Может ли налоговая снять при проверке расходы на ГСМ, если в путевом листе нет отметки о прохождении медосмотра? На какую должность, кроме гендиректора, можно принять учредителя, если ему хочется получать зарплату? Будет ли ФСС оплачивать больничный, который заканчивается смертью работника? Как поступать, если обнаружено, что работник несколько месяцев получал зарплату выше положенного? Можно ли проводить выручку, не имея на руках подписанных заказчиком актов? Ответы на эти вопросы читайте в очередном обзоре форума.
Не снимут ли расходы на ГСМ при проверке?
"В путевых листах отсутствует отметка о прохождении предрейсового осмотра, - описывает ситуацию Аноним. - С точки зрения налоговой проверки это основание для снятия расходов по топливу, или это к налоговой отношения не имеет? Ведь затраты были, путевой оформлен полностью, только нет отметки о медосмотре".
"Не имеет отношения к налоговой", - подтверждает ЮНаталия.
"Это административное или уголовное нарушение, - добавляет Server56. - Налоговики к этому никаким боком не должны касаться. Но сами знаете, они рады и до столба докопаться, если надо штрафных санкций доначислить".
"А подпись механика то же самое? К списанию расходов по топливу не имеет отношения? - уточняет Аноним. - У нас есть только подпись водителя и бухгалтера-расчетчика норм по ГСМ -этих подписей достаточно для списания топлива? Путевых просто очень много".
"Недостаточно, - пишет ЮНаталия. - Подписи должны быть все".
"А почему подпись врача для списания ГСМ не обязательна, а подпись механика, диспетчера, директора обязательна? - недоумевает Аноним. - Врач отвечает за здоровье, механик - за исправность машины (не из одной ли оперы?). Диспетчера у нас нет (надо обязательно кого-то, выполняющего его роль?). Директор есть, конечно, но, может, без его подписи можно, ведь водитель подписал, а бухгалтер расчет сделал?
А если в форме убрать пункты с подписями механика, диспетчера, директора? Или как еще можно уменьшить количество подписей?".
"Объясните директору и механику, что они себя подставляют, - пишет Server56. - В случае ДТП могут и сесть. И второе. Первичный документ оформлен без надлежащих подписей (техосмотр и медосмотр в путевке должны быть)".
"У врача, механика, диспетчера, директора разные функции - потому подпись одного для списания ГСМ не обязательна, а другого - обязательна, - объясняет ЮНаталия. - Путевой лист должен кто-то утвердить. Сам по себе водитель не может ездить. У него должна быть производственная необходимость. Его кто-то должен направить по маршруту. У бухгалтера проверяющая функция".
"Меня сейчас интересует постфактум, то что уже приехало в бухгалтерию, - продолжает Аноним. - И волнует меня вопрос о списании ГСМ. Путевок много, машины работают в основном на объектах, по дорогам мало ездят. Поэтому прошу еще раз объяснить про необходимость подписей механика, диспетчера, директора (во избежание претензий налоговиков)".
"У бухгалтера не совсем проверяющая функция, - считает Server56. - Бух должен принять правильно оформленный первичный документ (путевой лист) и и списать на затраты ГСМ, потраченный на производственные нужды".
"Что значит не совсем? - возмущается ЮНаталия. - То, что он должен принять к учету и т.д., и так понятно, а перед как принять, он должен проверить правильность заполнения".
"Тогда директора оставляем, для обоснования производственной необходимости, - пишет Аноним. - А если утвердил дир, можно за диспетчера директору не расписываться? Тем более что диспетчера нет, директор всех и отправляет".
"Нет в 152 приказе указания на обязательные отметки перечисленных лиц, - замечает Тоня. - Но даты въезда-выезда и одометр проставляются "уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя организации".
Зарплата директору и учредителю
"У нас такая ситуация, - рассказывает Irinajg, - учредитель в единственном числе (организация ООО на общей системе), и назначен генеральный директор - другой сотрудник. Как быть с начислением и выплатой зарплаты? С гендиректором понятно - заключается трудовой договор и з/пл выплачивается в обычном порядке, а как быть с учредителем? С ним же нельзя заключить трудовой договор? А если можно, то какая должность у него должна быть? Ведь учредитель получает дивиденды по итогам деятельности?".
"Можно и нужно с ним заключить трудовой договор, если он работает, - отвечает ZZZhanna. - Должность у него должна быть та, которую он фактически занимает. А что касается дивидендов, то одно другому не мешает".
"Мне в трудовом договоре так и написать, что он принимается на работу на должность учредителя ООО? - сомневается Irinajg. - Что-то здесь не так".
"Соответственно, нельзя заключить трудовой договор, если он не работает", - добавляет mvf.
"Кем конкретно он работает? - спрашивает ZZZhanna. - Какие функции и обязанности выполняет?Учредитель может организовать ООО, назначить директора, и не принимать никакого участия в деятельности этого ООО, а работать совершенно в другой организации, или в другом городе, или вообще жить в другой стране. И только получать дивиденды. А может именно работать - бухгалтером, инженером, водителем, дворником".
"В том то и дело, что он и является по сути руководителем ООО, - объясняет Irinajg, - просто не хотел быть директором, а только учредителем, но хочет, чтобы зарплата у него была! Так кем его назначать? Еще одним директором?".
"В вашем случае все чисто, - успокаивает kiry. - Примите, скажем, как зама гендиректора, договор с ним подпишет гендир".
"Дело в том, что ему нужна зарплата больше, чем у директора, - пишет Irinajg. - Вот видите, как могут заморочить голову нам, бухгалтерам, эти директора, а ты выкручивайся, да чтобы еще все было, как положено по закону. Я тут на форуме как-то читала, что из налоговой прислали письмо, чтобы объяснили, на каком основании зарплату учредителю платили, и дивиденды еще, и сказали убрать сумму зарплаты из налога на прибыль".
"Скорее всего, в описанном случае речь шла о директоре - единственном учредителе, - полагает kiry. - Бред, но к нему надо быть готовым. А у вас другой случай.
Конечно, нехорошо, если по штатному расписанию у зама зарплата больше, чем у гендира. Чтобы выйти на нужную зарплату, зам может работать дополнительно по внутреннему совместительству, или иметь совмещение по ст. 60.2 ТК, или иметь надбавки, скажем, за знание иностранного языка".
"Или генеральный директор может работать на неполную ставку", - добавляет ZZZhanna.
"Обзовите его президентом, например, - предлагает Над.К. - Пусть радуется".
Больничный, который заканчивается смертью работника, не оплачивается ФСС
"На консультации по телефону горячей линии в ФСС 15 мая 2015 был задан вопрос по поводу оплаты больничного листа по временной нетрудоспособности, который заканчивается смертью застрахованного лица, - пишет LenSpb. - Был получен ответ, что данные больничные листы не подлежат оплате с февраля 2015, в связи ответом по запросу ОАО «РЖД», подписанным руководителем департамента Сальниковой.
Кто знает, что это за дело РЖД, которое привело к таким последствиям?".
"http://fss.ru/ru/consultation/10616/6810/19373.shtml, - отвечает mvf. - Хоть и старое, но по сути вроде ничего не изменилось кардинально".
"Неясно, кто писал запрос, кто отвечал на него, - замечает waw. - Если суд здесь никаким боком, то наплевать и забыть об этой частной переписке".
"Вот и я думала, что не изменилось, ан нет, - сетует LenSpb. - С февраля не возмещают".
"Фигня какая-то, - реагирует mvf. - Типа возмещали-возмещали, а потом нацарапали кому-то какой-то ответ и перестали? Бред".
"В ответе упоминалось еще Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 №9 "О судебной практике по делам о наследовании", - пишет LenSpb. - Что пособия не подлежат наследованию. Бред какой-то.
