Некоторые изменения в порядок учета объектов имущественного налогообложения в отношении физлиц

Как известно, физические лица самостоятельно не исчисляют имущественные налоги (земельный, транспортный, налог на имущество физических лиц). Эти обязанности исполняют налоговые органы.

Как известно, физические лица самостоятельно не исчисляют имущественные налоги (земельный, транспортный, налог на имущество физических лиц). Эти обязанности исполняют налоговые органы.

Важно, что обязанность по уплате таких налогов возникает у налогоплательщиков не ранее получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ). Здесь есть определенная особенность. Дело в том, что факт получения налогового уведомления может быть не только реальным, но и формально наступившим. Налоговое законодательство указывает, что в случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом, датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма (п. 4 ст. 31 НК РФ). Причем, если Конституционный Суд РФ считает, что факт получения налогового уведомления по почте заказным письмом на шестой день после направления может быть опровергнут при рассмотрении соответствующего спора в суде[1], то Высший Арбитражный Суд РФ по-иному толковал порядок применения данного срока. В п. 53 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 сформулирована правовая позиция, в соответствии с которой в силу прямого указания закона соответствующая налоговая процедура признается соблюденной независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) требования об уплате налога, направленного заказным письмом[2].

Информацию об объектах налогообложения (о земельных участках, транспортных средства, недвижимом имуществе), необходимую для исчисления указанных имущественных налогов,  налоговые органы получают от других государственных органов (ГИБДД, Росреестр). До недавнего времени физические лица не несли обязанностей по сообщению соответствующих сведений в налоговые органы.

На практике существовали и существуют определенные проблемы в информационном взаимодействии указанных государственных органов и, соответственно, в учете налоговыми органами объектов налогообложения. Многим налогоплательщикам известны случаи, когда они отчуждали свое имущество, но налоговые органы продолжали направлять налоговые уведомления, а также обратная ситуация, когда имущество приобреталось, а налоговые уведомления не направлялись.

Физические лица-собственники имущества не обязаны уплачивать соответствующий имущественный налог (земельный, транспортный, налог на имущество физических лиц) при отсутствии налогового уведомления. Однако следует учитывать, что в 2014 г. в налоговое законодательство были внесены изменения, в результате которых появилась обязанность таких физических лиц сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по месту жительства либо по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими (п. 2.1 ст. 23 НК РФ) [3]. Данные изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.[4]

За непредставление указанных сведений предполагается установить налоговую ответственность в виде взыскания штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога в отношении объекта недвижимого имущества и (или) транспортного средства, по которым не представлено (несвоевременно представлено) сообщение. Однако п. 3 ст. 129.1 НК РФ, который предусматривает данную санкцию, вступит в силу лишь с 1 января 2017 г.[5] Хотя это объяснимо, т.к. фактически сама обязанность представить сведения об имуществе может возникнуть лишь если по итогам 2015 г. налогоплательщик в течение 2016 г. не получит налоговое уведомление и не представит сведения об имуществе. Соответственно оконченным такое правонарушение можно считать лишь с 1 января 2017 г.

Таким образом, законодатель решил возложить определенные обязанности по информированию налоговых органов об объектах налогообложения на налогоплательщиков-физических лиц.


[1] Определение Конституционного Суда РФ от 08.04.2010 № 468-О-О.

[2] Данная правовая позиция сформулирована в отношении направления требования об уплате налога, а не налогового уведомления. В то же время формулировки статей Налогового кодекс РФ, касающиеся правил направления и получения как налогового уведомления, так и требования об уплате налога идентичны, что требует учета данной позиции в том числе применительно к налоговому уведомлению. Одновременно следует учесть, что налоговые споры с участием физических лиц, не обладающих статусом индивидуального предпринимателя, рассматриваются не арбитражными судами, а судами общей юрисдикции, в связи с чем можно попытаться ссылаться исключительно на вышеупомянутую позицию Конституционного Суда РФ.

[3] Форма сообщения утверждена Приказ ФНС России от 26.11.2014 № ММВ-7-11/598@.

[4] Пункт 2 ст. ст. 7 Федерального закона от 02.04.2014 № 52-ФЗ (в ред. от 24.11.2014) "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

[5] Пункт 3 ст. 7 Федерального закона от 02.04.2014 № 52-ФЗ (в ред. от 24.11.2014) "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию