Прежде всего хочу отметить, что я поддерживаю предпринимателей, считающих, что кризис – лучшее время для перемен. Уверен, что сегодня появляется возможность сделать качественный скачок, пока другие увязают в проблемах.
Экономическая ситуация, безусловно, подталкивает предпринимателей к переменам. Когда меняются условия работы, уровень спроса и структура рынка, волей-неволей приходится что-то пересматривать внутри своей компании. И это правильно.
На мой взгляд, кризис – это период, когда важно задать себе вопросы: все ли в моем бизнесе выстроено оптимально? рационально ли я использую опыт и ресурсы? что можно делать эффективнее?
В условиях экономической нестабильности выживут компании и предприниматели, которые реально смотрят на ситуацию и правильно оценивает свои активы – как финансовые ресурсы, так и человеческий потенциал.
Безусловно, дальновидный руководитель регулярно, а не только в кризис, проводит мониторинг рынка. Это позволяет ему понимать изменения раньше многих конкурентов. В итоге появляется время для подготовки. Но для тех, кто только в процессе построения грамотного менеджмента, я готов поделиться несложным рецептом: чтобы не теряться в кризис, любому бизнесу стоит переоценить потребности клиентов и понять, в чем они нуждаются в конкретный момент. И ответить на два ключевых вопроса: кто мой клиент? что ему нужно?
Обратите внимание, что даже сейчас, в непростое время, есть предприятия, которые растут на том рынке, где другие проваливаются.
В чем секрет? Думаю, в продукте, который соответствует меняющимся потребностям клиентов. Это ключевой фактор, который напрямую влияет на финансовый результат компании, независимо от ее размеров и сферы деятельности.
На примере Промсвязьбанка могу сказать, что наша аналитическая служба отметила замедление экономики задолго до известных событий на Украине. Потому в 2013 году мы начали плавно менять бизнес-модель банка и скорректировали ряд стратегических целей. Работа с предприятиями среднего бизнеса стала одним из ключевых направлений дальнейшего развития. Под потребности и возможности этого сегмента мы адаптировали существующие продукты банка и даже разработали новые. По результатам 2014 года кредитный портфель сегмента «Средний бизнес» Промсвязьбанка увеличился на 10% и составил 50,5 млрд рублей.
Но даже в одном обобщенном сегменте «средний бизнес» можно увидеть предприятия разного калибра.
Кризис обычно развивается по классическому сценарию: сначала малый бизнес реагирует на ситуацию, потом средний и корпоративный. И это, замечу, подтверждает результаты барометра бизнес-настроений - Индекса RSBI. Если в 3 квартале прошлого года средний бизнес показал относительную деловую активность, то согласно итогам 4 квартала, падение индикатора в среднем бизнесе самое значительное - с 48,7п. до 41,1п.
У крупной компании, действительно, финансовый запас больше, уровень финансового планирования выше. Она четче понимает свои конкурентные преимущества, работает на разных рынках, в нескольких сегментах, нанимает высококвалифицированных специалистов. Это, безусловно, плюсы. Однако большие компании заложники своих активов - оборудования, зданий и даже сотрудников. Резкий маневр они вряд ли могут себе позволить и после падения им сложнее восстановиться. Посмотрите на индекс Dow Jones. За сто лет он серьезно обновился – кто-то вошел в тридцатку лучших, а кто-то канул в лету. Угасание компаний – это неотъемлемая нормальная часть экономического процесса.
Небольшим предприятиям, частым предпринимателям в этом смысле проще. Гибкая структура – их преимущество. Ведь если что-то не получилось, можно сменить направление деятельности. Многие успешные бизнесмены построили свое дело только с третьей-четвертой попытки. Допустим, отшивали вы эксклюзивную одежду на заказ или для собственного бутика. В кризис заказов стало существенно меньше. Да, ситуация сложная, но для бизнеса не смертельная. Можно попробовать материалы удешевить или вообще в новое направление все ресурсы перебросить.
Выигрывают, повторюсь, самые гибкие компании и предприниматели. Возможно, в среднем бизнесе таких больше, чем в корпоративном, но, на мой взгляд, размер компании – все-таки не главный фактор. В любом деле важно найти свою нишу – удобный смартфон, фермерские сыры, авторский шоколад, уникальный сплав… Что угодно. На что спрос есть.
Уверен, если ты хочешь быть успешным в долгосрочной перспективе, то опираться нужно на интеллектуальное, инновационное лидерство. Цель, которая приводит к реальному успеху – быстрее выдавать лучшие технологии, лучшую продукцию. А для этого нужно привлекать лучших специалистов. Моя глубокая убежденность: великими компании делают талантливые люди.
Комментарии
1Цитата:
"кто мой клиент? что ему нужно? "
"Кто такой это патерпевший, куда он пашёл?"
Хорошая статья. Особенно понравилось, что, обсуждая успешные антикризисные бизнес-стратегии и упоминая "гибкость" и Доу Джонс, обе стороны старательно продолжают делать вид, что существуют в нормальной рыночной экономике, где угасание или расцвет компаний происходит по рыночным законам, а не по звонку из администрации.