Как организовать хранение обширной бухгалтерской документации в электронном виде? Как заплатить налоги при закрытом расчетном счете? Что делать, если бывший арендатор гаража не только пытается отсудить право на его аренду, но и уступить его третьему лицу в счет своего долга? Прав ли ПФР, требующий от ИП предоставить отчетность за несколько последних лет, хотя тот давно перестал быть работодателем? Как лучше синхронизировать в компании разрозненные данные управленческого и бухгалтерского учета? Ответы на эти вопросы читайте в очередном обзоре форума.
Хранение бухгалтерских регистров в электронном виде
"У нас огромное количество операций, - жалуется Аноним. - Невозможно распечатать, например, карточку 90 счета за месяц - не хватает памяти компьютера. Можно ли не печатать для хранения все эти ОСВ, карточки, анализы, бухгалтерские справки ?
Что для этого нужно сделать в практике? Как хранить в электронном виде?".
"Программистам", написавшим эту вашу чудо-программу, следовало бы руки повыдергивать и к плечам пришить, - замечает Старый ворчун. - Как хранить в электронном виде? pdf/a, с резервным копированием на внешние носители. Но вашей программе может не хватить памяти...".
"Программа 1С 8.2, на сервере, - объясняет Аноним. - Просто ну очень много операций... Как хранить в электронном виде, соблюдая законодательство? Нужно заверять электронной подписью?".
"Регистр бухгалтерского учета составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью", - цитирует НПА mvf.
"И? Где взять электронную подпись?" - спрашивает Аноним.
"Зависит от вашей программы формирования файлов - где там у нее подпись вставляется, - отвечает Старый ворчун. - НК не устанавливает требования к типу подписи. Но все распространенные офисные пакеты позволяют вставлять всякие усиленные сертификаты - если есть такое желание".
"Учетную политику надо делать, - пишет Старый бух. - Или положение об электронном документообороте, закрепляющий принцип хранения документов в виде электронного архива. Там же пишем, как для ребенка: файлы с логически понятными названиями храню в форматах doc, xml(s), pdf и чего там есть, по папкам (названным также понятно). Сохраняю этот треш на флеш-носителе и резервном флеш-носителе. Укажите номера флешек. Потому что налоговая теперь имеет право требовать копию базы. И 1С и электронного архива".
"А что такое "копия базы"? - интересуется mvf. - И на основании чего они "теперь имеют"?".
"Копия базы бывает у каждого, кто имеет СУБД, - отвечает Старый бух. - Это написано в доисторических учебниках по программированию, начиная с языка FOX PRO. Причем в каждом пишут, извращенцы. В больших архивах БД это называется SILA процесс (автоматическое резервное копирование раз в ___)".
"На основании какого НПА "налоговая теперь имеет право требовать копию базы"?" - уточняет gnews.
"Никакого", - отрубает Старый ворчун.
"С 01.01.2015 действует новый порядок как ведения, так и прохождения проверки, установленный новой редакцией статьи 92 НК РФ, - пишет Старый бух. - Установлено право налоговых органов проводить осмотр территорий, помещений проверяемого лица, документов и предметов (вот они, базы то!) не только при выездной, но и при камеральной проверке декларации по НДС в случаях:
- если декларация подана с заявленной суммой налога к возмещению (п. 8 ст. 88 НК РФ);
- если установлены определенные противоречия и несоответствия, которые свидетельствуют о занижении налога к уплате или о завышении суммы налога к возмещению (п. 8.1 ст. 88 НК РФ).
Компанию вправе проверить не только налоговые органы и контролеры из внебюджетных страховых фондов, но и другие контролирующие органы. В частности, Генпрокуратура, Роспотребнадзор, Росфинмониторинг, МЧС России. Порядок проведения и оформление результатов проверки установлены Федеральным законом от 26.12.08 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального надзора».
"База все-таки не предмет, - замечает Над.К. - Она нематериальна. Осмотреть компьютеры и серверы налоговой никто не мешает. А вот залезать в базу им никто права не давал. Тем более ее копировать".
"И тогда спросили меня налоговые инспекторы: а ты откуда получаешь свои ОСВ и справки, что в комплекте документов приложила? - вспоминает Старый бух. - Откуда у тебя результаты?
А-а-а, из базы. А как нам сверить показания? Может ты чего нарисовала или наоборот стерла? Принцип обязательности доказать свою невиновность изложен в Конституции РФ. Давай-ка ее сюда, базу свою.
Стало мне грустно. Потому что еще и МСФО у меня. И пришлось мне сидеть с кровопийцами и объяснять. Вот так. Иначе блокируют счет".
"Это их проблемы - как сверить показания, - считает Над.К. - А не проблемы налогоплательщика. Пусть берут первичку и вперед и с песнями.
