Источник: Журнал "Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение"
В деятельности казенных учреждений могут возникать ситуации, когда учреждению наносится ущерб, выражающийся в виде недостач, произошедших сверх норм естественной убыли, хищений и иных обстоятельств, а также ущерб в результате не соответствующего использования имущества. В этой статье рассмотрим особенности отражения в бюджетном учете расчетов по ущербу и иным доходам.
Счета учета расчетов по ущербу и иным доходам
Согласно обновленной (в редакции Приказа Минфина РФ от 29.08.2014 № 89н) Инструкции № 157н для учета расчетов по ущербу и иным доходам используется счет 1 209 00 000.
Аналитический учет по указанному счету ведется в карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) в разрезе лиц, ответственных за возмещение причиненного ущерба (виновных лиц), видов имущества и сумм ущерба, в том числе по выявленным хищениям, недостачам (п. 222 Инструкции № 157н).
В соответствии с п. 221 Инструкции № 157н группировка расчетов по ущербу и иным доходам осуществляется на следующих счетах объектов учета:
а) 1 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат»;
б) 1 209 40 000 «Расчеты по суммам принудительного изъятия»;
в) 1 209 70 000 «Расчеты по ущербу нефинансовым активам»:
– 1 209 71 000 «Расчеты по ущербу основным средствам»;
– 1 209 72 000 «Расчеты по ущербу нематериальным активам»;
– 1 209 73 000 «Расчеты по ущербу непроизведенным активам»;
– 1 209 74 000 «Расчеты по ущербу материальным запасам»;
г) 1 209 80 000 «Расчеты по иным доходам»:
– 1 209 81 000 «Расчеты по недостачам денежных средств»;
– 1 209 82 000 «Расчеты по недостачам иных финансовых активов»;
– 1 209 83 000 «Расчеты по иным доходам».
Стоимостная оценка причиненного ущерба
При выявлении факта нанесения учреждению ущерба следует оценить размер причиненного ущерба.
В этом случае при определении размера ущерба, причиненного недостачами, хищениями, следует исходить из текущей восстановительной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. Под текущей восстановительной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая необходима для восстановления указанных активов (п. 220 Инструкции № 157н).
Обратите внимание, что до внесения изменений Приказом Минфина РФ № 89н в Инструкцию № 157н при определении размера ущерба, причиненного учреждению при утрате, порче, хищении имущества, следовало исходить из рыночной стоимости имущества на день обнаружения ущерба (п. 220 Инструкции № 157н).
Исходя из положений ст. 246 ТК РФ размер причиненного работником ущерба определяется по фактическим потерям, исчисляемым из рыночных цен, действующих в этой местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени его износа.
Таким образом, размер причиненного работником ущерба не может быть ниже стоимости имущества (с учетом его износа) по данным бюджетного учета. Кроме того, федеральным законом может быть установлен особый порядок определения размера подлежащего возмещению ущерба, причиненного работодателю хищением, умышленной порчей, недостачей или утратой отдельных видов имущества и других ценностей, а также в тех случаях, когда его фактический размер превышает номинальный.
До принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов.
Истребование от работника письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба является обязательным. В случае отказа или уклонения работника от представления указанного объяснения составляется соответствующий акт.
Возмещение ущерба
Исходя из положений ст. 238 ТК РФ, работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб, кроме случаев, поименованных в ст. 239 ТК РФ, а именно если ущерб возник вследствие:
- непреодолимой силы;
- нормального хозяйственного риска;
- крайней необходимости;
- необходимой обороны;
- неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.
Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам (ст. 238 ТК РФ).
За причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка (ст. 241 ТК РФ).
Согласно положениям ст. 248 ТК РФ взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба.
Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание может осуществляться только судом.
Если с работником заключен договор о полной материальной ответственности, он обязан возместить причиненный работодателю ущерб в полном размере (ст. 243 ТК РФ).
Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в следующих случаях:
- возложения в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами на работника материальной ответственности в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;
- недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;
- умышленного причинения ущерба;
- причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
- причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;
- причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;
- разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную), если предусмотрено федеральными законами;
- причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.
При выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества в учреждении в обязательном порядке должна быть проведена инвентаризация (п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49, п. 3 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете»).
Возмещение ущерба может быть произведено разными способами: наличными деньгами, путем удержания из заработной платы по заявлению работника, через службу судебных приставов, в натуральном виде путем предоставления учреждению аналогичного имущества по согласованию с руководителем.
