Учет в строительстве

Комментарий к Письму Минфина РФ от 06.02.2015 № 07-01-12/4833

Вносить изменения и дополнения в унифицированную форму КС-3, утвержденную Постановлением Госкомстата РФ от 11.11.1999 № 100, нельзя. Такой, в общем‑то, неожиданный вывод следует из Письма Минфина РФ от 06.02.2015 № 07‑01‑12/4833. Неожиданный потому, что с 1 января 2013 года прошло достаточно много времени, а Минфин только сейчас указал на обязательность этой унифицированной формы.

Источник: Журнал "Строительство акты и комментарии для бухгалтера"

Вносить изменения и дополнения в унифицированную форму КС-3, утвержденную Постановлением Госкомстата РФ от 11.11.1999 № 100, нельзя. Такой, в общем‑то, неожиданный вывод следует из Письма Минфина РФ от 06.02.2015 № 07‑01‑12/4833. Неожиданный потому, что с 1 января 2013 года прошло достаточно много времени, а Минфин только сейчас указал на обязательность этой унифицированной формы. Ведь, например, об обязательности транспортной накладной по форме, приведенной в приложении 4 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, финансовое ведомство сообщило почти одновременно со вступлением в силу Федерального закона о бухгалтерском учете – в Письме от 28.01.2013 № 03‑03‑06/1/36. Чуть позже – в Письме от 06.03.2013 № 03‑03‑06/1/6700 – Минфин указал на обязательность кассовых документов.

На наш взгляд, такое позднее издание комментируемого письма объясняется следующими основными причинами. Во-первых, Минфин не должен давать разъяснения по вопросам, связанным с применением первичных учетных документов, следовательно, упрекнуть чиновников не в чем. Во-вторых, обязывающие документы в отношении формы КС-3 вступили в силу лишь в июне и августе 2014 года.

Такими обязывающими документами, по мнению Минфина, являются:

  • Приказ Минстроя РФ от 17.01.2014 № 11/пр «Об утверждении формы заявки о перечислении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на софинансирование мероприятий федеральной целевой программы и сроков ее представления, а также формы соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципальных образований) по реализации мероприятий федеральной целевой программы», вступил в силу 15.06.2014;
  • Приказ Минстроя РФ от 17.06.2014 № 298/пр «Об утверждении формы заявки о перечислении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъекта Российской Федерации, не включенных в федеральные целевые программы, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из бюджета субъекта Российской Федерации, и (или) на предоставление соответствующих субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, не включенных в федеральные целевые программы, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов, и формы соглашения между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъекта Российской Федерации, не включенных в федеральные целевые программы, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из бюджета субъекта Российской Федерации, и (или) на предоставление соответствующих субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, не включенных в федеральные целевые программы, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов», вступил в силу 17.08.2014.

Других оснований для того, чтобы запретить организациям вносить корректировки в унифицированную форму КС-3, Минфин не нашел. Тогда формально получается, что на протяжении полутора лет (с 01.01.2013 по 15.06.2014) КС-3 вполне могла иметь дополнения и изъятия (в нее могли быть введены новые реквизиты, а некоторые из имеющихся реквизитов могли быть удалены). Кроме того, и после 15.06.2014 обязательность использования именно унифицированной формы КС-3 тоже вызывает сомнения. Дело в том, что в названных Минфином приказах в отношении КС-3 указано лишь то, что эта форма представляется в Минстрой субъектами РФ в составе отчетности, подтверждающей осуществление расходов за счет полученных из федерального бюджета субсидий. Следовательно, неизменность унифицированной формы КС-3 (как и КС-2) важна только для тех строительных организаций, которые выполняют работы для государственных и муниципальных заказчиков. Остальные вправе договориться с заказчиками (коммерческими организациями) о применении скорректированных «под себя» форм КС-3.

К сведению

С 1 января 2013 года каждый налогоплательщик определяет свои формы первичных учетных документов самостоятельно. Указанные документы могут быть разработаны на базе форм первичных учетных документов, содержащихся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Разработанные налогоплательщиком первичные учетные документы могут состоять как только из обязательных реквизитов, так и из обязательных и дополнительных реквизитов (Письмо Минфина РФ от 04.02.2015 № 03‑03‑10/4547, направленное налоговым органам в качестве обязательного для применения Письмом ФНС РФ от 12.02.2015 № ГД-4-3/2104@).

Практика свидетельствует о том, что, несмотря на предоставленную хозяйствующим субъектам свободу в определении форм используемой «первички», широкого применения самостоятельно разработанные формы документов пока не получили. Нередко партнеры даже отказываются от заключения договора до тех пор, пока в нем не будет указано, что поставка товаров (выполнение работ) оформляется именно унифицированной формой ТОРГ-12 (унифицированными формами КС-2 и КС-3). Поэтому представленная в комментируемом письме позиция Минфина, скорее всего, лишь укрепит руководство организаций и индивидуальных предпринимателей в нецелесообразности отказа от унифицированных форм первичных документов.

Начать дискуссию