителя организации.

Присвоение доменного имени

После создания сайта нужно присвоить ему имя. Оно называется доменным. Обычно сайт называют именем, которое дает представление о названии организации, ее товарах, услугах и т. д. Имя должно быть уникальным. Поэтому его нужно зарегистрировать. Регистрация проводится в Российском НИИ развития общественных сетей (РосНИИРОС).

Обратите внимание: период регистрации – календарный год. После его окончания регистрация может быть продлена на следующий год.

Возникает вопрос: можно ли включать в стоимость нематериальных активов затраты на регистрацию доменного имени?

Как разъяснил Минфин в письме от 26 марта 2002 г. № 16-00-14/107, доменные имена не являются нематериальными активами. Расходы, которые связаны с их регистрацией включаются в затраты организации для целей бухгалтерского учета.

По нашему мнению, стоимость регистрации включается в себестоимость как расходы будущих периодов. Ведь оплачивается она единовременно, а относится к последующим периодам. Срок использования имени нам известен – календарный год.

Далее эти расходы следует ежемесячно списывать на счет 44 «Расходы на продажу», поскольку они относятся к продвижению информации о предприятии и его товарах (работах, услугах).

В налоговом учете у фирм, применяющих кассовый метод, расходы на регистрацию сайта уменьшают прибыль единовременно и в полном объеме после их оплаты. Фирмы, работающие по начислению, уменьшают облагаемую налогом прибыль ежемесячно в течение года.

Размещение в интернете

Последний этап создания сайта – размещение его в интернете. Для этого с фирмой-провайдером заключается договор на услуги хостинга. Хост-провайдеры размещают сайт на своем сервере, тем самым предоставляя доступ к нему через интернет. Далее они контролируют его работу и обеспечивают техническую поддержку. За это фирма перечисляет провайдеру вознаграждение по договору. Эти расходы списываются на счет 44 «Расходы на продажу» в том месяце, за который оплачиваются услуги хостинга.

После создания web-сайта интернет-магазин может приступать к работе.

Продажа за наличные

У этого способа оплаты есть одна особенность: расчет за товар происходит не в магазине, а там где находится покупатель, то есть в офисе или дома. Деньги для оплаты вносятся не сразу в кассу, а передаются курьеру при получении товара.

После того, как покупатель оформил заказ, курьер магазина получает товар на складе и отправляется по указанному адресу. Вместе с товаром бухгалтер интернет-магазина передает курьеру накладную и кассовый чек. Если покупатель откажется купить товар, то чек придется аннулировать.

В соответствии с пунктом 5 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина 6 мая 1999 г. № 32н, выручка магазина от проданных товаров является доходом от обычных видов деятельности. Причем его нужно отразить в момент передачи товара от продавца покупателю. На это указано в пункте 12 ПБУ 9/99.

Кроме того, эта выручка облагается налогом с продаж.

Обратите внимание: порядок и сроки уплаты налога с продаж устанавливаются законами субъектов РФ. Так сказано в статье 347 Налогового кодекса. Поэтому, чтобы узнать, нужно ли в вашем случае начислять налог, посмотрите закон о налоге с продаж, действующий в том регионе, где работает ваша организация.

Пример 1

ООО «Капюшон» занимается продажей одежды через интернет. Покупатель заказал 1 августа 2003 г. куртку стоимостью 6300 рублей (в том числе НДС – 1000 руб., налог с продаж – 300 руб.). Доставка и оплата были произведены в этот же день. Себестоимость куртки – 4000 руб.

В учете ООО «Капюшон» были сделаны следующие проводки:

Дебет 62   Кредит 90-1

– 6300 руб. – отражена выручка от продажи куртки;

Дебет 90-2   Кредит 41

– 4000 руб. – списана себестоимость куртки;

Дебет 90-3   Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– 1000 руб. – начислен НДС;

Дебет 90 субсчет «Налог с продаж»   Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу с продаж»

– 300 руб. – начислен налог с продаж;

Дебет 50   Кредит 62

– 6300 руб. – получены деньги от покупателя;

Дебет 90-9   Кредит 99

– 1000 руб. (6300 – 1000 – 300 – 4000) – отражена прибыль от продажи куртки.

– конец примера –

Оплата пластиковой картой

Также покупатели могут расплачиваться с интернет-магазином банковскими картами международных платежных систем.

Чтобы принимать такую оплату, магазин должен зарегистрироваться в системе электронных платежей. Для этого оформляется заявка, которая по электронной почте отправляется на сервер системы электронных платежей. После ее обработки интернет-магазину присваивают личный код. Далее на адрес интернет-магазина отправляется техническое письмо для проведения тестирования технического взаимодействия магазина и сервера.

Кроме того, организация должна зарегистрироваться в банке системы электронных платежей. Для этого с ним заключается договор-эквайринг. По этому договору фирме открывают счет, куда будут поступать платежи по кредитным картам покупателей. Отметим, что эта услуга платная.

Если интернет-магазин применяет метод начисления, то в бухгалтерском и налоговом учете стоимость подключения относится на расходы будущих периодов, а затем равномерно списывается на общехозяйственные расходы в течение всего срока действия договора. А если учет ведется кассовым методом, то затраты на подключение включаются в расходы в момент оплаты этой услуги.