Производить удержания из заработной платы работника нужно с учетом ограничений, установленных ст. 137, 138 ТК РФ.
Бухгалтерский учет
Руководствуясь положениями Инструкции № 157н, проекта приказа Минфина РФ «О внесении изменений в Инструкцию по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. № 162н», рассмотрим, как в бюджетном учете отражаются расчеты по ущербу и иным доходам.
Счет 1 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат». На этом счете следует учитывать расчеты по следующим суммам ущерба:
- в виде задолженности бывших работников за неотработанные дни отпуска при их увольнении до окончания того рабочего года, в счет которого они уже получили ежегодный оплачиваемый отпуск;
- по произведенным предварительным оплатам в рамках государственных (муниципальных) договоров на нужды учреждения, иных соглашений, не возвращенным контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда, при ведении претензионной работы;
- по задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенной (не удержанной из заработной платы), в том числе в случае оспаривания удержаний;
- по решению суда в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата государственной пошлины, оплата судебных издержек).
Представим в таблице основные записи по учету компенсации затрат:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Начислена компенсация затрат |
1 209 30 560 |
1 401 10 130 |
Отражено поступление платежей: |
|
|
– на счет учреждения в банке |
1 201 21 510 |
1 209 30 660 |
– в кассу учреждения |
1 201 34 510 |
|
Отражено поступление средств на лицевой счет из кассы учреждения |
1 210 03 560 1 304 05 ххх |
1 201 34 610 1 210 03 660 |
Отражено поступление в доход бюджета суммы компенсации затрат у администратора доходов бюджета |
1 210 02 130 |
1 209 30 660 |
Произведены расчеты с бюджетом по возмещению сумм компенсации затрат в учете администратора доходов бюджета (получателя бюджетных средств), осуществляющего отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет: |
|
|
– отражение задолженности перед бюджетом в сумме компенсации затрат |
1 304 04 130 |
1 303 05 730 |
– отражение исполнения обязательства по перечислению в доход бюджета |
1 303 05 830 |
1 209 30 660 |
Сумма ущерба казенному учреждению в объеме задолженности бывшего работника за неотработанные дни отпуска составила 5 800 руб. Эта сумма внесена уволенным в кассу учреждения и перечислена в бюджет с лицевого счета, открытого в ОФК. Учреждение является администратором доходов бюджета.
В бюджетном учете учреждения эти операции следует отразить следующим образом:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Начислена задолженность бывшего работника перед учреждением за неотработанные дни отпуска |
1 209 30 560 |
1 401 10 130 |
5 800 |
Возмещена задолженность путем внесения суммы в кассу учреждения |
1 201 34 510 |
1 209 30 660 |
5 800 |
Перечислена сумма задолженности на лицевой счет, открытый в ОФК |
1 210 03 560 1 304 05 211 |
1 201 34 610 1 210 03 660 |
5 800 |
Отражено поступление в доход бюджета суммы задолженности |
1 210 02 130 |
1 304 05 211 |
5 800 |
Счет 1 209 40 000 «Расчеты по суммам принудительного изъятия». Использование этого счета необходимо для учета расчетов по:
а) суммам ущерба в виде начисленных процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения, суммам расходов, связанных с судопроизводством;
б) суммам, которые относятся на статью 140 «Суммы принудительного изъятия» КОСГУ, а именно по доходам, полученным в виде административных платежей и штрафов, сборов, санкций, возмещения ущерба в соответствии с законодательством РФ, в том числе в виде:
- поступлений в результате применения мер гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности, в том числе в виде штрафов, санкций, конфискаций, компенсаций, согласно законодательству РФ, включая штрафы, пени и неустойки за нарушение законодательства РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг;
- поступлений сумм задатков и залогов в обеспечение заявок на участие в конкурсе (аукционе), а также в обеспечение исполнения контрактов (договоров) в соответствии с законодательством РФ;
- возмещения ущерба в силу законодательства РФ, в том числе при возникновении страховых случаев;
- недоимок, пеней и штрафов по отмененным страховым взносам в государственные внебюджетные фонды;
- иных сумм принудительного изъятия.
То есть на счете 1 209 40 000 отражаются расчеты по доходам, которые до внесения изменений Приказом Минфина РФ № 89н учитывались на счете 1 205 40 000 «Расчеты по суммам принудительного изъятия».
В таблице представлена основная корреспонденция счетов, которую следует применять в бюджетном учете при отражении расчетов по суммам принудительного изъятия.
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Начислены доходы, полученные в виде сумм принудительного изъятия |
1 209 40 560 |
1 401 10 140 |
Отражено поступление платежей: |
|
|
– на счет учреждения в банке |
1 201 21 510 |
1 209 40 660 |
– в кассу учреждения |
1 201 34 510 |
|
Отражено уменьшение расчетов с дебиторами по доходам прекращением встречного требования зачетом при принятии решения об удержании суммы начисленных штрафных санкций путем выплаты исполнителю государственного (муниципального) контракта суммы, уменьшенной на сумму неустойки (пеней, штрафов) |
1 302 хх 830 |
1 209 40 660 |
Отражено поступление в доход бюджета сумм принудительного изъятия у администратора доходов бюджета |
1 210 02 140 |
1 209 40 660 1 304 05 ххх |
Произведены расчеты с бюджетом по возмещению сумм принудительного изъятия в учете администратора доходов бюджета (получателя бюджетных средств), осуществляющего отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет: |
|
|
– отражение задолженности перед бюджетом в сумме принудительного изъятия |
1 304 04 140 |
1 303 05 730 |
– отражение исполнения обязательства по перечислению в доход бюджета суммы принудительного изъятия |
1 303 05 830 |
1 209 40 660 1 304 05 ххх |
Согласно заключенному контракту с поставщиком оборудования на сумму 120 000 руб. последним были нарушены сроки его поставки. Этот факт был документально зафиксирован в акте о приемке оборудования и начислена неустойка в размере 2 000 руб. Условиями контракта на казенное учреждение возложена обязанность по перечислению неустойки в доход бюджетов бюджетной системы РФ.
В бюджетном учете учреждения эти операции следует отразить следующим образом:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Начислен доход в размере предъявленной поставщику неустойки |
1 209 40 560 |
1 401 10 140 |
2 000 |
Отражено поступление оборудования в учреждение |
1 106 31 310 |
1 302 31 730 |
120 000 |
Отражено уменьшение расчетов с поставщиком оборудования при принятии решения об удержании суммы начисленной неустойки путем выплаты суммы по контракту, уменьшенной на сумму неустойки |
1 302 31 830 |
1 209 40 660 |
2 000 |
Погашена задолженность перед поставщиком оборудования |
1 302 31 830 |
1 304 05 310 |
118 000 |
Поступила в доход бюджета сумма неустойки по государственному контракту |
1 210 02 140 |
1 304 05 310 |
2 000 |
Счета 1 209 70 000 «Расчеты по ущербу нефинансовым активам», 1 209 80 «Расчеты по иным доходам». Эти счета применяются для учета расчетов по ущербу, произведенному в отношении основных средств, нематериальных и непроизведенных активов, материальных запасов, денежных средств, денежных документов, финансовых активов и иных доходов. В таблице, представленной ниже, приведены основные записи, отражающие порядок учета таких расчетов при наличии виновных лиц, причинивших ущерб учреждению, и при их отсутствии, а также в случае, если судом будет отказано в возмещении ими ущерба.
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Отражена отнесенная на виновных лиц недостача: |
|
|
– имущества, являющегося нефинансовыми активами (по текущей оценочной стоимости) |
1 209 7х 560 |
1 401 10 172 |
– денежных средств |
1 209 81 560 |
1 201 34 610 1 201 27 610 |
– денежных документов, финансовых активов |
1 209 82 560 |
1 401 10 172 |
– иных доходов |
1 209 83 560 |
1 401 10 ххх |
Отражено уточнение суммы задолженности по недостачам по решению суда |
1 401 10 172 |
1 209 7х 660 1 209 8х 660 |
Возмещены недостачи: |
|
|
– денежными средствами |
1 201 34 510 1 201 21 510 |
1 209 хх 660 |
– в натуральной форме |
1 401 10 172 |
1 209 7х 660 |
Возмещен ущерб путем удержания из заработной платы работника |
1 302 11 830 |
1 304 03 730 |
Перечислены в бюджет удержанные из заработной платы суммы: |
|
|
– с лицевого счета, открытого в ОФК |
1 304 03 830 |
1 304 05 211 |
– со счета в кредитной организации |
1 201 21 610 |
|
Отражены поступления в доход бюджета суммы в возмещение причиненного ущерба у администратора доходов бюджета |
1 210 02 ххх |
1 209 хх 660 |
Отражены расчеты с бюджетом по возмещению суммы ущерба в учете администратора доходов бюджета (получателя бюджетных средств), осуществляющего отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет: |
|
|
– отражение задолженности перед бюджетом в сумме причиненного ущерба учреждению |
1 304 04 ххх |
1 303 05 730 |
– отражение исполнения обязательства по перечислению в доход бюджета суммы в возмещение ущерба |
1 303 05 830 |
1 209 хх 660 |
На счете 1 209 83 000 «Расчеты по иным доходам» учитываются расчеты по иным доходам, возникающим в ходе хозяйственной деятельности учреждения, не отраженные на счете 1 205 00 000 «Расчеты по доходам» (п. 221 Инструкции № 157н).
При проведении ревизии кассы казенного учреждения выявлена недостача денежных средств в сумме 2 000 руб. Виновным лицом сумма недостачи внесена в кассу учреждения.
В бюджетном учете учреждения эти операции нужно отразить следующей корреспонденцией счетов:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Отражена сумма недостачи денежных средств, отнесенная на виновных лиц |
1 209 81 560 |
1 201 34 610 |
2 000 |
Внесены денежные средства в возмещение недостачи в кассу учреждения |
1 201 34 510 |
1 209 81 660 |
2 000 |
При неустановлении лиц, причинивших ущерб учреждению, или в случае, когда судом отказано в возмещении ими ущерба, суммы выявленных недостач, потерь подлежат списанию с бюджетного учета и относятся на финансовый результат учреждения (п. 86 Инструкции № 162н). Записи будут следующими:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Списана с баланса сумма недостачи в связи с отсутствием виновных лиц или отказом суда во взыскании ущерба с виновных лиц |
1 401 10 172 |
1 209 хх 660 |
Списана с балансового учета сумма недостач в связи с приостановлением предварительного следствия, уголовного дела или принудительного взыскания, а также в связи с признанием виновного лица неплатежеспособным |
1 401 10 173 Забалансовый счет 04 |
1 209 хх 660 |
Восстановлена сумма задолженности неплатежеспособных дебиторов по недостачам, ранее списанным на забалансовый учет |
1 209 хх 560 |
1 401 10 173 Забалансовый счет 04 |
В казенном учреждении произошла поломка принтера. Была определена текущая восстановительная стоимость принтера на день обнаружения ущерба в сумме 1 500 руб. В ходе разбирательства этого инцидента было установлено виновное лицо, которое возмещать причиненный учреждению ущерб отказалось, поэтому дело было передано в суд. Решением суда учреждению было отказано во взыскании с работника суммы ущерба.
В бюджетном учете учреждения эти операции следует отразить следующим образом:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Отражена сумма ущерба при поломке принтера, отнесенная на виновное лицо |
1 209 71 560 |
1 401 10 172 |
1 500 |
Списана с баланса сумма недостачи в связи с отказом суда во взыскании ущерба с работника |
1 401 10 172 |
1 209 71 660 |
1 500 |
Воспользуемся условиями предыдущего примера и предположим, что решением суда подтверждена вина работника в причинении учреждению ущерба при поломке принтера. Сумма ущерба внесена работником в кассу учреждения. Учреждение осуществляет отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет.
В бюджетном учете учреждения эти операции нужно отразить следующей корреспонденцией счетов:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Отражен причиненный учреждению ущерб, отнесенный на счет виновного лица – работника |
1 209 71 560 |
1 401 10 172 |
1 500 |
Внесены работником в кассу учреждения денежные средства в счет погашения причиненного ущерба |
1 201 34 510 |
1 209 71 660 |
1 500 |
Внесены средства на лицевой счет |
1 210 03 560 1 304 05 310 |
1 201 34 610 1 210 03 660 |
1 500 |
Отражена задолженность перед бюджетом в сумме причиненного учреждению ущерба |
1 304 04 410 |
1 303 05 730 |
1 500 |
Отражено перечисление задолженности в бюджет |
1 303 05 830 |
1 304 05 310 |
1 500 |
* * *
В представленном в статье материале приведены корреспонденции счетов, отражающие расчеты по ущербу и иным доходам, с учетом внесенных в Инструкцию № 157н изменений и наглядные примеры. Надеемся, что данная информация поможет при возникновении определенных ситуаций правильно отразить их в бюджетном учете.
Начать дискуссию