Буду писать официальный запрос в ФСС. А инспектор мне сказала, что мне эта бумажка (их ответ в письменном виде) нужен, чтобы от родственников ею отмахиваться".
"Не подлежат наследованию - бред, - соглашается mvf. - ПП-294 -9. Начисленные суммы пособий, не полученные в связи со смертью застрахованного лица, выплачиваются в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
Ну и ГК-1183 до кучи".
"Я тут написала запрос в ФСС, - сообщает LenSpb. - Может, еще добавить или как-то неправильно?
"На консультации по телефону горячей линии в ФСС 15 мая 2015 был задан вопрос по поводу оплаты больничного листа по временной нетрудоспособности, который заканчивается смертью застрахованного лица.
Был получен ответ, что данные больничные листы не подлежат оплате, в связи ответом по запросу ОАО «РЖД», подписанным руководителем департамента Сальниковой.
Однако, в Федеральном Законе «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ в статье 15 п.5 сказано:
5. Начисленные суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, не полученные в связи со смертью застрахованного лица, выплачиваются в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
А порядок выплат устанавливается статьей 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть третья)" от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 05.05.2014)
Статья 1183. Наследование невыплаченных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию
1. Право на получение подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, стипендий, пособий по социальному страхованию, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с умершим или не проживали.
Просим разъяснить, почему в данном вопросе ФСС руководствуется не Законом, а частным случаем?".
"Я бы не стала расписывать все нюансы Ваших с ними переговоров, - замечает бух2007. - Просто бы написала, что прошу разъяснить порядок оплаты больничного, закончившегося смертью сотрудника".
"Да все правильно описали, - считает GSokolov, - только просить нужно указать основание отказа в выплате пособия, назначенного во время жизни умершего застрахованного лица, его наследникам".
Уменьшаем зарплату в соответствии с законодательством
"Работнику с сентября 2014 года излишне выплачивалась заработная плата в нарушение законодательства, - рассказывает margo46. - По результатам внутреннего контроля это обнаружилось. Вопрос: можно ли с 01.05.2015 просто уменьшить зарплату, приведя ее в соответствие с законодательством, или надо информировать за 2 месяца? Излишне выплаченные деньги будет возмещать бухгалтер.
У работника уменьшится заработная плата, но она уменьшится не в связи с изменением объема работы или т.п., а в связи с соблюдением норм закона".
"Вы из какой страны? - удивляется Аноним. - Это российский форум, и в российском законодательстве нет потолка, а есть минимум начисления".
"Нет такой нормы закона, которая обязывала бы уменьшать заработную плату работника, - пишет GSokolov. - Наоборот, есть нормы, которые запрещают это делать в т.ч. и при нарушении законодательства. Почитайте ст. 137 Трудового кодекса РФ и уясните, что излишне выплаченную заработную плату можно возвратить только за 1 месяц, и то только в случае счетной (арифметической) ошибки. А текущую заработную плату просто начисляйте и выплачивайте в соответствии с трудовым договором, иначе рискуете нарваться на штраф трудинспектора до 50000.
А материальная ответственность работника наступает только в случае виновного противоправного его действия, причем работодатель обязан доказать и вину и противоправность действия. Если в должностной инструкции бухгалтера нет требований, за которые он должен нести материальную ответственность, то как докажете его вину? И размер возмещения ограничен максимум средним месячным заработком. Почитайте еще и раздел XI ТК РФ".
"Страна - Россия, город - Москва, - отвечает margo46. - Средняя школа: у преподавателя - организатора ОБЖ есть учебная нагрузка, например, 15 часов. Однако 9 часов он должен выполнять в счет должностного оклада (приказы Минобразования от 16.03.1993 №66, от 07.06.1993 №235). Ему эти 9 часов оплачивались, т.е. оплачивалось - должностной оклад плюс 15 часов нагрузки. А должны были оплачивать должностной оклад плюс 6 часов нагрузки (15-9). Сейчас это выяснилось - как поступить?".
