Представители власти и бизнес-сообщества всерьез задумались о последствиях принятия изменений в законодательстве в сфере налогообложения объектов недвижимости. И вот почему.
Принятие закона 284-ФЗ от 04.10.14 серьезно осложнит жизнь не только юридическим лицам и предпринимателям, но и гражданам. Правда, для физических лиц предусмотрен период до 2020-го года, в течение которого все субъекты Федерации должны перейти на исчисление налога исходя из кадастровой стоимости.
Скорее всего, в нынешней ситуации власти вряд ли будут спешить и не допустят в ближайшее время резкого повышения налога для населения. А вот для значительного числа организаций время жить по новым правилам уже пришло.
Если вспомнить историю, то изначально декларировалось, что использование рыночной стоимости в качестве налоговой базы призвано обеспечить справедливость налогообложения – и это действительно так.
В ответ на вопросы экспертного сообщества о резком увеличении налогового бремени для собственников и, соответственно, увеличении расходов для тех, кто арендует помещения, заявлялось, что увеличение налоговой базы будет в значительной части компенсировано снижением ставки налога (до 0,1%).
Также серьезные вопросы вызывала методика определения кадастровой стоимости.
Здесь законодатели уверяли нас, что подобные методики существуют, что ведется их адаптация, и что данные методики в целом обеспечат справедливую оценку недвижимости.
Но вышло по-другому - налоговая база резко выросла, методика оценки оказалась несовершенной (существуют ситуации, когда кадастровая стоимость помещения в здании оказывается выше, чем кадастровая стоимость здания в целом), а ставка осталась на прежнем уровне, что привело к колоссальному, в разы, росту сумм налога. Помимо этого, теперь и те, кто применяет УСН, стали плательщиками налога на имущество в отношении недвижимости.
Пример из практики – сумма только налога на имущество в 2015-м году у одной из таких компаний (УСН с объектом обложения «доходы», владеет офисным помещением площадью около 300 кв.м. за пределами ТТК) составит 118,5% от общей суммы единого налога, исчисленного за 2014-й год. Для малого бизнеса это слишком много, тем более, что сумма налога никак не связана с финансовым результатом деятельности предприятия, а доходность рынка аренды коммерческой недвижимости (в Москве) колеблется от 6 до 9%.
Но есть и более серьезная проблема, связанная с дальнейшим развитием.
Допустим, организация приобретает объект недвижимости, ремонтирует его, доводя до состояния, пригодного для использования. Как только объект готов к эксплуатации, его кадастровая стоимость резко возрастает, что вызывает для собственника значительное увеличение налогового бремени. Владение объектом недвижимости на праве собственности становится невыгодным.
В результате такого подхода, в первую очередь, пострадают компании, использующие недвижимость в своей непосредственной деятельности. Рост налоговых выплат соответственно повлияет и на конечного потребителя. Для субъектов бизнеса выгоднее станет арендовать помещения, нежели приобретать их в собственность. А значительное число компаний будут вынуждены свернуть свою деятельность.
Комментарии
2понаехавший Тут, Вы писали:
Только выкупать не за гос. деньги, а за счет тех тружеников, которые эту стоимость сочинили/утвердили.
И такой же порядок необходимо для таможенников ввести.