Зарплата

Расходы на сбор подписей жильцов

Если управляющей компании приходится организовывать общие собрания собственников помещений в МКД, нередко возникает необходимость поквартирного обхода всех жильцов. Это актуально, когда собрание проводится в заочной форме: если собственнику предложить заполнить анкету и тут же вернуть ее представителю УК, больше шансов, что кворум будет обеспечен. К таким обходам УК привлекают граждан по гражданско-правовым договорам. Что нужно учесть при заключении контракта и выплате вознаграждения?

Источник: Журнал "Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение"

Если управляющей компании приходится организовывать общие собрания собственников помещений в МКД, нередко возникает необходимость поквартирного обхода всех жильцов. Это актуально, когда собрание проводится в заочной форме: если собственнику предложить заполнить анкету и тут же вернуть ее представителю УК, больше шансов, что кворум будет обеспечен. К таким обходам УК привлекают граждан по гражданско-правовым договорам. Что нужно учесть при заключении контракта и выплате вознаграждения?

УК как инициатор и (или) организатор общего собрания

В первую очередь необходимо определиться, имеет ли УК право выступать в роли организатора и (или) инициатора общего собрания собственников помещений. От ответа на этот вопрос будут зависеть прежде всего легитимность общего собрания и, как следствие, возможность признания расходов в целях налогообложения (по критерию связи расходов с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, – п. 1 ст. 252 НК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 45 ЖК РФ обязанность проводить годовое общее собрание возложена на собственников помещений. Все остальные собрания считаются внеочередными и могут быть созваны по инициативе любого из данных собственников (ч. 2 ст. 45 ЖК РФ). Опираясь на эту норму, некоторые эксперты считают, что только собственник помещения вправе инициировать общее собрание. Если собрание созывается по инициативе иных лиц (УК, физического лица, не являющегося собственником помещения в данном доме), оно нелегитимно. Такой подход поддерживают некоторые суды общей юрисдикции (см. апелляционные определения Красноярского краевого суда от 24.12.2014 по делу № 33‑12153/2014, от 02.04.2014 по делу № 33‑2972/2014).

Вместе с тем, по мнению автора, позиция по данному вопросу не должна быть столь категоричной. На это есть по крайней мере две причины. Во-первых, собственники не единственные лица, имеющие право (и даже обязанность) созывать общие собрания: такими полномочиями в определенных случаях наделены органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 161.1, ч. 1.1 ст. 165, ч. 6 ст. 170, ч. 4 ст. 200 ЖК РФ). Во-вторых, для решения вопросов, связанных с исполнением договора управления МКД, УК должна иметь возможность обращаться к контрагенту (собственникам помещений) с предложениями. Кроме того, многие из возложенных на УК обязательств не могут быть реализованы без созыва общего собрания, не всегда есть возможность дожидаться инициативы собственников помещений (Постановление ФАС ВВО от 25.04.2014 по делу №А28-9515/2013).

Инициирование проведения собрания по каким‑либо иным вопросам выходит за рамки полномочий УК, поэтому является незаконным. Например, УК не вправе созывать собрание собственников помещений для выбора способа управления, расторжения договора управления с прежней УК, утверждения условий договора управления и пр. (Апелляционное определение Иркутского областного суда от 23.10.2013 по делу № 33‑8632/13). Точно так же нельзя принудить УК провести собрание для согласования размещения на общем имуществе оборудования связи (Постановление ФАС ПО от 21.11.2013 по делу №А65-7084/2013).

Очевидно, когда УК инициирует проведение собрания, она его и организует, значит, именно она несет соответствующие расходы. Определить, соблюдается ли критерий из п. 1 ст. 252 НК РФ в отношении таких расходов, можно путем изучения повестки дня собрания. Если из вынесенных на нее вопросов усматривается экономическая цель УК, проблем быть не должно. Между тем, если собрание будет признано нелегитимным, есть риск исключения расходов из расчета налоговой базы: УК изначально превысила свои полномочия и не была вправе проводить собрание, оно не могло дать никаких результатов для деятельности по управлению МКД.

Жилищный кодекс регламентирует процедуру проведения общего собрания, но не уточняет, кто именно должен ее реализовывать: собственники помещений или иные заинтересованные лица. По­этому вполне возможна такая ситуация: в роли инициатора общего собрания выступает собственник помещения (к примеру, председатель совета МКД, с которым у УК налажено сотрудничество), а все остальные заботы берет на себя УК. Это решение соответствует экономическим интересам УК, если вопросы, предлагаемые к рассмотрению на общем собрании, связаны с исполнением действующего договора управления, то есть усматривается экономическая цель действий УК. Во всех остальных случаях расходы на организацию общего собрания можно признать при налогообложении, если в договоре управления предусмотрены соответствующие полномочия УК (см. пп. «г» п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению МКД, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416).

