Источник: Журнал "Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение"
Потребление в современном мире предполагает образование огромного количества мусора. Альберто Моравия высказался на этот счет так: «Дорога цивилизации вымощена консервными банками». А кто же должен платить за хранение, утилизацию и захоронение мусора? В статье представим рекомендации компетентных органов и выводы судей об этом.
С 22 июля 2014 года в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования начала работу единая справочная служба. За месяц работы в нее поступило свыше тысячи звонков. Самый часто задаваемый вопрос: кто и почему должен вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду? Для ответа на него обратимся к нормам законодательства.
Нормы законодательства
Пунктом 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7‑ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что за негативное воздействие на окружающую среду нужно платить. Пунктом 2 ст. 16 данного закона определены виды негативного воздействия на окружающую среду. Это:
выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
- сбросы загрязняющих (иных) веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
- загрязнение недр, почв;
- размещение отходов производства и потребления;
- загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
- иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
В силу ст. 23 Закона об отходах[1] плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством РФ.
Как правило, торговым предприятиям, а также многим другим организациям, которые вроде бы не оказывают вредного воздействия на окружающую среду, предъявляется требование вносить плату за размещение отходов производства и потребления. Для того чтобы ответить на вопрос, должны ли торговые предприятия это делать, обратимся к ст. 1 «Основные понятия» Закона об отходах (в редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 458‑ФЗ):
- отходы производства и потребления – это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Законом об отходах;
- размещение отходов – это хранение и захоронение отходов; под хранением отходов понимается складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем 11 месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов – это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
По понятным причинам торговые предприятия не хранят отходы потребления свыше 11 месяцев на своей территории. Как правило, такие отходы временно собираются в контейнерах на площадках (то есть осуществляется накопление отходов – временное складирование отходов на срок не более чем 6 месяцев) и в дальнейшем вывозятся специализированными организациями, с которыми торговые предприятия заключают соответствующие договоры. Казалось бы, платить не за что. Но не все так просто.
Нет четкости в формулировках закона
Дело в том, что применительно к такому виду негативного воздействия на окружающую среду, как размещение отходов производства и потребления, действующая нормативно-правовая база не дает однозначного ответа на вопросы, что понимается под размещением отходов как объектом обложения платой за негативное воздействие на окружающую среду и, соответственно, кто является плательщиком данного публично-правового платежа – организация, в результате хозяйственной деятельности которой образуются эти отходы, либо непосредственно осуществляющая их размещение специализированная организация, действующая на основании соответствующей лицензии (Постановление КС РФ от 05.03.2013 № 5-П).
Росприроднадзор 25.08.2014 разместил на своем сайте (http://rpn.gov.ru) пояснения по названным вопросам (приведем их с некоторыми поправками на вновь введенные правила). По его мнению, при определении плательщика платы за размещение отходов приоритетным является вопрос установления собственника отходов. Данный вывод основывается на следующем: согласно ст. 4 Закона об отходах право собственности на отходы предусматривается в соответствии с гражданским законодательством (в редакции, действовавшей ранее, содержалась специальная норма, согласно которой право собственности на отходы определялось как право, принадлежащее собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий, товаров, в результате использования которых эти отходы образовались). В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не установлено законом или договором. Таким образом, действующим законодательством определено, что плата за размещение отходов взимается с собственника отходов.
Передачу отходов специализированной организации, оказывающей услуги по их вывозу, размещению, следует отличать от передачи отходов с переходом права собственности.
Собственник вправе отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество. При этом отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом (ст. 236 ГК РФ). Гражданским законодательством предусмотрено, что право собственности на движимые вещи может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении.
Росприроднадзор предлагает отличать передачу отходов организации, оказывающей услуги по их вывозу, размещению, от передачи отходов с переходом права собственности, поскольку наличие только договора на оказание услуг по транспортировке, размещению отходов (мусора) не освобождает плательщиков от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, размер которой зависит от количества и класса опасности отходов.
О переходе права собственности на отходы
Росприроднадзор отмечает, что установленное графой 14 Порядка заполнения разд. 4 «Размещение отходов производства и потребления» приложения 1 к Приказу Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 конечное размещение отходов предусматривает заключение договоров о конечном размещении отходов. Такие договоры предполагают переход права собственности на отходы к специализированной организации (полигону) аналогично договорам купли-продажи, мены или дарения. По мнению названного ведомства, договор о конечном размещении отходов является самостоятельным видом договора отчуждения собственности отходов. В соответствии с ним контрагент (специализированная организация) принимает на себя все обязанности по размещению отходов, в том числе по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду и ее внесению в бюджет.
В случае если специализированная организация, согласно заключенному договору, не принимает в собственность образованные хозяйствующим субъектом отходы, право собственности на отходы, а следовательно, и обязанность по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду и ее внесению в бюджет остаются за хозяйствующим субъектом.
Ключевой вывод
Наличие договора со специализированной организацией на оказание услуг по транспортировке, размещению отходов не освобождает торговое предприятие от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду (постановления ФАС МО от 21.01.2014 по делу № А40-47850/2013, от 05.02.2014 по делу № А40-87287/13‑130‑834). Если же условием договора с такой организацией предусмотрено, что право собственности на отходы переходит к последней (путем заключения договора о конечном размещении отходов), на специализированную организацию и будет возлагаться обязанность по внесению соответствующей платы.
Данный вывод, в общем-то, совпадает с мнением Конституционного суда, высказанным в Постановлении № 5-П. В частности, в нем содержится несколько ключевых мыслей:
- поскольку эксплуатация природных ресурсов, их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться прежде всего за счет субъектов хозяйственной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду (п. 2);
- установление формальной принадлежности обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду – имея в виду публично-правовую природу данного платежа – должно осуществляться путем нормативно-правового регулирования, причем нормативные акты федеральных органов исполнительной власти не исключают решения этого вопроса в рамках договорных отношений (п. 3.2);
- с экономической точки зрения не имеет принципиального значения, на какую из сторон в гражданско-правовом договоре, определяющем отношения, в том числе финансовые, по поводу размещения отходов, будет возложена обязанность по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду – организацию, в результате хозяйственной деятельности которой образуются такие отходы, либо непосредственно осуществляющую их размещение специализированную организацию, поскольку в любом случае указанные организации, исходя в том числе из вида заключенного между ними договора (предполагающего отчуждение отходов и, соответственно, переход права собственности на них или предусматривающего оказание услуг по размещению отходов), могут, с тем чтобы не действовать себе в убыток, учесть данный публично-правовой платеж в стоимости размещения отходов (п. 3.2).
Отношения между арендаторами и арендодателями
В отношении расчета и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду арендаторами производственных помещений Росприроднадзор отметил, что вопросы права собственности на образованные арендатором отходы могут быть оговорены между арендодателем и арендатором в договоре аренды. В случае если в договоре аренды предусмотрен переход права собственности на образованные арендатором отходы к арендодателю, то арендодатель осуществляет внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов. В случае если вопрос собственности на образованные арендатором отходы не урегулирован в договоре, обязанность по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду и ее внесению в бюджет лежит на арендаторе.
Споры, споры, споры…
Но существует и противоположное мнение. Более того, в 2013 – 2014 годах наметился настоящий бум: предприятия, которые ранее уплачивали сбор за негативное воздействие на окружающую среду, представляли в Росприроднадзор уточненные расчеты и просили возвратить уплаченные ими взносы, а не получив положительного ответа, обращались в суд с требованием вернуть переплату.
Отсутствие единого подхода к решению вопроса, какая из сторон правоотношения осуществляет функцию плательщика публично-правового платежа за негативное воздействие на окружающую среду, породило и достаточно противоречивую практику административного и судебного истолкования.
Судебный процесс решился |
Дело передано на рассмотрение в судебную коллегию по экономическим спорам |
|
в пользу организации |
в пользу Росприроднадзора |
|
Определение ВАС РФ от 30.06.2014 № ВАС-7832/14, постановления АС ВВО от 24.11.2014 по делу № А82-817/201, от 17.09.2014 по делу № А43-27596/2013, АС ЦО от 18.08.2014 по делу № А68-7437/2013 |
Определения ВС РФ от 04.02.2015 по делу № 301-КГ14-1670, А79-4567/2013, по делу № 303-КГ14-2151, постановления АС СЗО от 09.02.2015 по делу № А56-35146/2014, АС МО от 07.10.2014 по делу № А40-177951/13 |
Определение ВС РФ от 10.03.2015 по делу № А82-5106/2013 |
Из анализа арбитражной практики следует неутешительный вывод, несмотря на то, что в 2014 году почти все судебные споры на уровне кассационной инстанции решались в пользу предприятий (причем договорами между предприятиями, в результате деятельности которых появлялись отходы, и специализированными организациями, осуществляющими вывоз и размещение отходов, не было предусмотрено перехода права собственности на отходы).
Однако в текущем году риторика судей поменялась прямо на противоположную. Как правило, Верховным Судом дела передаются в судебную коллегию по экономическим спорам, а последняя выносит определения, в соответствии с которыми, поскольку организации, самостоятельно и добровольно исчислившие и внесшие плату за размещение отходов производства и потребления, признали такую обязанность в рамках заключенных договоров со специализированными организациями за собой, в возврате средств им следует отказать.
Что нас ждет в недалеком будущем?
Законом об отходах (в редакции Федерального закона № 458‑ФЗ) предусматривается новая обязанность для производителей и импортеров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов, полученных от использования товаров, –
уплата экологического сбора (ст. 24.2 Закона об отходах).
К отходам, полученным от использования товаров, относятся готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством РФ лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.
В настоящее время названный сбор еще не введен, поскольку необходимые для его реализации нормативные документы находятся на этапе разработки. Так, в целях реализации положений Закона об отходах уже разработаны проекты:
- перечня готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств;
- порядка декларирования производителями, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год товаров, в том числе упаковки таких товаров;
- порядка взимания экологического сбора, уплачиваемого производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов, получаемых от использования товаров, в том числе определяется порядок его исчисления, срок уплаты, порядок взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм экологического сбора;
- порядка (им устанавливаются формы и сроки) предоставления производителями, импортерами отчетности о выполнении нормативов утилизации товаров;
- порядка создания, эксплуатации и модернизации единой государственной информационной системы учета отходов, полученных от использования товаров.
На протяжении многих лет не утихают споры, должны организации, в результате деятельности которых образуются отходы, уплачивать «экологические» платежи за размещение отходов производства и потребления либо это должны делать специализированные предприятия. На сегодняшний день ситуация такова: вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду должен собственник отходов. По умолчанию это то предприятие, в результате деятельности которого они образовались. Но если договором со специализированной организацией предусмотрен переход права собственности на отходы, обязанность по уплате платежей тоже переходит на данную организацию. При таком раскладе торговые предприятия должны быть готовы, что сумма договора с «мусорной» компанией увеличится на сумму названных платежей: чтобы не действовать себе в убыток, специализированные организации просто вынуждены будут учесть платеж в стоимости размещения отходов.
[1] Федеральный закон от 24.06.1998 № 89‑ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Комментарии
4