После того, как покупатель сделал заказ, информация о нем передается на сервер системы электронных платежей. Банк проверяет параметры кредитной карты и дает разрешение на списание денег. За перевод денег банк удерживает с фирмы комиссию. В бухгалтерском учете она отражается в составе операционных расходов. На это указано в пункте 11 положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина от 6 мая 1999 г. № 33н. А для целей налогообложения эту сумму относят к внерелизационным расходам (подп. 15 п. 1 ст. 265 НК).

Товар отгружается покупателю, когда деньги поступят на счет магазина. Это можно проследить по банковским выпискам, которые банк ежедневно обязан высылать на электронный адрес интернет-магазина.

Выручка при расчетах пластиковой карточкой облагается налогом с продаж. На это указано в статье 349 Налогового кодекса.

Пример 2

ООО «Домострой» занимается продажей мебели. Покупатель заказал стенку стоимостью 12 600 руб. (в том числе НДС 2000 руб., налог с продаж – 600 руб.) Себестоимость мебели – 8000 руб. Покупатель подтвердил свой заказ 4 августа 2003 г. и в тот же день расплатился пластиковой карточкой. Деньги были зачислены на расчетный счет интернет-магазина 5 августа. Комиссия банка составила 2 процента от стоимости перевода. Мебель была доставлена покупателю 11 августа 2003 г.

Бухгалтер ООО «Домострой» в учете сделал проводки:

5 августа:

Дебет 51   Кредит 62

– 12 600 руб. – получены деньги с банковской карты покупателя;

Дебет 91-2   Кредит 60

– 252 руб. (12 600 руб. х 2%) – отражена комиссия банка за перевод денег;

Дебет 60   Кредит 51

– 252 руб. – оплачена банковская комиссия.

8 августа

Дебет 62   Кредит 90-1

– 12 600 руб. – отражена выручка от продажи стенки;

Дебет 90-3   Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– 2000 руб. – начислен НДС;

Дебет 90 субсчет «Налог с продаж»   Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу с продаж»

– 600 руб. – начислен налог с продаж;

Дебет 90-2   Кредит 41

– 8000 руб. – списана себестоимость мебели;

Дебет 90-9   Кредит 99

– 2000 руб.(12 600 – 2000 – 600 – 8000) – отражена прибыль от продажи мебели.

– конец примера –

Расчет «электронными» деньгами

Еще одним способом расчета служат, так называемые, «электронные» деньги.

Чтобы им пользоваться, интернет-магазин и его покупатель должны зарегистрироваться в одной из платежных электронных систем. Как правило, эта услуга бесплатная. Договор считается заключенным в момент получения заявки от магазина администратором системы. Об этом сказано в статье 433 Гражданского кодекса. Далее на своем сайте магазин указывает название этой системы, чтобы покупатель мог ею пользоваться. После этого покупатель должен пополнить свой «электронный» кошелек. Сделать это он может несколькими способами. Например, купить и активировать специальную карточку (наподобие оплаты мобильного телефона), перечислить деньги почтовым или банковским переводом, внести с кредитной карточки. После этого администратор кладет полученные средства в «электронный» кошелек покупателя. Теперь можно отправляться за покупками в интернет.

По требованию интернет-магазина администратор перечисляет деньги на его банковский счет. За эту операцию с магазина берется комиссия. Ее бухгалтерский и налоговый учет ведется так же, как и учет банковских комиссий.

Обратите внимание: если организация-администратор не является банком (кредитной организацией), то она обязана начислить НДС на сумму комиссии. Следовательно, интернет-магазины могут принять этот НДС к вычету при наличии счета-фактуры.

«Электронные» деньги отражаются на счете 76.

Преимущество этого способа в том, что в этом случае полученная выручка не облагается налогом с продаж, так как интернет-магазин не получает наличных денег от покупателей и при расчетах не используются банковские карточки.

Пример 3

ЗАО «Техник» продает бытовую технику через интернет. Фирма зарегистрирована в электронной системе. Клиент этой же системы 18 августа 2003 г. приобрел пылесос. Его стоимость 7200 руб., в том числе НДС – 1200 руб. Себестоимость пылесоса – 4500 руб.

За эту услугу с покупателя была взята комиссия в размере 0,5 процента от стоимости товара. Сумма комиссии составила 36 руб. (7200 руб. х 0,5%), в том числе НДС – 6 руб.

Оплата товара и доставка его покупателю были осуществлены в этот же день.

В учете ЗАО «Техник» были сделаны следующие проводки:

Дебет 62 субсчет «Расчеты с покупателем»   Кредит 90-1

– 7200 руб. – отражена выручка от продажи пылесоса;

Дебет 90-3   Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– 1200 руб. – начислен НДС;

Дебет 90-2   Кредит 41

– 4500 руб. – списана себестоимость пылесоса;

Дебет 76   Кредит 62 субсчет «Расчеты с покупателем»

– 7200 руб. – получены «электронные» деньги от покупателя;

Дебет 91-2   Кредит 76

– 30 руб. (36 – 6) – учтена сумма комиссии;

Дебет 19   Кредит 76

– 6 руб. – учтен НДС с комиссии;

Дебет 51   Кредит 76

– 7164 руб. (7200 – 36) – перечислены администратором деньги от продажи пылесоса за вычетом комиссии;

Дебет 90-9   Кредит 99

– 1500 руб. (7200 – 1200 – 4500) – отражена прибыль от продажи пылесоса;

Дебет 99   Кредит 91-9

– 30 руб. – списана на финансовые результаты сумма комиссии.

– конец примера –

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию