ЭДО

Электронные документы в сфере бухгалтерского учета и аудита

По-настоящему «безбумажный» офис, возможно, еще не скоро станет реальностью как для коммерческих и государственных организаций, так и для частных лиц. Однако цифровые документы шаг за шагом вытесняют своих традиционных, бумажных собратьев за счет своей доступности и возможности экономить время и пространство. Для создания электронного документооборота и интеграции важных документов в бизнес-процессы часто требуется оцифровывать бумажные документы за пределами офиса.

Материал предоставлен компанией PFU Imaging Solutions Ltd

По-настоящему «безбумажный» офис, возможно, еще не скоро станет реальностью как для коммерческих и государственных организаций, так и для частных лиц. Однако цифровые документы шаг за шагом вытесняют своих традиционных, бумажных собратьев за счет своей доступности и возможности экономить время и пространство. Для создания электронного документооборота и интеграции важных документов в бизнес-процессы часто требуется оцифровывать бумажные документы за пределами офиса.

Именно в этом случае мобильные сканеры могут существенно увеличить производительность, создавая цифровые документы с возможностью поиска по ним. Они занимают мало места, гибко подстраиваются под любые условия и способны передавать отсканированные документы в облако по одному нажатию кнопки. Мобильные высокопроизводительные сканеры наилучшим образом подходят, например, для бухгалтерского учета, для работы в сфере аудита, юридических компаний, или организаций, предлагающих уход на дому.

Парадокс: практически каждая организация генерирует, хранит и передает данные и документы в электронной форме. Но это правило неприменимо к важным коммерческим документам, счетам и квитанциям. Компании по-прежнему стремятся использовать бумагу, преимущественно из-за убежденности в том, что такие документы должны быть только бумажными. Компании могли бы отказаться от огромного количества лишней работы, если бы они сканировали счета сразу после их получения, интегрировали в бумажный документооборот, а бумажные оригиналы сразу же уничтожали. Эта оперативная доктрина известна как «замещающее сканирование».

В то же время компании малого и среднего бизнеса часто сохраняют оригиналы счетов, квитанций и прочих налоговых документов в бумажной форме во избежание нарушения законов. Они боятся, что не смогут представить свидетельства в суде в случае невозможности предоставить оригиналы документов. До недавнего времени в законодательстве имелись указания только лишь в отношении сканирования и электронной архивации в области коммерческого бухгалтерского учета для налоговых целей.

В России уже более 10 лет назад начался постепенный переход к системе представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде. Согласно Федеральному закону от 28.06.2013 №134-Ф3, с 2014 года все плательщики НДС теперь переходят на сдачу деклараций в электронном виде. Безусловно, процесс перехода в безбумажный документооборот будет продолжаться, а значит, необходимы и технические инновации для адаптации к новым стандартам.

Бухгалтерский учет входит в цифровую эпоху

На сегодняшний день деловые операции уже во многом представлены в цифровом формате. Неважно, о каком их аспекте идет речь — офисных решениях, инструментах для повышения производительности, ПО для управления проектами или данными клиента — нет практически ни одной задачи, в решении которой выгодной роли не играли бы цифровые помощники и интернет-решения. Они действительно помогают упростить рутинные операции, ускорить их выполнение и отказаться от использования бумаги. И, тем не менее, того, что уже стало обычным делом в офисах, многие компании, особенно малого и среднего бизнеса, по-прежнему лишены. Несмотря на огромные усилия по оцифровке документооборота, счета и квитанции об оплате остаются по ту сторону «бумажного Рубикона» во многих фирмах.

В результате большинство небольших компаний по-прежнему ведут бухгалтерию с помощью Word и Excel, а затем распечатывают бухгалтерские книги. Чтобы бухгалтерский учет стал частью цифровой экосистемы, требуется комплексное ИТ-решение для таких ключевых действий, как оформление счетов, регистрация квитанций и передача электронных документов.

Сила привычки

Многие компании обеспокоены высокой стоимостью организации электронного хранилища документов. Они также не уверены, будет ли оно удовлетворять требованиям аудита. Основной вопрос — как интерпретировать юридические аспекты электронного документооборота. Что нужно сделать, чтобы такой документооборот удовлетворял требованиям налоговых и судебных органов? Именно поэтому многие компании продолжают работать с бумажными документами, поскольку для них этот подход был и остается привычным. Тем не менее, в данном случае привычка превращается в препятствие на пути перехода к цифровым технологиям. Среди других препятствий — соображения, связанные с безопасностью и надежностью электронных систем, а также с расходами на них.

Как привлечь на свою сторону бухгалтеров по налогообложению

Бухгалтеры по налогообложению указывают, документы каких форм должны существовать в большинстве небольших компаний. При этом бухгалтерская отчетность в цифровой форме еще не стала общепринятым фактом. Большей части бухгалтеров по налогообложению требуются, как обычно, классические счета, квитанции и выписки о движении средств в бумажной форме. Только небольшая часть бухгалтеров уже принимают документы по электронной почте или через Dropbox, а еще меньшая — предпочитают работать с файлами, в которых содержится вся информация, связанная с бухгалтерским учетом.

Передача документов в цифровом формате, например ZIP или CSV-файле, будет вполне достаточной на начальном этапе. Следующим шагом на пути к безбумажному офису является переход к диалогу с бухгалтерами по налогообложению. Только когда они согласятся на безбумажный обмен данными и/или документами, безбумажный офис станет реальностью.

Оцифровка как услуга

Взаимодействие с бухгалтером по налогообложению может упроститься, если станет возможным передача в цифровом виде необходимых документов. Налоговые эксперты могут помочь своим клиентам в оцифровке самых разных счетов, коммерческих документов и квитанций. Один из вариантов — предоставить клиентам мобильные сканеры, чтобы они могли оцифровывать документы самостоятельно. Это хорошая альтернатива покупке дорогих и сложных сканеров или МФУ, особенно для компаний малого и среднего бизнеса. Еще одним преимуществом такой модели является производительность, присущая современным документ-сканерам. Мобильные сканеры удобны в использовании и отличаются встроенным Wi-Fi. Это позволяет системам передавать отсканированные документы по безопасной беспроводной сети. Более того, отсканированные документы можно передавать напрямую на мобильные устройства, например на ноутбук, установив специальное соединение. А еще одной возможностью бухгалтера по налогообложению является изучение налоговой документации у клиента, а затем оцифровка наиболее важных документов на месте с помощью мобильного сканера.

Краткий вывод

Преимущества полностью электронной обработки счетов и квитанций очевидны. Бухгалтеры по налогообложению также могут воспользоваться преимуществами цифрового документооборота. Им придется просматривать и регистрировать меньшее количество документов, что сэкономит место в архиве. А это важно, учитывая, сколько стоит аренда офиса в крупных городах. И, наконец, не тратится бумага, за счет чего вы делаете свой вклад в защиту окружающей среды. Переход к электронным документам повышает мобильность и скорость бизнес-процессов, не говоря уже об экологическом имидже компании.

Покупка сканера может в скором времени окупиться. Для небольшой компании с 15 сотрудниками, например юридической фирмы или маркетингового агентства, консервативные оценки показывают, что на материалы расходуется почти 135 фунтов стерлингов ежемесячно, если каждый сотрудник делает пять копий в день и получает восемь листов бумаги. Добавьте к этому еще два распечатанных и отправленных по почте письма на сотрудника в неделю, и указанная цифра возрастет.

Оценки производителей и Ассоциации по вопросам управления информацией и изображениями (AIIM[1]) должны заставить нас задуматься: 67 процентов распечаток и копий вообще не нужны, а каждая копия стоит в среднем два пенса, по консервативным оценкам. Учитывая такие факторы, как время, потраченное сотрудниками на то, чтобы сходить к установленному в отделе принтеру и вернуться с распечаткой, мы видим, что документ-сканер может окупиться менее чем за месяц.

