Управление персоналом

Мир обманывает

В начале каждого семинара, посвященного созданию клиентоориентированной компании, я обязательно задаю следующий вопрос участникам: «Что, по вашему мнению, является целью бизнеса?» И независимо от состава группы или времени участники отвечают одинаково. Уверен, что и вы сейчас ответили на этот вопрос, произнеся про себя, что-то из следующих вариантов: прибыль, деньги, много денег, доход и т.д. и т.п. Именно такие ответы всегда слышишь после вопроса о том, для чего работает компания или бизнес.
Мир обманывает
Виталий Антощенко, президент OKG SQI Russia

В начале каждого семинара, посвященного созданию клиентоориентированной компании, я обязательно задаю следующий вопрос участникам: «Что, по вашему мнению, является целью бизнеса?» И независимо от состава группы или времени участники отвечают одинаково. Уверен, что и вы сейчас ответили на этот вопрос, произнеся про себя, что-то из следующих вариантов: прибыль, деньги, много денег, доход и т.д. и т.п. Именно такие ответы всегда слышишь после вопроса о том, для чего работает компания или бизнес.

Ничего удивительного в таком единодушии нет. Дело в том, что на этой парадигме строится обучение во всех современных бизнес-школах. На человека, который впервые решил прикоснуться к теме бизнеса, со всех сторон обрушивается призыв «Делать деньги!». Даже если он не новичок, то услышать позицию, отличную от доминирующего мировоззрения на цель бизнеса, ему будет очень сложно. Мы обычно считаем правильным то, что поддерживается большинством, поэтому мало у кого может возникнуть подозрение, что общепризнанный подход ошибочен.

Но если точка зрения, что смысл бизнеса заключается в зарабатывании денег, является правильной, то почему такой слабый и некрасивый результат она дает? Я имею в виду: войны за детские площадки между жителями и коммерсантами, погибших от льдин и падающих сосулек на улицах наших городов людей, вырубки леса или свалки мусора, обманутых отдыхающих, выселенных из отелей, а также умершую за пачку масла в продуктовом магазине пенсионерку…

Этот список бесконечен. Его можно «обогатить», набросав маленькие штрихи-символы из ежедневно окружающей нас жизни, в виде машин, купленных на заработанные в бизнесе деньги, припаркованных на газонах, израненных колесами и превращенных в грязную жижу. С созданной вокруг ими же грязью особенно диссонируют большие, дорогие, белые машины. Я наблюдал такие картины в Москве и Санкт-Петербурге, но, думаю, что и в других городах существует такая «парковка», продолжающая линию главенства денег лозунгом «Цель оправдывает средства».

Я не встречал ни одного человека, который бы ответил позитивно на мой вопрос о том, согласен ли он с таким подходом в отношении него самого. Например, согласен ли он, что компания для выполнения цели – получить прибыль в третьем квартале - продала ему то, что ему не нужно или вредно? Будет ли он учить своего ребенка, что нужно идти по головам, чтобы добиться своей цели? Никто не поднял руку. Ни разу. Я допускаю, что среди всего огромного количества людей, с которыми я работал в разных компаниях (от грузчиков до топ-менеджеров) были те, кто соглашались, что цель оправдывает средства, но публично в этом не признались. Почему?

Я считаю, что причина в том, что мир лжет.

Мир не ценит деньги на самом деле. Я не говорю о том, что деньги не нужны. Также я считаю, что деньги важный и единственный инструмент, позволяющий обменивать результаты своего труда на результаты труда других людей. Также деньги – это самый простой и примитивный способ измерить результативность и эффективность сделанной работы. Деньги позволяют реализовывать свои мечты. Я сам могу перечислить очень много полезных функций денег, которыми я с удовольствием пользуюсь. Однако, на самом деле мир больше всего ценит не деньги. Свои наивысшие почести и щедрости он отдает таланту, смелости, широте души, доброте, самоотверженности и благотворительности. Всему тому, что делает мир светлее и лучше.

Скажете, что это наивно и романтично?

А проверьте сами. Знаете ли вы людей, которые, упиваясь своим богатством, растрачивая его лишь для пользы своей, оставались любимыми и почитаемыми другими людьми после смерти? Вряд ли. Но вы легко сможете вспомнить огромное количество людей, которые обладали скромным финансовым положением, но и при жизни, и после смерти (еще в большей степени) являются почитаемыми и уважаемыми персонами по всему миру. Для иллюстрации первой группы мне пришли на ум следующие личности: Б. Березовский или губернатор Сахалина, а для второй: М. Ганди, Д. Лихачев, Мать Тереза, С. Джобс и еще много других имен.

Почему еще мир лжет? Я думаю потому, что такая цель, как деньги не может успешно управлять компанией. Любой бизнес – это в первую очередь люди: люди внутри самой компании и люди, для которых этот бизнес создает продукт, без которых этот бизнес не будет существовать. Ни один руководитель не сможет управлять людьми деньгами. Не спешите смеяться и отрицать.

Представьте себе руководителя, которому задали вопрос: «Почему вы стали руководителем?». Неужели он выйдет перед своими сотрудниками и скажет: «Хочу получить много денег». Как такой ответ повлияет на сплоченность, на заинтересованность, на инициативу, на желание работать творчески у людей, работающих в его компании? Очевидно, что окажет негативное впечатление на коллектив. Вы сами бы стали полностью отдаваться работе и «гореть» на ней, получив подобный ответ? 

Конечно, бывает так, что руководитель не говорит правду, прикрыв свою истинную цель (деньги) каким-нибудь благовидным предлогом, например, скажет, что хочет, чтобы его сотрудники стали богатыми. Но очень скоро станет понятным, что это не является правдой. Все действия и распоряжения руководителя будут красноречиво говорить о его цели. Грустные и безынициативные глаза подчиненных тоже будут сигнализировать о цели руководителя лишь зарабатывать деньги, о желании сотрудников не дать себя в достижении этой цели сильно эксплуатировать.

Задержки допозна на работе, с моей точки зрения, будут являться признаком плохого планирования, а никак не показателем увлечения и страсти к своей работе. Многим такое отношение к работе покажется смешным. Хотя мне не понятно, почему для кого-то клеить всю ночь модель корабля, собирать пазлы или даже смотреть «Дом-2» не является смешным занятием, а является страстью, хобби и т.п., а работа не может быть такой же страстью и смыслом жизни. На мой взгляд, лучше бы было наоборот. По крайней мере, я знаю людей, которые работают увлеченно и страстно, а планирование для них – это инструмент, помогающий в стремлении собраться и успеть за жизнь сделать больше.

Я настаиваю на том, что истинная цель бизнеса – это создание восхищенных сотрудников и клиентов. Только верящие и готовые достигать этой цели люди способны на истинное развитие себя и окружающего мира.

А что же деньги? А деньги к таким людям придут сами, потому что деньги – это производная от качественного результата.

Деньги – не цель, но естественное и неотвратимое следствие. И настолько, насколько созданный результат помог, развил, поднял, воодушевил других людей, столько денег эти люди принесут бизнесу, а получив их, бизнес сможет тут же направить их на развитие и рост, на создание счастливых, здоровых и улыбающихся людей.

Комментарии

2
  • Елена

    Статья 50 Гражданского кодекса РФ к коммерческим организациям относит юр. лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной своей цели деятельности. Так что для коммерческих организаций извлечение прибыли -первично. По жизни, успешными бизнес-проекты получаются у людей, которые занимаются любимым или, как минимум, интересным для них делом. Но все-таки, без денег ничего не получится, на одном энтузиазме далеко не уедешь. Тому кто хорошо работает, платить надо соответственно. Потому что, хороший работник не умеет плохо трудиться, также он и все остальное он тоже привык делать хорошо: отдыхать, лечиться, учить в хороших школах своих детей, помогать материально своим престарелым родителям и т.д. Это нормально!

  • Silver Lynx
    типичный западный подход, пытаются в России навязать свои стандарты. Должна быть достойная зарплата и работник будет лоялен к компании. А таким подходом можно только выпускников вузов заманивать, потому как они еще ведутся на такие фишки. А когда человек подрастает, ему достаточно часто даже не важно, какая у него должность, лишь бы зарплата была хорошая.