И в каком именно месте вы видели в Конституции "принцип обязательности доказать свою невиновность"?".
"Мне все время до сих пор казалось, что у нас существует презумпция невиновности, что означает обязательность доказательства виновности, а не наоборот, - добавляет saigak. - И изложена она в ст.14 УПК".
"Как им сверить показания? Ну уж это совсем просто, - пишет Старый ворчун: "Вот те папка с первичкой. Калькулятор у тя казенный есть? Садись и проверяй."
Как заплатить налоги при закрытом расчетном счете?
"ООО ликвидируется, прошли все этапы, закрыли расчетный счет, - рассказывает LenSpb. - И налоговая отказала в закрытии, так как имеются пени в размере по 2 копейки по 5 налогам.
Пошла в Сбербанк с платежками. Ничем не помогли. Могу ли я со своего карточного счета (личного) как-то оплатить?".
"Оплатить-то можете, - соглашается mvf. - Но толку от этого нет никакого".
"Т.е. они не зачтут эти деньги? - расстраивается LenSpb. - А открывать расчетный счет для перевода 30 копеек - это полное безумие. Получается, что закрыть организацию мы не сможем? Расчетный счет нам никто не откроет, потому как она древняя и учредители уже поразъехались кто куда".
"А при чем тут учредители? - удивляется saigak. - Счет открывает директор, а не учредители".
"У директора уже полномочия давно кончились, - объясняет LenSpb. - Он же на срок назначался. Так что без подделки никак не обойтись. Я предлагала "продать", но гендир хочет все по-правильному".
"Да бросьте вы этот призрак вместе с копейками, не ухудшайте статистику вымирания малого бизнеса", - советует Старый ворчун.
Третейский "беспредел"
"В 2013 году между двумя физлицами был заключен договор аренды гаража, который действовал 11 месяцев, - рассказывает KseniaNN. - В свое время он фактически был расторгнут (арендатор съехал, арендодатель гараж продал), но на бумаге договор этот действовал и никто соглашения о его расторжении не подписывал. Арендодатель уехал на ПМЖ в Белоруссию, сдав свою квартиру в Москве, т.е. собственность в Москве осталась.
В январе 2015 года на адрес этой самой собственности приходит письмо с договором цессии, в соответствии с которым бывший арендатор продает свои права по договору аренды гаража какому-то узбеку в счет своего долга аренды у этого узбека автомобиля. Копия самого договора аренды не приложена, хоть и является неотъемлемой частью договора цессии. В самом договоре цессии содержится третейская оговорка.
В апреле на адрес арендодателя приходит извещение из того самого третейского суда, который упомянут в договоре цессии. Съездили туда, просили ознакомиться с материалами дела. Нас послали лесом, ссылаясь на то, что дело находится у председателя и никто нам его не даст.
Вопросы:
- Стоит ли бежать в полицию с заявлением о мошенничестве, т.к. никакого долга, который продали по договору цессии, не существует.
- Что делать с этим делом, заведенным в третейском суде? Писать ходатайство об ознакомлении с материалами дела или можно сразу писать заявление об отсутствии у третейского суда компетенции рассматривать переданный на его разрешение случай?".
"Третейская оговорка касается только сторон договора, то есть бывшего арендатор и лица, претендующего на аренду, - напоминает stas®. - Или бывший арендодатель сам подписывал договор с третейской оговоркой?".
"Да, - отвечает KseniaNN. - По памяти арендодатель говорит, что была третейская оговорка, и в определении есть ссылка на оговорку в договоре аренды... Договор составлялся арендатором. По-моему, налицо афера, думаю, судью они в этом суде уже выбрали того, который примет решение в их пользу".
"Что делать? - переспрашивает vaz. - Участвовать, участвовать и еще раз участвовать в разбирательстве по делу. Коль вас не ознакомили с делом при устном обращении, подавайте ходатайство об ознакомлении с делом. Подавайте в судебном заседании ходатайство об отложении судебного заседания, так как вам не дали ознакомиться с делом и вам после ознакомления нужно время для формирования правовой позиции. Возможно, вам придется доказывать, что "вы не верблюд" и ничего с этим не поделаешь. Надеяться на компетентность судей третейского суда не стоит (ну это из личного опыта). Если в третейской оговорке указано, что "решение третейского суда окончательно" - то варианта Б - обжалование - уже не будет".
"Для исполнения решения третейского суда нужно, чтобы исполнительный лист по нему был выдан, - замечает ПаниКенгуриха. - А он выдается судом общей юрисдикции".
"Откройте свой договор и откройте Федеральный закон от 24 июля 2002 г. №102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), - советует krinatika. - В Главе VII "Оспаривание решения третейского суда" ищите основания для своих действий".
