Учет в медицине

Размер авансовых сумм на приобретение товаров, работ и услуг

В соответствии с нормами Закона о контрактной системе медицинские учреждения при осуществлении закупок вправе включать в заключаемые контракты на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг условие о возможности перечисления исполнителю указанных контрактов авансовых платежей. О размерах авансовых платежей и порядке их включения в контракт читайте в данной статье.

Источник: Журнал "Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение"

В соответствии с нормами Закона о контрактной системе[1] медицинские учреждения при осуществлении закупок вправе включать в заключаемые контракты на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг условие о возможности перечисления исполнителю указанных контрактов авансовых платежей. О размерах авансовых платежей и порядке их включения в контракт читайте в данной статье.

Каким может быть размер авансового платежа?

Размеры авансовых платежей ежегодно устанавливаются Правительством РФ. В настоящее время они определены Постановлением Правительства РФ от 27.12.2014 № 1563 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (далее – Постановление № 1563).

В силу п. 29 Постановления № 1563 получатели средств федерального бюджета при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг в пределах доведенных им в установленном порядке соответствующих лимитов бюджетных обязательств вправе предусматривать авансовые платежи:

1) по договорам (государственным контрактам) о выполнении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности РФ, если иное не установлено законодательством РФ (пп. «б» п. 29 Постановления № 1563):

  • на сумму, не превышающую 600 млн руб., – до 30% суммы договора (государственного контракта), но не более 30% лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год по соответствующему коду бюджетной классификации РФ;
  • на сумму, превышающую 600 млн руб., – до 30% суммы договора (государственного контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год по соответствующему коду бюджетной классификации РФ, с последующим авансированием выполняемых работ после подтверждения выполнения предусмотренных договором (государственным контрактом) работ в объеме произведенного авансового платежа (с ограничением общей суммы авансирования не более 70% суммы договора (государственного контракта)).

Напомним, текущий ремонт зданий, сооружений проводится в целях обеспечения их надлежащего технического состояния. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимается поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, исправности строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации;

2) по договорам (государственным контрактам) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг (за исключением договоров (государственных контрактов), условиями которых предусматривается обязательство по выполнению работ (оказанию услуг), их этапов продолжительностью не более одного месяца после оплаты договора (государственного контракта), этапа его исполнения) – до 30% суммы договора (государственного контракта), но не более 30% лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год по соответствующему коду бюджетной классификации РФ, если иное не установлено федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства РФ, после подтверждения выполнения работ (оказания услуг), предусмотренных указанными договорами (государственными контрактами) (их этапов), в объеме произведенных платежей (пп. «а» п. 29 Постановления № 1563).

Обратите внимание:

Положениями данной нормы для получателей средств федерального бюджета установлена возможность предусматривать авансовые платежи при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг после подтверждения выполнения работ, оказания услуг, предусмотренных указанными договорами (государственными контрактами) (их этапов), в объеме осуществленных платежей.

Заметим, что формулировка пп. «а» п. 29 Постановления № 1563 неоднозначна и трудна для понимания. Точнее, из нее можно сделать вывод, что авансы в 2015 году вообще запрещены. Если буквально прочитать данную норму, можно подумать, что аванс в размере 30% можно платить только после того, как товар поставлен, но зачем тогда аванс вообще?

С целью устранения неоднозначности правоприменения вышеуказанных положений подготовлен проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (далее – проект постановления), уточняющий редакцию пп. «а» п. 29 Постановления № 1563, в том числе в части авансирования с последующей оплатой денежных обязательств, возникающих по договорам (государственным контрактам) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг, после подтверждения поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, предусмотренных указанными договорами (государственными контрактами), в объеме произведенных платежей.

В новой редакции пп. «а» п. 29 Постановления № 1563 будет предусмотрено, что получатели средств федерального бюджета при заключении договоров в пределах доведенных им в установленном порядке соответствующих лимитов бюджетных обязательств вправе предусматривать авансовые платежи по договорам (государственным контрактам) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг (за исключением договоров (государственных контрактов), условиями которых предусматривается обязательство по выполнению работ (оказанию услуг), их этапов продолжительностью не более одного месяца после оплаты договора (государственного контракта), этапа его исполнения) до 30% суммы договора (государственного контракта), но не более 30% лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год по соответствующему коду бюджетной классификации РФ, если иное не установлено федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства РФ, с последующей оплатой денежных обязательств, возникающих по договорам (государственным контрактам) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг, после подтверждения поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг, предусмотренных такими договорами (государственными контрактами) (их этапов), в объеме произведенных платежей.

Проектом постановления предусматривается распространить действие вышеуказанных изменений на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года.

В Письме Минфина РФ № 02-01-09/5578, Казначейства РФ № 07-04-05/05-91 от 10.02.2015 «Об осуществлении авансовых платежей при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг» сказано, что получатели средств федерального бюджета при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг вправе предусматривать авансовые платежи в порядке, установленном пп. «а» п. 29 Постановления № 1563, с последующей оплатой денежных обязательств, возникающих по названным договорам, после подтверждения поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, предусмотренных такими договорами (государственными контрактами) (их этапов), в объеме осуществленных платежей.

В силу п. 11 Порядка № 87н при санкционировании оплаты денежного обязательства по договору (государственному контракту) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг согласно указанному в заявке на кассовый расход (далее – заявка) номеру ранее учтенного органом Федерального казначейства бюджетного обязательства получателя средств федерального бюджета (далее – бюджетное обязательство) осуществляется проверка соответствия информации, отраженной в заявке, реквизитам и показателям бюджетного обязательства, в том числе на непревышение размера авансового платежа, указанного в заявке, над суммой авансового платежа по бюджетному обязательству с учетом ранее осуществленных авансовых платежей, а также на непревышение обозначенного в заявке авансового платежа над предельным размером авансового платежа, установленным Постановлением № 1563.

При этом в соответствии с п. 14 Порядка № 87н в случае установления органом Федерального казначейства превышения авансового платежа, указанного получателем средств федерального бюджета в заявке, представленной на оплату денежного обязательства по договору (государственному контракту), над предельным размером авансового платежа, предусмотренным Постановлением № 1563, орган Федерального казначейства не позднее двух рабочих дней после отражения операций на соответствующем лицевом счете доводит информацию о данных нарушениях до получателя средств федерального бюджета путем направления ему уведомления о нарушении установленных предельных размеров авансового платежа, а также обеспечивает доведение указанной информации до главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, в ведении которого находится допустивший нарушение получатель средств федерального бюджета, не позднее 10 рабочих дней после отражения операций, вызвавших такие нарушения, на соответствующем лицевом счете.

Таким образом, в случае установления органом Федерального казначейства превышения авансового платежа, указанного получателем средств федерального бюджета в заявке на оплату денежного обязательства по договору (государственному контракту) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг, над предельным размером авансового платежа, предусмотренным Постановлением № 1563, орган Федерального казначейства вправе произвести санкционирование оплаты денежных обязательств получателя средств федерального бюджета, если размер авансового платежа, обозначенный в заявке, не превышает сумму авансового платежа, предусмотренную договором (государственным контрактом) (с учетом ранее осуществленных авансовых платежей).

В каких случаях применяются особые условия перечисления авансовых платежей?

Согласно п. 18 Постановления № 1563 при заключении получателями средств федерального бюджета государственных контрактов (договоров) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг (за исключением государственных контрактов (договоров), заключаемых в рамках реализации государственного оборонного заказа, и государственных контрактов (договоров), исполнение которых подлежит банковскому сопровождению в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд), сумма которых превышает 1 млрд руб., должно предусматриваться условие о перечислении авансовых платежей на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях ЦБ РФ для учета операций со средствами юридических лиц.

Напомним, что в силу ст. 35 Закона о контрактной системе Правительство РФ устанавливает порядок осуществления банковского сопровождения контрактов, включающий в себя в том числе требования к банкам и порядку их отбора, условия договоров, заключаемых с банками, а также требования к содержанию формируемых банками отчетов.

Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, местная администрация определяют случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметами которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд, в форме нормативных правовых актов Правительства РФ, нормативных правовых актов высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальных правовых актов.