Рентабельность будет еще выше, если учитывать усилия, потраченные сотрудниками на архивирование и поиск «потерянных» бумажных документов. Цифры свидетельствуют о том, что сотрудник архивирует пять процентов всех бумажных документов и тратит время на поиск документа два раза в месяц. Более того, сотрудники теряют в среднем один документ в месяц, из-за чего компания теряет ежемесячно около 460 фунтов стерлингов.

[1] Отчет AIIM «Scan More, Print Less - save your small business a small fortune» («Сканируйте больше, печатайте меньше — сэкономьте своей компании небольшое состояние»). http://scanners.fcpa.fujitsu.com/scansnapit/go-green/

Начать дискуссию

QIWI станет страусом

QIWI объявляет о проведении ежегодного общего собрания акционеров в 2024 году

ВТБ отчитался об успехах и сложностях импортозамещения иностранного ПО

Выбрали главное из интервью, которое Вадим Кулик дал «Ведомостям»

Упрощенцам, даже свободным от уплаты НДС в 2025 году, придется формировать счета-фактуры. «Ночной бухгалтер» № 1725

Появляется все больше сопутствующих поправкам по налоговой реформе 2025 проблем. Упрощенцев с доходами до 60 млн рублей освободили от НДС автоматически, но при этом не убрали обязанность выставлять счета-фактуры. Бухгалтеры уже всерьез начинают называть УСН усложненной системе налогообложения.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с Отчетность

Ответственность бухгалтера после увольнения

Ответственность главного бухгалтера за неправильное ведение бухгалтерского учета не оканчивается вместе с расторжением трудового договора. В зависимости от тяжести нарушений и причиненного работодателю ущерба, уволенный главбух может ответить и рублем и ограничением свободы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕНС и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Блогер Ивлеева должна налоговой больше 20 млн рублей

Сумма долга Анастасии Ивлеевой выросла до 20,9 млн рублей. Блогер не может выплатить задолженность уже три месяца.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Бесплатно с НДФЛ

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица

С 2025 года вводят новую прогрессивную шкалу НДФЛ.

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица
Кадры

👍 Теперь в бизнес-аккаунте на «Клерке» можно продвигать свои вакансии

Продуктовая команда «Клерка» запустила новый функционал бизнес-аккаунтов: работодатели могут бесплатно размещать вакансии и, по желанию, платно их продвигать.

Верховный суд: валютный долг не должен индексироваться за просрочку

ВС РФ вынес решение, что валютный долг, в отличие от рублевой задолженности, нельзя проиндексировать за длительную просрочку.

Счета-фактуры

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Минэкономразвития отмечает уверенный рост организаций в «русских офшорах»

Сейчас в специальных административных районах зарегистрировано 428 международных холдинговых компаний. Резиденты САР могут пользоваться налоговыми льготами, а также применять корпоративное право той страны, из которой организация решила переехать в РФ.

Законопроекты

РСПП поддержал законопроект о платформенной занятости в РФ

Президент РСПП Александр Шохин концептуально поддержал законопроект «О платформенной занятости в Российской Федерации».

Прогрессивная шкала налогов всё же будет введена

Информация о том, что рассматривается законопроект о введении прогрессивной налоговой шкалы, согласно которой ставка будет зависеть от размеров дохода, уже какое-то время будоражит общественность. К сожалению, такое нововведение с большой вероятностью будет реализовано.

В базе «Клерка» уже больше 1 000 актуальных резюме!

Больше тысячи бухгалтеров, кадровиков, юристов, руководителей, финансистов и специалистов по 1С ищут работодателей с сервисом Клерк.Работа.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Интернет и IT

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Интересные материалы

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.