Рассмотрим итоги реализации прошлогоднего послания Президента, призвавшего ослабить нагрузку на предпринимателей и поддержать малый и средний бизнес. В двух словах – реализация получилась своеобразной.
Сейчас речь пойдет о самых спорных налоговых нововведениях последнего времени - так называемых “налоговых каникулах” и льготах, касающихся нового муниципального налога – торгового сбора.
Налоговые каникулы
Налоговые каникулы были введены Федеральным законом от 29.12.2014 N 477-ФЗ. Главное, на что следует обратить внимание – закон не освободил предпринимателей от налогов, а лишь предоставил возможность для такого освобождения. К тому же предприниматели в целях реализации права на льготы должны будут выполнить ряд обязательных условий. Сейчас перечень этих условий уже установлен на федеральном уровне. В дальнейшем он будет дополнен и расширен на уровне субъектов РФ.
По закону, налоговые каникулы в виде установления налоговой ставки в размере 0 процентов будут вводиться законами субъектов РФ для индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН или ПСН. Эта льгота применяется в отношении ИП, впервые зарегистрированных после вступления в силу соответствующих региональных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной или научной сферах.
При этом налогоплательщики будут вправе применять налоговую ставку в размере 0 процентов со дня их государственной регистрации в качестве ИП непрерывно в течение двух налоговых периодов. Минимальный налог по УСН в данном случае также не уплачивается. Предприниматели, применяющие ПСН, вправе применять налоговую ставку 0 процентов со дня их государственной регистрации непрерывно не более двух налоговых периодов в пределах двух календарных лет.
Одновременно регионы наделяются правом устанавливать ограничения на применение плательщиками нулевых ставок. Закон выделяет два вида подобных ограничений – на численность работников ИП и на предельный размер доходов, полученных от деятельности, осуществляемой в рамках налоговых каникул.
При этом установленный НК РФ предельный размер дохода в целях применения упрощенной системы налогообложения может быть уменьшен законом субъекта. Но не более чем в 10 раз. Несоблюдение ИП вышеуказанных ограничений повлечет необходимость уплаты налога на общих основаниях, а предприниматель будет считаться утратившим право на применение нулевой ставки. Налогоплательщики, применяющие ПСН и утратившие право на применение налоговой ставки в размере 0 процентов, уплачивают налог не позднее срока окончания действия патента.
Таким образом, несмотря на все заверения властей, налоговые каникулы коснутся далеко не всех начинающих предпринимателей. Уже работающие ИП никаких послаблений не получат. Не получат их и те, кто занят бизнесом не в тех сферах, на которые распространяются льготы (производство, социальная и научная сфера).
Конкретные же виды льготных производств определят, опять же, сами регионы по своему усмотрению. Правда, с оглядкой на классификатор ВЭД. Наконец, далеко не факт, что регионы согласятся на введение налоговых каникул. Пока что соответствующие законы решили поддержать лишь единицы субъектов. Например, в их числе – Москва, Челябинская, Архангельская и Пензенская области.
Льготы по уплате торгового сбора
Федеральный закон от 29.11.2014 N 382-ФЗ дополнил НК РФ новой главой № 33 “Торговый сбор”. Уже на этапе своего обсуждения закон вызвал много нареканий и критики со стороны предпринимательского сообщества, увидевшего в нем новую попытку властей увеличить налоговую нагрузку на малый и средний бизнес. Между тем, по словам самих законодателей, скандальный закон уже сам по себе носит льготный характер. Действительно, в первоначальном своем варианте закон вводил новый сбор вообще для всех видов экономической деятельности (22 вида). Затем реформаторы провели работу над ошибками и муниципальный сбор был введен лишь для торговой деятельности.
Помимо этого законодатели установили и ограниченный характер действия закона. Так, он начинает действовать не ранее 1 июля 2015 года, причем только в городах федерального значения. То есть, в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Сбор станет вводиться нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований этих субъектов. Что касается других регионов, в них муниципальный сбор может быть введен в случае успешной реализации этого эксперимента в столичных регионах и только после принятия соответствующего федерального закона.
По закону, сбор устанавливается в отношении деятельности на объектах осуществления торговли. При этом сбор будут уплачивать не все организации и ИП занятые торговлей. Так, от уплаты сбора освобождаются индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения. Также сбор не обязаны будут платить субъекты, уплачивающие единый сельскохозяйственный налог.
Гарантией от повышения нагрузки на бизнес выступает ограничение ставки сбора на федеральном уровне. Ставка по торговле через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала более 50 квадратных метров не может превышать сумму налога по ПСН. При этом региональным властям предоставляется право уменьшать ставку еще больше. Муниципалитетами могут быть установлены дифференцированные ставки сбора в зависимости от территории осуществления конкретного вида торговой деятельности, категории плательщика, особенностей торговли, а также особенностей объектов осуществления торговли. При этом ставка сбора может быть снижена вплоть до нуля.
Другой гарантией выступает возможность уменьшения налогов, уплачиваемых организациями и ИП, на сумму сбора. Уменьшению подлежат суммы налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового периода, зачисляемые в консолидированный бюджет субъекта РФ, в состав которого входит муниципальное образование. Фактически речь идет о плательщиках налога на прибыль и “упрощенцах”.
При этом налог может быть уменьшен только на сумму сбора, фактически уплаченного с начала налогового периода до даты уплаты налога (авансового платежа). Кроме того, уменьшить аванс будет невозможно в случае непредставления плательщиком в отношении объекта осуществления предпринимательской деятельности, по которому уплачен торговый сбор, уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора.
Все это, как обещают законодатели, позволит государству вывести из тени нечистых на руку торговцев, и ни в коей мере не увеличит нагрузку на добросовестных плательщиков (ставки ограничиваются, налоги уменьшаются). С другой стороны, подобный прогноз нельзя назвать реалистичным.
Дело в том, что взимание сбора не будет зависеть от финансовых результатов предпринимательской деятельность. Отсутствие прибыли не освободит от сбора, только в этом случае уменьшать на сумму сбора будет уже нечего и ИП не сможет компенсировать свои убытки. Не освободит от нового платежа и простой предприятия – так как объектом обложения сбором признается использование торговой точки хотя бы один раз в течение квартала. Само собой, все свои потери предприниматели поспешат компенсировать за счет покупателей, и повышения розничных цен, скорее всего, не миновать.
Комментарии
1