ИП - снятие с учета в ПФР
"Раньше ИП был зарегистрирован как работодатель (были наемные физические лица), отчетность вся предоставлялась, - рассказывает Верховодочка. - 6 лет назад ИП снялся с учета, прекратил деятельность.Сейчас из ПФ пришло требование предоставить отчетность. Позвонили туда: они говорят - нет, вы не сняты с учета.
Сейчас сам ИП документов о снятии с учета найти не может (только по ФСС нашел), все-таки 6 лет прошло. Как поступить в этой ситуации? Если сейчас снова писать заявление о снятии с учета - оштрафуют за последние 3 года. Но почему не приходили требование о предоставлении отчетности ранее ? Почему только через 6 лет?".
"ИП обязаны были снять с учета по данным, которые передает регистрирующая налоговая, - пишет Над.К. - ИП никаких заявлений о снятии с учета подавать в ПФ не должен был".
"Дело осложнилось, - продолжает Верховодочка, - оказывается, сам ИП не прекратил деятельность, он лишь прекратил выплаты физ.лицам, т.е. перестал быть работодателем. И, соответственно, отчеты не предоставлял по физ.лицам.
Заявление о снятии с учета в качестве работодателя сейчас найти не может. Как быть?".
"А вот это очень плохо, - замечает Над.К. - Значит, придется сдавать отчетность за последние три года. Без вариантов. Иначе он даже закрыться не сможет".
"В том-то все и дело, что ИП писал заявление на снятие его с учета как работодателя, просто сейчас найти его не может, - настаивает Верховодочка. - И вопрос сейчас в том, почему ПФ прислал требование о предоставлении отчетов только спустя 6 лет, вот насколько это правомерно?".
"Он ничего не докажет без своей копии заявления, - констатирует Над.К. - За последние три года - правомерно. Иное придется доказывать в суде".
"Вполне может и такое быть, что писать-то заявление ИП писал, но не сдал], - замечает Крысавица, - сам или его бухгалтер не донес бумажки до ПФР (забыл/потерял/наплевал)".
Проблема номенклатуры
"В фирме ведется 2 учета (управленческий и бухгалтерский), системы не интегрированы и вообще не связаны, - рассказывает Evgenek. - Данные приходится переносить вручную.
Фирма занимается как производством, так и реализацией товаров. Граждане менеджеры в управленческой программе ведут номенклатуру как им вздумается (наладить этот процесс нереально).
И возникает проблема сопоставить позицию реализованную и закупленную. Отслеживать по счетам нереально - т.к. в счете может быть позиция и для производства, и для продажи. Руководство смотрит нужные данные по управленческой программе. Бухгалтерия - только для отчетности.
Какие могут быть решения?".
"В управленческой программе приходы соответствуют отгрузке?" - уточняет Анжелика Ник.
"Похоже, что решения - только через убийство менеджеров, - замечает Аноним. - Первичку по реализации откуда печатаете (и себе оставляете второй экземпляр с подписью покупателя)?".
"В управленческой программе черт ногу сломит, - отвечает Evgenek. - Вроде учет должен быть концептуально как бы позаказный - но куда там: менеджер создает в программе документ "счет поставщика" - наименования выбирает свои внутренние, к счету прикрепляет копию реального счета от поставщика. В счет может включить еще каких-то позиций - типа на склад. Т.е. счет может быть теоретически связан с разными заказами, но программно связи не найти. Часть из счета может идти в производство, часть как товар.
За приход товара вообще отвечает кладовщик, который приходует его избирательно - т.е. не весь, а видимо нужный ему для производства.
Вопрос-то в том, что есть мысль заточить бух. учет только под налоговые цели (ну предыдущий бух так и делала) - т.е. никаких реальных данных о производственной себестоимости из бухгалтерии не получить, только вольные зарисовки.
Вопрос в рисках при потенциальной проверке.
Первичку по реализации печатаем из бухгалтерии, т.к. оплаты по безналу и данные должны совпадать".
"То есть фактическое количество не совпадает с учетным, есть разница между приходом и отгрузками и лезут отрицательные остатки?" - спрашивает Анжелика Ник.
"При проверке склада налоговики возьмут у вас остатки с наименованиями и количеством, которые должны соответствовать наименованиям из документов поставщиков, - предупреждает Аноним. - И пусть "веселятся" ваши руководители с менеджерами.
Инвентаризацию склада делаете? Материально ответственное лицо есть?".
"У них в управленческой отрицательные отслеживает кладовщик, - объясняет Evgenek. - У меня в бухгалтерии происходит реализация (конечно же, до того как внесена поставка). Приходит поставка, ее нужно разнести - материал или товар".
"То есть в управленческой все правильно забито, - констатирует Анжелика Ник. - Тогда решайте вопрос по выгрузке данных из торговли в бухгалтерию. Программисты наверняка смогут это, и это обойдется дешевле, чем повторно набивать данные".
Начать дискуссию