Средний россиянин должен работать дольше и добровольно откладывать себе на пенсию больше, чем сейчас. Можно, конечно, требовать от государства сохранять стандарты пятидесятилетней давности, но в перспективе ни к чему хорошему это не приведет. Такие выводы содержатся в докладе «Развитие многоуровневых пенсионных систем: социальные и экономические факторы», подготовленном рейтинговым агентством RAEX («Эксперт РА»).
Во второй половине ХХ века все развитые и большинство развивающихся стран столкнулись с проблемой стареющего населения, говорится в докладе, выдержки из которого мы приводим. Традиционная распределительная пенсионная система постепенно переставала справляться со своими функциями. На смену ей пришли многоуровневые пенсионные системы с обязательным накопительным компонентом. Проще говоря, трудящихся обязали откладывать себе на будущую пенсию из собственной зарплаты.
Пенсионная система России: устойчиво, но мало
В 2002 году обязательный накопительный компонент появился и в российской пенсионной системе. Развивалась система в целом успешно – например, специалисты международной страховой группы Allianz ставят ее на 14 место в мире по уровню долгосрочной устойчивости.
Правда, эта устойчивость имеет оборотные стороны. Например, низкий коэффициент замещения заработной платы: в 2013 году он составлял 35,2% при среднем по по странам ОЭСР уровне в 65,7%. Ожидается, что к 2025 году, с нынешними темпами роста числа пенсионеров, коэффициент замещения может упасть до 25%.
Расходы госбюджета России на пенсионное обеспечение в 2013 году равнялись 9,2%, что выше среднего показателя по ОЭСР (7,8%). При этом еще в 2007 году расходы были на уровне 5,1% ВВП.
Еще одной особенностью пенсионной системы России является уровень участия в ней занятого населения. В настоящее время около 20 млн. человек работают «в тени», и за 2014 год их численность увеличилась на 5%.
Бесконечная реформа
Первоначально, как известно, участие в накопительной пенсионной системе для россиян было обязательным - с 2002 года 6% от зарплаты направлялись на формирования обязательной накопительной системы. С тех пор пенсионная система России постоянно реформировалась. Последняя реформа, начавшаяся в конце 2013 года, предполагает, что до конца 2015 года граждане, чьи накопления формируются в ПФР, должны выбрать, хотят ли они сохранить накопительный компонент пенсии, или согласны на перевод всех накоплений в распределительную часть и получение в будущем только страховой части трудовой пенсии (помимо базовой).
Автоматически все застрахованные лица, чьи пенсионные накопления формировались в ПФР, переводятся в распределительную систему. Таким образом, по сути, накопительный компонент пенсионной системы России стал добровольным. При этом все новые застрахованные лица делают выбор по мере выхода на работу.
Распределительная система также была трансформирована. Вместо учета взносов в страховую часть пенсии в рублях теперь учитываются баллы, стоимость которых в будущем будет рассчитываться с учетом сбалансированности бюджета страны.
Ожидается, что к середине 2015 года число участников накопительной пенсионной системы увеличится до 28 млн. человек - за счет перевода накоплений из ПФР в НПФ в 2013-2014 годах.
С осени 2013 года деятельность НПФ регулируется Банком России. Под его надзором все фонды, работающие в системе обязательного пенсионного страхования, до конца 2015 года должны акционироваться и вступить в систему гарантирования. К концу марта процедуру акционирования согласовали 62 НПФ (94% пенсионных накоплений и застрахованных лиц), из них 24 крупнейших фонда успели вступить в систему гарантирования.
Объем накоплений, сформировавшихся на счетах застрахованных, выбравших накопительный компонент, достиг к 30.09.2014 1,1 трлн. рублей, что составляет 1,7% от ВВП.
Не спешите критиковать
Накопительную систему критикуют в первую очередь за то, что доходность фондов уступает индексации страховой части пенсии. Но подобное сравнение вряд ли корректно. Индексация страховой части пенсии не является показателем эффективности пенсионной системы. Она представляет собой результат политических решений и, по сути, является дополнительной нагрузкой на бюджет. Тем более что корректность выводов на основе анализа доходности накопительных пенсий осложняется отсутствием единой законодательно установленной и обоснованной методики расчета и сравнения.
По данным Центра макроэкономических исследований Сбербанка России, в 2013 году на пенсионные вложения приходилась более чем пятая часть рынка внутренних заимствований. Накопительная компонента – это источник длинных денег для экономики, которые понизят долгосрочные ставки для размещения долговых бумаг, не оказав значительного влияния на краткосрочные ставки. На конец 2014 года 36% пенсионных накоплений НПФ были инвестированы в корпоративные облигации, 32% приходилось на банковские депозиты, 9% - на ценные бумаги РФ и субъектов федерации, 7,5% - на акции российских компаний.
За последние годы на средства пенсионных накоплений были построены участок автомагистрали Москва-Санкт-Петербург, участок трассы Москва-Минск; объекты жилой и коммерческой недвижимости в Московской и Воронежской области, Краснодарском и Ставропольском крае, в Ямало-Ненецком автономном округе. По оценке RAEX («Эксперт РА»), пенсионные накопления инвестированы в инфраструктурные программы естественных монополий: в облигации ОАО РЖД – около 150 млрд рублей, в облигации ОАО ГАЗПРОМ – до 30 млрд рублей, в облигации ОАО ФСК ЕЭС – до 26 млрд рублей.
Инвестирование пенсионных накоплений в России отличается от большинства стран ОЭСР, где основными направления инвестирования выступают вложения в акционерный капитал и зарубежные активы.
Повышать или возраст, или налоги
Больше всего, конечно, обычных людей волнует тема повышения пенсионного возраста. Но нельзя не напомнить, что планка в 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин была установлена в советское время при совершенно других социально-экономических показателях развития страны. Между тем в странах ОЭСР, по данным 2012 года, средний возраст выхода на пенсию составлял 63,1 года для женщин и 64,2 года для мужчин.
Кроме того, пенсионная система России характеризуется высокой долей занятого населения, имеющего право на досрочный выход на пенсию. Так, в 2013 году численность таких работников составила четверть от всех занятых в промышленности, строительстве, на транспорте и в связи. А численность получателей досрочных пенсий, по данным ПФР, достигла 34% от числа всех пенсионеров.
В этих условиях вопрос стоит просто – либо повышение пенсионного возраста, либо повышение налогов. Что касается возможной ликвидации накопительного элемента, то эта мера позволяет решить сиюминутные политические задачи в виде сокращения текущего дефицита государственного бюджета, однако не решает проблему его сбалансированности в долгосрочной перспективе.
По данным последнего опроса ВЦИОМ, за сохранение обязательной накопительной части пенсии выступают 72% россиян, и в первую очередь люди молодого и среднего возраста (76-78% от 25 до 44 лет) и работающие (76%).
Комментарии
4за издержки феминизма надо платить мужчинам - только в рфии такой разрыв в пенсионном возрасте между м. и ж.
пенсионная система рфии - финансовая пирамида в чистом виде, которая рушится очень быстро
Воровать меньше надо, тогда всем хватать будет.