Основные средства

Снижение стоимости основных средств: новый способ

Перед каждым бухгалтером регулярно возникает вопрос, как оприходовать те или иные части основного средства. Например, вы купили компьютер и модем. Как отразить стоимость модема? Списать ее на увеличение стоимости компьютера или учесть модем как отдельный инвентарный объект?

Материал предоставлен журналом
"Практическая бухгалтерия" (№8, 2003)

Перед каждым бухгалтером регулярно возникает вопрос, как оприходовать те или иные части основного средства. Например, вы купили компьютер и модем. Как отразить стоимость модема? Списать ее на увеличение стоимости компьютера или учесть модем как отдельный инвентарный объект?

Позиция налоговиков

По мнению налоговой службы, различные периферийные устройства к компьютеру (принтер, модем, сканер и т. д.) увеличивают его стоимость.

На чем основана подобная позиция? Дело в том, что единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект (п. 6 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»). В состав «инвентарного объекта» должны включаться любые предметы, которые имеют общее управление и могут работать только в составе комплекса, а не самостоятельно.

Модем (принтер, сканер, монитор и т. д.) без компьютера работать не может. Следовательно, по мнению налоговиков, стоимость модема необходимо включить в стоимость компьютера и учитывать их вместе как единый инвентарный объект.


Пример 1.

ЗАО «Актив» приобрело компьютер стоимостью 12 000 руб. (в том числе НДС – 2000 руб.) и принтер стоимостью 6000 руб. (в том числе НДС – 1000 руб.).

По мнению налоговиков, купленное имущество должно быть отражено так:

Дебет 08   Кредит 60

– 10 000 руб. (12 000 – 2000) – оприходован компьютер;

Дебет 19   Кредит 60

– 2000 руб. – учтен НДС по компьютеру;

Дебет 08   Кредит 60

– 5000 руб. (6000 – 1000) – оприходован принтер;

Дебет 19   Кредит 60

– 1000 руб. – учтен НДС по принтеру;

Дебет 60   Кредит 61

– 18 000 руб. (12 000 + 6000) – перечислены деньги за компьютер и принтер;

Дебет 01   Кредит 08

– 15 000 руб. (10 000 + 5000) – компьютер и принтер введены в эксплуатацию и учтены как единый объект основных средств;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС»   Кредит 19

– 3000 руб. (2000 + 1000) – НДС по компьютеру и принтеру принят к налоговому вычету.

В дальнейшем бухгалтер должен начислять амортизацию по такому имуществу в налоговом и бухгалтерском учете в общем порядке. То есть компьютер и принтер включаются в третью амортизационную группу. И на них начисляется амортизация в течение 3–5 лет.


Безусловно, такая позиция неудобна бухгалтерам и невыгодна фирме. Прежде всего из-за того, что зачастую нет возможности включить стоимость купленного имущества в расходы фирмы единовременно. Как видно из примера, различные части компьютера стоят не больше 10 000 рублей. Однако, несмотря на это, они отражаются как в бухгалтерском, так и в налоговом учете в составе амортизируемого имущества.

Следовательно, в течение длительного времени на них будет начисляться амортизация. Более того, с их остаточной стоимости фирме придется платить налог на имущество.

Альтернативный подход

Из этой ситуации есть выход. Как мы сказали выше, определение основных средств, которым руководствуются налоговики, содержится в ПБУ 6/01 «Учет основных средств». При этом в документе сказано, что, если у одного объекта есть «несколько частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект» (п. 6).

Поэтому, чтобы учесть разные части основного средства как отдельные объекты, нужно лишь установить разные сроки их полезного использования. Причем эти сроки могут различаться лишь незначительно (например, всего в один месяц).

Напомним, что срок полезного использования того или иного основного средства фирма устанавливает самостоятельно. Примерные сроки определены в постановлении Правительства от 1 января 2002 г. № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

На основании этой классификации руководитель фирмы утверждает конкретный срок полезного использования такого имущества.


Пример 2.

Вернемся к предыдущему примеру. Предположим, что срок полезного использования компьютера был установлен в 48 месяцев, а принтера – в 36 месяцев.

В этой ситуации при оприходовании техники бухгалтер «Актива» должен сделать записи:

Дебет 08   Кредит 60

– 10 000 руб. (12 000 – 2000) – оприходован компьютер;

Дебет 19   Кредит 60

– 2000 руб. – учтен НДС по компьютеру;

Дебет 08   Кредит 60

– 5000 руб. (6000 – 1000) – оприходован принтер;

Дебет 19   Кредит 60

– 1000 руб. – учтен НДС по принтеру;

Дебет 60   Кредит 51

– 12 000 руб. – перечислены деньги поставщику за компьютер;

Дебет 60   Кредит 51

– 6000 руб. – перечислены деньги поставщику принтера;

Дебет 01   Кредит 08

– 10 000 руб. – компьютер введен в эксплуатацию и учтен как отдельный объект основных средств;

Дебет 01   Кредит 08

– 5000 руб. – принтер введен в эксплуатацию и учтен как отдельный объект основных средств;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС»   Кредит 19

– 2000 руб. – НДС по компьютеру принят к налоговому вычету;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС»   Кредит 19

– 1000 руб. – НДС по принтеру принят к налоговому вычету.

Так как цена каждого объекта основных средств не превышает 10 000 руб., они включаются в бухгалтерском и налоговом учете в состав расходов фирмы.

Это отражается проводками:

Дебет 20   Кредит 01

– 10 000 руб. – списана стоимость компьютера;

Дебет 20   Кредит 01

– 5000 руб. – списана стоимость принтера.

Амортизацию по этому имуществу не начисляют.

В балансе его стоимость не отражается.


В чем же выгода

Как видно из примера, такой вариант более выгоден фирме. Во-первых, стоимость основных средств будет включена в расходы единовременно. Следовательно, фирма сможет сразу уменьшить налогооблагаемую прибыль. Во-вторых, бухгалтеру не придется начислять амортизацию по этим основным средствам. И в-третьих, фирма не будет переплачивать налог на имущество, так как основные средства на балансе числиться не будут.

Начать дискуссию