"Это не счетная ошибка, - пишет kiry, - заставить вернуть или удержать нельзя. Бухгалтеру сделать замечание. Все".
"Вам надо задавать вопрос в разделе бюджетных организаций", - полагает ZZZhanna.
"Это вопрос не по бюджетному учету, а по кадровому, - парирует margo46. - Поэтому я здесь. Мы не с сотрудника удерживать собрались, именно потому что не счетная ошибка, и нет его злого умысла. Но виновное лицо должно быть - кто рассчитывал зарплату. Бухгалтер должна знать нормы законодательства по расчету заработной платы. Кто-то же должен вернуть деньги.
Вопрос - с какого периода можно привести заработную плату в рамки законодательства, надо ли (обязаны ли) за 2 месяца уведомлять, или в этом случае 2 месяца не надо выдерживать?".
"Это не ошибка бухгалтера, а ошибка кадровой службы и завуча, - пишет Аноним. - С кадровика и завуча и удерживайте, т.к. расклад на часы, допчасы дают они. У нас не Москва, и поэтому в школе нет бухгалтеров, всю раскадровку по часам, переработкам и прочее передаем в объединенную бухгалтерию, и только попробуйте им сказать, а письмо такое... Там быстро на место поставят.
В данном случае нет уменьшения зарплаты, а есть уменьшение допчасов. Т.е. если в трудовом договоре стоит 15 тысяч (а это норма+допчасы), то такой договор есть неправильный. Тогда соблюдайте ТК РФ - издается приказ директора привести трудовые договора сотрудников в соответствии с ТК РФ и Приказами Минобрнауки. Объявить выговор кадровому работнику ФИО за несоблюдение норм законодательства, выговор завучу ФИО за неправильные сведения по часам учебной нагрузки преподавателей, передаваемые в бухгалтерию школы. Приводите договора в соответствие, и не надо ждать 2 месяцев. Если в договоре все в порядке, т.е. указаны 9 часов основной нагрузки, то только выговор завучу, и платите оклад плюс допчасы".
"А что, есть отдельное законодательство по расчету зарплаты? - недоумевает GSokolov. - Бухгалтер-то на основании каких-то первичных документов рассчитывал, может, руководство неверно довело до него данные из этих документов. Да и одной противоправности мало, чтобы привлечь к материальной ответственности (а ТС рассматривает именно этот случай, "уменьшая зарплату"), необходимо определить еще и вину в ошибке. Т.е. должностное лицо должно было знать положения законодательства, но сознательно его нарушило. Если у того же бухгалтера не было возможности с нормой закона ознакомиться (нет обязанности в должностной инструкции, в школе нет соответствующего законодательного акта или нет доступа в интернет, не проводилась периодическая учеба или повышение квалификации), вины бухгалтера в ошибке может и не быть. Так что предварительно обязательно нужно провести полное расследование, определить причину и размер ущерба, взять объяснительные с причастных лиц, а уж потом принимать решение о возмещении ущерба.
Привести заработную плату в рамки законодательства можно сразу же, как обнаружилась ошибка. Но я имею ввиду начать рассчитывать правильно, а не начать возмещать ущерб. Работник должен быть уведомлен тогда, когда с него потребуют дать объяснение проступку, а если откажется, составить акт об отказе. Иначе нельзя утверждать, что работник был виновен. Если с момента обнаружения проступка прошло больше месяца, привлечь к ответственности работника уже нельзя, только через суд. После принятия решения (выпуска приказа) о возмещении прямой действительной суммы ущерба начать возмещать его можно из зарплаты при очередном расчете, но удерживать не более 20% зарплаты ежемесячно".
Акты не подписаны: признание выручки или новые акты?
"Частая для нас ситуация, - пишет ekatkol. - Ежемесячно по длительным договорам, или по окончании работ по договору сдаем заказчику акты КС2 и справки КС3 сопроводительным письмом. 70% заказчиков затягивают подписание актов на месяц и даже год (!) без мотивации - просто им так удобно. Некоторые заказчики просят переделать документы датой, которой им удобно.
Только мы у себя реализацию проводим тогда, когда сдаем, если нет мотивированного отказа, так как в этом случае, согласно договора, работа считается принятой.
Правильно ли мы делаем, что проводим выручку, не имея на руках подписанных заказчиком актов?
Сейчас снова заказчик просит переделать акты текущим кварталом, достаточно ли оснований, чтобы ему отказать? Мы передали сопроводительным письмом повторно те же акты, по идее, проблем у них не должно быть, ну признают расходы и НДС к вычету в этом квартале - письмо же у них есть".
"Выделите в договорах пункт про немотивированные неподписания, - советует Svetishe, - что через 7 дней работа считается принятой, и всем потом этим пунктом отвечайте. Но держите руку на пульсе, начальство имеет привычку договориться, а бухгалтеру не сказать ничего, а ты потом ушами хлопаешь".
"А если бы этого пункта в договоре не было, или не будет с каким-то новым заказчиком, как тогда поступать? - интересуется ekatkol. - Работу сдали, акты передали, нам не подписывают и отказа не дают формально. Квартал закрываем без выручки, а потом еще и пени за простой начислить могут, если акты поздним числом сделаем и сдадим? А налоговая потом посмотрит дату сдачи первых актов по письмам, и еще доначислит доход и НДС в исходном квартале".
"Вообще то это пункт из ГК, - замечает Svetishe, - он работает даже, если его нет в договоре. Вы акты как передали? Кто-то мимо шел, закинул, или с сопроводиловкой под подпись?
Дата составления акта и дата его подписания - это разные вещи, ничего вам налоговая по письмам не начислит".
"То есть мы можем документы по реализации создать в 1 квартале, к примеру, последним числом месяца, а провести в другом со старой датой, если в акте будет стоять дата подписания (рукописная)?" - уточняет ekatkol.
"Не можете, а должны", - поправляет Svetishe.
"А вот у нас еще такая ситуация, - продолжает ekatkol, - сдали акты и счет-фактуру Заказчику сопроводительным письмом, в договоре есть пункт про мотивированный отказ. Заказчик хороший и просит акты не проводить, но и отказ не дает, так как работы выполнены в соответствии с требованиями. Как поступить - акты провести в следующем квартале, когда подпишет заказчик? Но ведь работы считаются принятыми согласно договора?
И как быть в таких случаях со счетом-фактурой? Новую делать в следующем квартале или в этом проводить? Но тогда выручка в декларациях будет разная".
"Ну тут уж если договариваетесь с заказчиком, то и все документы приводите в соответствие с договоренностями, - отвечает Svetishe. - И потом, они вам акт не подписали, а вы счет-фактуру выписали? Самоуверенно. Сначала подписанный акт, потом счет-фактура".
"Хорошая идея, - соглашается ekatkol, - но в договоре часто требуют прописать полный комплект документов, в том числе счет-фактуру как условие для приемки работ.
И опять же - ситуация - договоришься с заказчиком, сделаешь документы удобным ему числом. А потом БАЦ - неустойку оплатите за нарушение графика производства работы, или вообще расторжение договора на основании ГПК о нарушении сроков, и возврат аванса. Все эти устные договоренности потом никуда не пришьешь".
"Счет-фактура не может быть основанием для принятия работ, - пишет
. - Вы им выпишете 20 июня, а они работы примут 5 июля, им-то все равно, а вы носитесь, не знаете, что с реализацией, нумерацией и прочим делать. Ситуации разные бывают - не доверяете заказчику, не меняйте документы. Но договориться по-хорошему можно всегда".
Начать дискуссию