Источник: Журнал "Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение"
Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств является на территории РФ обязательным (далее – ОСАГО). Без такой страховки невозможна эксплуатация автомобилей, в том числе служебных. Поскольку практически в каждом казенном учреждении имеется служебный автомобиль, и не один, тема, связанная с ОСАГО, является одной из актуальных и острых тем. В данной статье рассмотрим, какими документами следует руководствоваться при заключении договора ОСАГО, а также выясним порядок отражения в бюджетном учете операций по выплате страховой премии и поступлению выплат от страховщика.
Правовые основы взаимоотношений участников в рамках обязательного страхования автогражданской ответственности регулируются следующими нормативными документами:
- Федеральным законом от 25.04.2002 № 40‑ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон № 40‑ФЗ);
- Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденными ЦБ РФ 19.09.2014 № 431‑П (далее – Правила № 431‑П).
В силу ст. 1 Закона № 40‑ФЗ казенные учреждения являются владельцами транспортных средств, находящихся у них на праве оперативного управления. Исходя из этого, в отношении таких автомобилей они обязаны застраховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. Причем страхование должно быть осуществлено до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через 10 дней после возникновения права владения им (п. 1, 2 ст. 4 Закона № 40‑ФЗ).
Стоит отметить, что неисполнение учреждением обязанности по страхованию своей гражданской ответственности влечет наложение административного штрафа в размере 800 руб. (п. 2 ст. 12.37 КоАП РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона № 40‑ФЗ обязательное страхование осуществляется владельцами транспортных средств (страхователями) путем заключения со страховщиками договоров обязательного страхования, в которых указываются транспортные средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована.
Для заключения такого договора страхователь представляет страховщику следующие документы (п. 3 ст. 15 Закона № 40‑ФЗ):
- заявление о заключении договора обязательного страхования;
- свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
- документ о регистрации транспортного средства, выданный органом, осуществляющим регистрацию транспортного средства (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт или технический талон либо аналогичные документы);
- водительское удостоверение или копию водительского удостоверения лица, допущенного к управлению транспортным средством (в случае если договор обязательного страхования заключается при условии, что к управлению транспортным средством допущены только определенные лица);
- диагностическую карту, содержащую сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (если иное не предусмотрено Законом № 40‑ФЗ и иными нормативными актами). Стоит отметить, что до 1 августа 2015 года вместо диагностической карты также принимаются ранее выдаваемые талоны технического осмотра или талоны о прохождении государственного технического осмотра транспортного средства.
Договор обязательного страхования составляется на один год, за исключением отдельных случаев, для которых Законом № 40‑ФЗ предусмотрены иные сроки действия такого договора (п. 1 ст. 10 Закона № 40‑ФЗ). Следует отметить, что условия договоров (контрактов), заключенных до вступления в силу нормативных актов об изменении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, сохраняют силу (Письмо Минэкономразвития РФ от 25.11.2011 № Д06-5885).
Казенное учреждение в целях заключения договора ОСАГО вправе выбрать любого страховщика, осуществляющего обязательное страхование. При этом страховщик не вправе отказать ему в заключении такого договора. В случае необоснованного отказа страховых организаций от заключения договоров ОСАГО или заключения договоров при условии приобретения дополнительных услуг учреждение вправе обратиться в суд. В соответствии со ст. 15.34.1 КоАП РФ необоснованный отказ страховой организации от заключения публичных договоров, в частности договора обязательного страхования, либо навязывание страхователю дополнительных услуг, не обусловленных, например, требованиями Закона № 40‑ФЗ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц такой страховой организации в размере 50 000 руб.
Документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования, является страховой полис, который выдается страховщиком страхователю, с которым заключен договор (п. 7 ст. 15 Закона № 40‑ФЗ). Отметим, что с 1 июля 2015 года предусмотрена возможность выдачи страхового полиса в виде электронного документа в случае заключения договора ОСАГО также в электронном виде (абз. 3 пп. «б» п. 17 ст. 1 Федерального закона № 223‑ФЗ[1]).
Страховая премия
Страховой премией называется плата за услуги страхования. Размер страховой премии устанавливается договором ОСАГО.
Согласно п. 2.2 Правил № 431‑П страховая премия по договору обязательного страхования уплачивается страхователем страховщику единовременно наличными деньгами или в безналичном порядке при заключении договора обязательного страхования.
Страховая премия по договору ОСАГО рассчитывается страховщиком как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком их применения. Предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициенты страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования установлены Указанием ЦБ РФ от 19.09.2014 № 3384‑У.
Страхователь имеет право потребовать от страховщика письменный расчет страховой премии, подлежащей уплате. Страховщик, в свою очередь, обязан представить такой расчет в течение трех рабочих дней со дня получения соответствующего письменного заявления от страхователя (п. 2.1 Правил № 431‑П).
Максимальный размер страховой премии по договору ОСАГО не может превышать трехкратный размер базовой ставки страховых тарифов, скорректированной с учетом территории преимущественного использования транспортного средства. Контроль за правильностью расчета страховщиками страховых премий по договорам ОСАГО осуществляет Банк России (п. 4, 6 ст. 9 Закона № 40‑ФЗ).
Изменение страховых тарифов в течение срока действия договора ОСАГО не влечет за собой изменения страховой премии, выплаченной страхователем по действовавшим на момент уплаты страховым тарифам. Если согласно договору страхователь обязан уплатить дополнительную страховую премию соразмерно увеличению степени риска, размер дополнительно уплачиваемой страховой премии определяется по действовавшим на момент ее уплаты страховым тарифам (п. 3 ст. 8 Закона № 40‑ФЗ, п. 2.1 Правил № 431‑П).
Датой уплаты страховой премии считается день поступления денежных средств в кассу страховщика наличными или день перечисления страховой премии на расчетный счет страховщика.
Бюджетный учет. В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н (далее – Указания № 65н), расходы на оплату услуг по страхованию, в том числе страхованию гражданской ответственности, следует относить на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
Расходы по уплате страховой премии нельзя отнести к одному отчетному периоду (месяцу), поскольку договор ОСАГО действует в течение года.
В соответствии с п. 302 Инструкции № 157н[2] суммы расходов, начисленные учреждением в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам, в том числе суммы расходов, связанные со страхованием гражданской ответственности, следует отражать на счете 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов».
Затраты, произведенные учреждением в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются по дебету данного счета как расходы будущих периодов, а затем подлежат отнесению на финансовый результат текущего финансового года в порядке, устанавливаемом учреждением (равномерно, пропорционально объему продукции (работ, услуг) и др.), в течение периода, к которому они относятся.
Порядок включения расходов будущих периодов (суммы страховой премии) в течение срока действия договора ОСАГО в состав текущих расходов устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики. Например, признание таких расходов может осуществляться равномерно в течение срока действия договора пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде.
Исходя из вышеизложенного, а также с учетом положений п. 124 Инструкции № 162н начисление страховой премии по договору ОСАГО отразится в бюджетном учете следующей бухгалтерской записью:
1) начисление суммы страховой премии при заключении договора ОСАГО:
Дебет счета 1 401 50 226 «Расходы будущих периодов на прочие работы, услуги»
Кредит счета 1 302 26 730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
2) признание расходов будущих периодов в составе текущих расходов:
Дебет счета 1 401 20 226 «Расходы на прочие работы, услуги»
Кредит счета 1 401 50 226 «Расходы будущих периодов на прочие работы, услуги»
Казенное учреждение заключило договор ОСАГО на период с 1 февраля 2015 года по 31 января 2016 года в отношении служебного автомобиля. Стоимость страховки (страховая премия) составила 12 000 руб. Согласно учетной политике начисленная сумма страховой премии учитывается на момент заключения договора в расходах будущих периодов, а затем ежемесячно в течение действия договора включается в текущие расходы в размере 1/12 величины страховой премии.
В бюджетном учете данные операции отразятся следующим образом:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Начислена страховая премия по договору ОСАГО |
1 401 50 226 |
1 302 26 730 |
12 000 |
Уплачена страховая премия страховщику |
1 302 26 830 |
1 304 05 226 |
12 000 |
Отнесена часть страховой премии на текущий финансовый результат (ежемесячно в течение действия договора ОСАГО) 12 000 руб. / 12 |
1 401 20 226 |
1 401 50 226 |
1 000 |
Страховые выплаты
По договору ОСАГО страховщик обязуется при наступлении страхового случая возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (то есть осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы) (ст. 1 Закона № 40‑ФЗ).
Согласно ст. 7 Закона № 40‑ФЗ страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет:
а) в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, не более 160 000 руб.;
б) в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, 400 000 руб.
Страхователь, являющийся потерпевшим вследствие наступления страхового случая, вправе предъявить страховщику требование о возмещении вреда, причиненного его жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортного средства, в пределах страховой суммы путем предъявления страховщику заявления о страховой выплате или прямом возмещении убытков и документов, предусмотренных правилами обязательного страхования (п. 1 ст. 12 Закона № 40‑ФЗ).
Заявление страхователя-потерпевшего, содержащее требование о страховой выплате или прямом возмещении убытков в связи с причинением вреда его жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортного средства, с приложенными документами, определенными Правилами № 431‑П, направляется страховщику по месту нахождения его самого или его представителя, уполномоченного страховщиком на рассмотрение указанных требований потерпевшего и осуществление страховых выплат или прямого возмещения убытков.
Под прямым возмещением убытков понимается возмещение страховщиком по требованию страхователя-потерпевшего вреда, причиненного его имуществу, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств (п. 1 ст. 14.1 Закона № 40‑ФЗ):
- в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только транспортным средствам, застрахованным по договору ОСАГО;
- дорожно-транспортное происшествие (далее – ДТП) произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним).
Страховая выплата за причинение вреда здоровью потерпевшего осуществляется непосредственно потерпевшему лицу или лицам, которые являются представителями потерпевшего и полномочия которых на получение страховой выплаты удостоверены надлежащим образом (п. 5 ст. 12 Закона № 40‑ФЗ).
Согласно п. 15 ст. 12 Закона № 40‑ФЗ возмещение вреда, причиненного транспортному средству потерпевшего, может производиться:
- путем организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего на станции технического обслуживания, которая выбрана потерпевшим по согласованию со страховщиком в соответствии с Правилами № 431‑П и с которой у страховщика заключен договор (возмещение причиненного вреда в натуре);
- путем выдачи суммы страховой выплаты потерпевшему (выгодоприобретателю) в кассе страховщика или перечисления суммы страховой выплаты на банковский счет потерпевшего (выгодоприобретателя) (наличный или безналичный расчет).
В том случае, если у страховщика заключен договор со станцией технического обслуживания, выбор способа возмещения вреда осуществляет потерпевший.
Бюджетный учет. Согласно положениям ст. 41 БК РФ, п. 4 ст. 298 ГК РФ, а также в соответствии с приложением 1 к Федеральному закону от 01.12.2014 № 384‑ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» доходы, полученные от возмещения ущерба при возникновении страховых случаев, когда выгодоприобретателями выступают получатели бюджетных средств (в частности, казенные учреждения), подлежат зачислению в соответствующий бюджет по нормативу 100%.
Таким образом, средства, поступающие казенным учреждениям от страховых организаций в рамках обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, подлежат зачислению в определенном порядке в бюджет.
Вместе с тем финансовое обеспечение выполнения функций казенных учреждений, связанных с ремонтом поврежденного имущества или приобретением нового в случае, если ремонт поврежденного имущества невозможен, должно осуществляться в общеустановленном для получателей бюджетных средств порядке путем доведения соответствующих лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) на принятие и исполнение соответствующих расходных обязательств.
Согласно принципу общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов, установленному ст. 35 БК РФ, расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся в том числе отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года.
Учитывая вышеизложенные нормы, Минфин в письмах от 16.05.2012 № 02‑03‑09/1740, от 07.11.2012 № 02‑13‑06/4672 сообщает, что в соответствии с положениями ст. 217 БК РФ возможно увеличение бюджетных ассигнований и ЛБО для осуществления расходов по устранению ущерба, нанесенного государственному (муниципальному) имуществу, находящемуся на праве оперативного управления у получателей бюджетных средств, при поступлении в бюджет сумм от страховых организаций путем внесения изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон (решение) о бюджете.
Основаниями для внесения изменений в сводную бюджетную роспись являются поступление в бюджет сумм по искам о возмещении вреда, причиненного имуществу, находящемуся в государственной (муниципальной) собственности, и увеличение в пределах указанных поступлений бюджетных ассигнований на выполнение функций казенных учреждений, связанных с устранением последствий вреда, причиненного объектам государственного (муниципального) имущества.
На основании Указаний № 65н доходы, полученные от возмещения ущерба, в соответствии с законодательством РФ, в том числе при возникновении страховых случаев, следует отражать по статье 140 «Суммы принудительного изъятия» КОСГУ.
Согласно п. 220 Инструкции № 157н для учета расчетов по суммам принудительного изъятия, в том числе при возмещении ущерба в силу законодательства РФ, при возникновении страховых случаев предназначен счет 209 40 000 «Расчеты по суммам принудительного изъятия».
С применением данного счета расчеты по суммам, выплачиваемым страховщиком в качестве возмещения вреда в рамках заключенного договора ОСАГО, отразятся в бюджетном учете с помощью следующих бухгалтерских проводок:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Если казенное учреждение является администратором доходов бюджета |
||
Начислена страховая выплата |
1 209 40 560 |
1 401 10 140 |
Зачислена в бюджет страховая выплата, поступившая от страховой организации в возмещение вреда |
1 210 02 140 |
1 209 40 660 |
Если казенное учреждение осуществляет отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет |
||
Начислена страховая выплата |
1 209 40 560 |
1 401 10 140 |
Отражена задолженность перед бюджетом в сумме страховой выплаты |
1 304 04 140 |
1 303 05 730 |
Погашена задолженность перед бюджетом при зачислении страховой выплаты, поступившей от страховой организации |
1 303 05 830 |
1 209 40 660 |
Казенное учреждение застраховало служебный автомобиль по договору ОСАГО. В результате ДТП причинен ущерб данному автомобилю. Потерпевшей стороной признан водитель учреждения. На основании акта о страховом случае страховая компания произвела страховую выплату (стоимость восстановления автомобиля) в сумме 50 000 руб. Учреждение осуществляет отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет.
В бюджетном учете данные операции отразятся следующим образом:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Начислена сумма страхового возмещения |
1 209 40 560 |
1 401 10 140 |
50 000 |
Отражена задолженность перед бюджетом в сумме страхового возмещения |
1 304 04 140 |
1 303 05 730 |
50 000 |
Погашена задолженность перед бюджетом при поступлении средств от страховой организации |
1 303 05 830 |
1 209 40 660 |
50 000 |
Налоговый учет. При определении объекта обложения налогом на прибыль организаций налогоплательщиками учитываются доходы, полученные от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, установлены ст. 251 НК РФ. Данный перечень доходов является закрытым.
Суммы страхового возмещения, полученные казенным учреждением от страховой организации по договору ОСАГО, в указанном перечне не поименованы, следовательно, подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе внереализационных доходов на основании п. 3 ст. 250 НК РФ. Такой вывод сделан в Письме Минфина РФ от 20.11.2014 № 03‑03‑06/4/59131. Аналогичные разъяснения приводились в письмах Минфина РФ от 31.10.2014 № 03‑03‑06/4/55221, от 17.07.2013 № 03‑03‑05/27903.
Что касается обложения указанных сумм НДС, в Письме № 03‑03‑05/27903 сообщается следующее: поскольку суммы страхового возмещения, получаемые учреждениями от страховой организации при наступлении страхового случая, не являются суммами, связанными с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), такие суммы в налоговую базу по НДС не включаются.
* * *
Подводя итог, можно выделить следующие основные моменты:
- страховщик не вправе отказать в заключении договора ОСАГО либо навязывать учреждению-страхователю дополнительные услуги в целях его заключения;
- договор ОСАГО заключается на один год. Условия договоров (контрактов), заключенных до вступления в силу нормативных актов об изменении страховых тарифов по ОСАГО, сохраняют силу. Изменение страховых тарифов в течение срока действия договора ОСАГО не влечет за собой изменения страховой премии, выплаченной страхователем по действовавшим на момент уплаты страховым тарифам;
- сумма страховой премии в бюджетном учете относится при заключении договора на расходы будущих периодов, а затем в порядке, установленном в учетной политике учреждения, списывается на текущий финансовый результат;
- средства, поступающие казенным учреждениям от страховых организаций в качестве возмещения вреда по договору ОСАГО, подлежат зачислению в бюджет. В бюджетном учете такие средства отражаются с использованием счета 209 40 000 «Расчеты по суммам принудительного изъятия»;
- суммы страхового возмещения, полученные казенным учреждением от страховой организации по договору ОСАГО, включаются в налоговую базу по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов.
[1] Федеральный закон от 21.07.2014 № 223‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
[2] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.
Начать дискуссию