Согласно п. 3 Постановления № 963 банковское сопровождение контрактов, предметами которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения федеральных нужд, осуществляется в следующих случаях:

а) в отношении банковского сопровождения контракта, состоящего в проведении мониторинга расчетов в рамках исполнения контракта:

  • контракт, заключаемый в соответствии с ч. 16 ст. 34 Закона о контрактной системе, предусматривает закупку товара или работы (в том числе (при необходимости) проектирование, конструирование объекта, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующее обслуживание, ремонт и (при необходимости) эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта (контракт жизненного цикла) и (или) начальная (максимальная) цена контракта (цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком) превышает 10 млрд руб. (за исключением случая, указанного ниже);
  • цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком на основании актов, изданных в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, превышает 10 млрд руб. и таким актом предусматривается привлечение заказчиком банка в целях банковского сопровождения, а также не установлена обязанность заказчика включить в такой контракт условие об обеспечении его исполнения;

б) в отношении банковского сопровождения контракта, предусматривающего оказание банком услуг, позволяющих обеспечить соответствие принимаемых товаров, работ (их результатов), услуг условиям контракта:

  • цена контракта, заключаемого в целях строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объекта капитального строительства с единственным поставщиком на основании акта, превышает 10 млрд руб. и таким актом не установлена обязанность заказчика включить в контракт условие об обеспечении его исполнения (за исключением случая, приведенного ниже);
  • начальная (максимальная) цена контракта (цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком) превышает 15 млрд руб. и утвержденной государственной программой РФ предусмотрена обязанность привлечь банк в целях банковского сопровождения.

В силу п. 19 Постановления № 1563 перечисление авансовых платежей в указанных выше случаях осуществляется в следующем порядке:

а) суммы авансовых платежей перечисляются на основании платежных документов получателей средств федерального бюджета на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях ЦБ РФ для учета операций со средствами юридических лиц;

б) кассовые операции с указанными средствами осуществляются в порядке, установленном Федеральным казначейством, и учитываются на лицевых счетах для учета операций со средствами юридического лица, не являющегося участником бюджетного процесса, открываемых исполнителям государственных контрактов в территориальных органах Федерального казначейства, в порядке, установленном Федеральным казначейством;

в) основанием для открытия исполнителю государственного контракта лицевого счета является государственный контракт, заключенный им с получателем средств федерального бюджета;

г) проведение кассовых выплат с лицевого счета осуществляется на основании представленного исполнителем государственного контракта в территориальный орган Федерального казначейства платежного документа, оформленного в установленном порядке, при подтверждении исполнителем государственного контракта возникновения денежного обязательства, источником финансового обеспечения которого являются указанные средства;

д) санкционирование оплаты денежного обязательства исполнителя государственного контракта территориальным органом Федерального казначейства осуществляется после проверки наличия документов, подтверждающих денежные обязательства исполнителя государственного контракта и связанных с исполнением его обязательств по государственному контракту, в порядке, предусмотренном Минфином, который должен содержать в том числе условие о запрете перечисления средств юридических лиц, поступивших на лицевые счета, обозначенные в пп. «а» п. 19 Постановления № 1563:

  • на счета, открытые исполнителю государственного контракта в кредитной организации (за исключением случаев оплаты расходов исполнителя государственного контракта в иностранной валюте, расходов исполнителя государственного контракта на оплату труда с учетом начислений и социальных выплат);
  • в качестве взноса в уставный капитал другого юридического лица;
  • в целях размещения указанных средств на депозиты, а также в иные финансовые инструменты.

Суммы авансовых платежей по договору, сумма которого превышает 1 млрд руб., заключаемому исполнителем государственного контракта с соисполнителем, привлекаемым им для исполнения этого государственного контракта, учитываются в порядке, установленном п. 19 настоящего постановления, на лицевом счете, открытом соисполнителю в территориальном органе Федерального казначейства на основании указанного договора.

Необходимо отметить, что приведенные выше положения не применяются в отношении:

  • государственных контрактов, заключенных при осуществлении закупок, извещения об осуществлении которых размещены на официальном сайте Российской Федерации в Интернете для опубликования информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены до 01.01.2015;
  • государственных контрактов, заключенных с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), если извещение о закупке у единственного поставщика размещено на вышеуказанном сайте до 01.01.2015.

Распространяются ли ограничения на бюджетные и автономные медицинские учреждения?

Согласно ст. 6 БК РФ получатели бюджетных средств (средств соответствующего бюджета) – орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право принимать и (или) исполнять бюджетные обязательства от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета.

Поскольку ни бюджетное, ни автономное учреждение здравоохранения не является получателем бюджетных средств, положения Постановления № 1563 на них не распространяются. Таким образом, указанные медицинские учреждения федерального подчинения вправе самостоятельно определять размеры авансовых платежей.

Что касается учреждений субъекта РФ и муниципальных учреждений, то им следует обратить внимание на нормативные документы, изданные органами власти субъектов РФ и муниципальных образований.


[1] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию