Бюджетный учет

Выплата в органах системы ФСКН денежной компенсации взамен выдачи форменной одежды

Нормы действующего законодательства РФ содержат условия и основания выплаты работнику компенсации вместо выдачи положенных ему по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования. В настоящей публикации рассмотрены особенности выплаты данной компенсации в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Источник: Журнал "Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение"

Нормы действующего законодательства РФ содержат условия и основания выплаты работнику компенсации вместо выдачи положенных ему по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования. В настоящей публикации рассмотрены особенности выплаты данной компенсации в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Право на компенсацию

Служба в органах наркоконтроля предусматривает ношение сотрудниками форменной одежды. При переводе сотрудника из одного органа наркоконтроля в другой ему по прежнему месту службы выдается положенное вещевое имущество личного пользования, а имеющееся у него инвентарное имущество сдается на склад. Убывающему сотруднику на основании данных карточки учета материальных средств личного пользования (ф. 3‑вещ) выписывается аттестат на вещевое имущество (ф. 4‑вещ).

Основанием для зачисления на вещевое обеспечение сотрудников по новому месту службы являются вещевой аттестат и приказ органа наркоконтроля о назначении на должность сотрудника.

Форменная одежда выдается по нормам снабжения вещевым довольствием сотрудников 1 – 4, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.10.2013 № 920 «О форменной одежде, знаках различия по специальным званиям и нормах снабжения вещевым довольствием сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ».

Правовые условия начисления компенсации взамен выдачи вещевого имущества приведены в п. 28 Положения о порядке вещевого обеспечения сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Приказом ФСКН РФ от 11.02.2005 № 37 (далее – Положение № 37).

Во-первых, право на получение компенсации имеется у сотрудников органов наркоконтроля, прикомандированных к федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ, и сотрудников организаций, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, которым для выполнения служебных обязанностей необходимо приобретать гражданскую одежду и обувь. Перечень подразделений органов наркоконтроля, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, и должности сотрудников этих подразделений, которым для выполнения служебных обязанностей необходимо приобретать гражданскую одежду и обувь, утверждаются приказом ФСКН. Данные лица имеют право на получение взамен положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования денежной компенсации в размере стоимости указанных предметов.

Во-вторых, право на получение компенсации возникает при увольнении. По своему желанию могут получать денежную компенсацию в размере стоимости предметов вещевого имущества личного пользования, не выданных на день увольнения, сотрудники, увольняемые со службы в органах наркоконтроля по следующим основаниям:

  • по собственному желанию;
  • по достижении предельного возраста;
  • по выслуге срока службы, дающего право на получение пенсии;
  • по окончании срока службы, предусмотренного контрактом;
  • в связи с проведением организационно-штатных мероприятий;
  • в связи с переводом в другой государственный орган;
  • в связи с избранием (назначением) членом Совета Федерации Федерального Собрания, избранием депутатом Госдумы РФ, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, представительного органа местного самоуправления;
  • по состоянию здоровья на основании медицинского заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе в органах наркоконтроля;
  • по болезни на основании медицинского заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах наркоконтроля.

Хотелось бы обратить внимание читателей на следующее важное обстоятельство. Из пункта 28 Положения № 37 следует, что право на компенсацию взамен выдачи форменной одежды имеется и у сотрудников, уволенных по такому основанию, как нарушение (невыполнение) условий контракта сотрудником. Данное основание увольнения предусмотрено пп. 5 п. 142 Указа Президента РФ от 05.06.2003 № 613 «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» (далее – Указ № 613).

Однако, как говорится в п. 28 Положения № 37, право на компенсацию при увольнении на основании пп. 5 п. 142 Указа № 613 возникает в тех случаях, когда увольнение происходит по инициативе сотрудника. Это значит, что рассматриваемое правило относится к прежней редакции пп. 5 п. 142 Указа № 613 (действующей до вступления в силу Указа Президента РФ от 07.06.2013 № 552).

Размер компенсации

В соответствии с п. 132 Указа № 613 сотрудники органов наркоконтроля имеют право на получение взамен положенной по нормам снабжения форменной одежды денежной компенсации в размере, установленном Правительством РФ. Данный вопрос регулируется Постановлением Правительства РФ от 30.08.2014 № 878 «О размере денежной компенсации, выплачиваемой сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ взамен положенной по нормам снабжения форменной одежды» (далее – Постановление № 878).

Согласно п. 2 названного нормативного документа стоимость предметов форменной одежды для выплаты денежной компенсации сотрудникам устанавливается ФСКН на основании закупочных цен.

Особенности правового регулирования данной ситуации заключаются вот в чем. В Постановлении № 878 не указывается, что закупочные цены должны определяться на дату увольнения сотрудника или на дату выплаты компенсации. Поскольку в рассматриваемом постановлении имеется прямая отсылка на право ФСКН определять размер компенсации, на практике закупочные цены доводятся до территориальных органов ФСКН в централизованном порядке и не всегда соответствуют закупочным ценам на дату увольнения или рыночным ценам.

Зачастую сотрудники выражают несогласие с указанным порядком. Подтверждение правильности установления закупочных цен гражданин может получить на официальном сайте, предназначенном для размещения заказов – www.zakupki.gov.ru, – на котором размещена информация о произведенных ФСКН государственных закупках и заключенных государственных контрактах на поставку вещевого имущества. Однако судебная практика по данному вопросу, в общем, складывается в пользу учреждений.

Так, по материалам одного из дел бывший сотрудник управления ФСКН, уволившийся по собственному желанию в 2013 году, обратился в суд с иском к управлению, поскольку цены за единицу вещевого имущества, исходя из которых ему была рассчитана компенсация, не соответствовали рыночным ценам при заключении государственных контрактов. Суд в удовлетворении требований гражданина отказал по следующим основаниям.

В силу п. 14, 15, 18 Положения № 37 вещевое имущество в органах системы ФСКН заготавливается по общему правилу централизованно. Поставка предметов вещевого имущества производится по государственным контрактам (договорам) в соответствии с объемами, предусмотренными в государственном оборонном заказе, утверждаемом Правительством РФ. Истребование вещевого имущества территориальными органами ФСКН осуществляется по отчетам-заявкам, представляемым в Управление материально-технического обеспечения департамента тылового обеспечения ФСКН.

Письмом Департамента тылового и финансового обеспечения ФСКН от 24.12.2012 территориальным органам ФСКН были направлены размеры стоимости предметов вещевого имущества личного пользования для выплаты денежной компенсации работникам с учетом цен, установленных на 2013 год. На основании данных цен и был произведен расчет компенсации.

Как указал суд, представленные уволившимся гражданином сведения о размещении заказов на поставку вещевого имущества и проведении аукционов не свидетельствуют о том, что органом ФСКН неправильно произведен расчет стоимости вещевого имущества, за которое выплачивалась компенсация (Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 23.10.2013 № 33‑3775/2013).

Оформление выплаты компенсации

На основании норм Положения № 37 можно сделать вывод, что основным документом, необходимым для начисления и выплаты компенсации, является справка на выплату денежной компенсации взамен вещевого имущества (ф. 7‑вещ).

В соответствии с п. 41 Положения № 37 справка на выплату денежной компенсации взамен вещевого имущества составляется в двух экземплярах, подписывается начальником подразделения материально-технического обеспечения органа наркоконтроля и лицом, ответственным за ведение учета. Первый экземпляр справки передается соответственно в финансовое подразделение территориального органа (организации) ФСКН, Финансово-экономическое управление Департамента тылового обеспечения ФСКН для выплаты сотруднику денежных средств, а второй экземпляр остается в подразделении материально-технического обеспечения органа наркоконтроля.

На основании справки на выплату денежной компенсации взамен вещевого имущества лицо, ответственное за ведение учета в подразделении материально-технического обеспечения органа наркоконтроля, производит записи в карточке учета материальных средств личного пользования.

Учет компенсации

В настоящее время порядок применения статей (подстатей)
КОСГУ установлен в разд. V Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н. Расходы на выплату денежной компенсации взамен положенных по законодательству предметов форменной одежды необходимо относить на подстатью 212 «Прочие выплаты» КОСГУ.

При увольнении И. И. Иванова из органа ФСКН ему начислена компенсация взамен выдачи форменной одежды в сумме 5 000 руб.

В учете бухгалтеру нужно сделать следующие проводки:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислена работнику денежная компенсация взамен выдачи положенных предметов форменной одежды

1 401 20 212

1 302 12 730

5 000

Выданы денежные средства из кассы

1 302 12 830

1 201 34 610

18

5 000

На сумму компенсации не начисляются налоги и взносы (п. 3 ст. 217 НК РФ, пп. 14 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212‑ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»).

Последствия невыплаты компенсации

Согласно п. 157 Указа № 613 днем окончания службы в органах наркоконтроля считается день исключения сотрудника из списка сотрудников органа наркоконтроля в связи с увольнением со службы. На основании п. 21.2 Инструкции об организации работы по увольнению сотрудников со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденной Приказом ФСКН РФ от 12.04.2005 № 115, соответствующее финансовое подразделение производит выплату всех сумм, причитающихся сотруднику, в день исключения его из списков сотрудников органа наркоконтроля.

Суммы компенсации взамен выдачи форменной одежды могут относиться к числу выплат, причитающихся сотруднику при увольнении. При этом в случае невыплаты компенсации при увольнении бывший сотрудник наркоконтроля может обраться в суд с иском к учреждению.

В соответствии со ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты, по день фактического расчета включительно.

Нет оснований не применять данную статью при несвоевременной выплате компенсации взамен выдачи форменной одежды. Однако актуальным является вопрос, как быть, если компенсация была выплачена несвоевременно в связи с недостаточным финансированием. Ведь в соответствии с п. 3 Постановления № 878 реализацию мероприятий, связанных с выплатой компенсации, надлежит осуществлять в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на текущее содержание ФСКН.

В рассматриваемой ситуации право на получение компенсации за нарушение работодателем установленных в законодательстве сроков у сотрудника сохраняется. Обязанность выплаты денежной компенсации за задержку выплат, причитающихся работодателю, возникает независимо от наличия вины работодателя (ст. 236 ТК РФ).

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию