Налоги, взносы, пошлины

Какие расходы на улучшение условий труда удастся списать без опаски

Типовой перечень мероприятий, которые хозяйство должно проводить для улучшения условий и охраны труда, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. № 181н. Минимальная сумма расходов, которые компания обязана направлять на эти цели, составляет не менее 0,2 процента от затрат на производство (ч. 3 ст. 226 Трудового кодекса РФ).

Обязательные мероприятия

Типовой перечень мероприятий, которые хозяйство должно проводить для улучшения условий и охраны труда, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. № 181н. Минимальная сумма расходов, которые компания обязана направлять на эти цели, составляет не менее 0,2 процента от затрат на производство (ч. 3 ст. 226 Трудового кодекса РФ).

По Типовому переченю компания, в частности, должна:

  • компенсировать работникам оплату занятий спортом в клубах и секциях;
  • приобретать, содержать и обновлять спортивный инвентарь;
  • устраивать новые или реконструировать уже имеющиеся помещения и спортивные площадки;
  • создавать и развивать физкультурно-спортивные клубы по месту работы.

Кроме того, в данном документе сказано, что предприятие может проводить:

  • физкультурные и спортивные мероприятия, в том числе по внедрению ГТО;
  • производственную гимнастику и лечебную физкультуру.

Последняя – составная часть медицинской реабилитации. Об этом говорится в подпункте «б» пункта 6 Порядка… утвержденного приказом Минздрава России от 29 декабря 2012 г. № 1705н.

Лечебная физкультура проводится с работниками, которым это рекомендовано врачами и предписано в результате медосмотров.

В Типовой перечень включена и оплата труда методистов и тренеров. Сюда же относится зарплата врачей-специалистов, если компания организовала производственную гимнастику и лечебную физкультуру для персонала.

Разница между налоговым и бухгалтерским учетом

Расходы на обеспечение нормальных условий труда, на лечение профзаболеваний сотрудников, занятых на вредном производстве, на содержание здравпунктов компания вправе признать (подп. 7 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ). Они относятся к прочим, связанным с производством и реализацией.

А вот следующие затраты хозяйство не может учесть при расчете налога на прибыль (п. 29 ст. 270 Налогового кодекса РФ):

  • на занятия сотрудников в спортивных секциях, кружках или клубах;
  • посещения культурно-зрелищных или физкультурных (либо спортивных) мероприятий;
  • оплату товаров для личного потребления работников;
  • в виде других аналогичных выплат.

Получается, что расходы на различные мероприятия, связанные с развитием физкультуры и спорта, при расчете налога на прибыль признать нельзя. Это подтверждают специалисты финансового ведомства в письме от 1 декабря 2014 г. № 03-03-06/1/61234.

И здесь возникает постоянная разница (п. 4, 7 ПБУ 18/02). Потому что в бухгалтерском учете такие расходы нужно отразить в затратах по обычным видам деятельности. Это следует из пунктов 5, 7, 16ПБУ 10/99.

ПРИМЕР

Хозяйство организует мероприятия по оздоровлению сотрудников, работающих на вредном производстве. Оно оплатило услуги методистов, врачей и тренеров, не состоящих в штате компании.

Общая сумма расходов – 75 000 руб. При расчете налога на прибыль хозяйство их не признает. В то же время в бухгалтерском учете отражает их в составе затрат по обычным видам деятельности.

Возникшая постоянная разница приводит к образованию в отчетном периоде постоянного налогового обязательства.

Бухгалтер при этом запишет:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 60

– 75 000 руб. – учтена сумма за услуги по проведению занятий по оздоровлению;

ДЕБЕТ 99

КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»

– 15 000 руб. (75 000 руб. х 20%) – сформировано постоянное налоговое обязательство.

Затраты, которые можно учесть

Итак, по закону организация должна покупать спортинвентарь, устраивать площадки для занятий спортом и т. д. Но проблема состоит в том, что чиновники запрещают включать потраченные средства в налоговые расходы.

В такой ситуации безопаснее придерживаться их мнения. Тем более что в настоящее время нет свежей судебной практики, которую можно использовать против позиции Минфина.

Однако, чтобы списать расходы на проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий, сельхозорганизация может установить систему премирования. При этом ее необходимо предусмотреть в трудовом или коллективном договоре.

В этой связи интересно постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24 июня 2014 г. № А33-16111/2013.

Суть дела в следующем: компания установила премии для некурящих работников. Это сделано для снижения потерь рабочего времени. Соответствующее положение предприятие прописало в коллективном договоре.

Cудьи посчитали, что такие выплаты ведут к повышению производительности труда. Значит, организация может учесть их на основании пункта 25 статьи 255 Налогового кодекса РФ.

Чтобы в таких ситуациях у налоговиков не было претензий, организации лучше подстраховать себя. Необходимо сделать так, чтобы связь между обеспечением нормальных условий труда и отдыха, укреплением здоровья работников и повышением производительности труда четко прослеживалась. Например, предприятие может закрепить в трудовых договорах, что оно обязано проводить физкультурные мероприятия. Тогда есть шанс, что судьи поддержат компанию (постановление ФАС Поволжского округа от 6 декабря 2012 г. № А65-30795/2011).

Важно запомнить

Физкультурно-оздоровительные мероприятия включают производственную гимнастику и лечебную физкультуру. Последняя проводится с теми работниками, которым это рекомендовано врачами. При условии, что ее польза для этих сотрудников подтверждена результатами медосмотров.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Ассоциация Платежных Агентов провела мастермайнд для формирования стратегии развития на 2025 год

В рамках первого совещания Ассоциации платежных агентов, которое состоялось в октябре 2024 года, прошел мастермайнд — групповой формат для знакомства участников и эффективной совместной работы.

Ассоциация Платежных Агентов провела мастермайнд для формирования стратегии развития на 2025 год
1

Начать дискуссию