Таким образом, осторожным УК следует создать такие условия, чтобы проведение общего собрания инициировал председатель совета МКД (или любой другой собственник помещения), а в договоре управления было условие о возложении на УК обязанности организовывать общие собрания. В этом случае расходы на организацию общего собрания напрямую связаны с деятельностью УК, направленной на получение дохода.

К сведению

Планируется, что в ближайшем будущем (с 01.07.2016 – во всех регионах) с помощью государственной информационной системы ЖКХ общие собрания будут проводиться через Интернет, что может существенно сократить расходы организаторов собраний. Подробнее о процедуре можно прочитать в ст. 47.1 ЖК РФ. Тем не менее нужно отдавать себе отчет в том, что далеко не все слои населения пользуются Интернетом и, что важнее, еще большее количество граждан не мотивированы участвовать в общих собраниях в доме. Именно в этих случаях поквартирный обход имеет существенные преимущества в целях обеспечения кворума собрания.

Условие договора о вознаграждении

Как правило, при заключении с физическим лицом договора возмездного оказания услуг по доставке до собственников помещений бюллетеней для голосования и сбору уже заполненных листов вознаграждение устанавливается в расчете на один лист голосования. Здесь нужно помнить, что размер вознаграждения нельзя ставить в зависимость от достижения необходимого УК результата (голосования определенным образом). Это следует из Постановления КС РФ от 23.01.2007 № 1‑П, согласно которому не соответствует закону условие договора возмездного оказания правовых услуг, ставящее размер оплаты услуг в зависимость от решения суда, которое будет принято в будущем. Несмотря на то, что суд рассматривал конкретный договор – договор оказания правовых услуг, сделанные в постановлении выводы можно применить к любому виду договора возмездного оказания услуг. Так, в постановлении отмечено: предметом данного договора является совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности исполнителем, а не достижение результата, ради которого он заключается, поскольку такой результат не всегда достижим, в том числе в силу объективных причин.

Оформление документов

Насущным является вопрос о необходимости выполнения акта об оказании услуг физическим лицом по договору для целей признания расходов и составления бухгалтерских записей. В общем случае акт об оказании услуг не является обязательным документом: расходы вполне можно признать на основании договора, расчетных и платежных документов.

УК же важно подтвердить размер вознаграждения, обусловленный количеством заполненных собственниками помещений листов для голосования. Поэтому подтверждающим расходы документом может быть акт приема-передачи заполненных листов для голосования от исполнителя счетной комиссии. Обратим внимание, что передавать листы надо именно счетной комиссии, ведь именно она, а не УК будет подводить итоги голосования. В связи с этим представляется целесообразным на основе такого акта приема-передачи все же составить акт об оказании услуг исполнителем заказчику. В нем должны быть указаны реквизиты, необходимые в силу ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете».

Квалификация расходов

Рассматриваемые расходы прямо не названы ни в Налоговом кодексе, ни в бухгалтерских стандартах. Тем не менее при условии их фактического осуществления, наличия подтверждающих документов есть все основания признавать их в учете.

Представляется, что эти расходы прямо связаны с деятельностью по оказанию услуг по управлению МКД. В бухгалтерском учете их следует относить на соответствующий субсчет, открытый к счету 20 «Основное производство». Это очевидный вывод в ситуации, когда в договоре управления предусмотрена обязанность УК организовывать общие собрания собственников помещений. Если же договором подобные обязательства УК не установлены и она берет на себя расходы на организацию только тех собраний, которые необходимы ей для надлежащего исполнения договора управления, все равно эти расходы осуществляются в рамках договора управления, для деятельности по планированию, организации, выполнению тех или иных процедур и процессов, направленных на достижение целей управления домом.

С точки зрения налогообложения данные затраты, по мнению автора, следует отнести к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Соответственно, на УСНО они не уменьшают признанные при налогообложении доходы, поскольку отсутствуют в закрытом списке, приведенном в ст. 346.16 НК РФ.

Страховые взносы

Выплаты по гражданско-правовому договору, предметом которого являются выполнение работ, оказание услуг, начисляемые организацией в пользу физического лица, признаются объектом обложения страховыми взносами в силу ч. 1 ст. 7 Закона № 212‑ФЗ[1]. В общем случае тарифы страховых взносов в 2015 году составляют (ч. 1.1 ст. 58.2 Закона № 212‑ФЗ):

  • 22% – в ПФР;
  • 5,1% – в ФФОМС.

Обратим особое внимание, что в базу для начисления страховых взносов в ФСС (2,9%) не включаются любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера (п. 2 ч. 3 ст. 9 Закона № 212‑ФЗ). В силу п. 1 ст. 5, п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 125‑ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» выплаты, начисляемые в пользу физических лиц на основании гражданско-правовых договоров, облагаются страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, только если страхователь (организация – заказчик по договору) обязан уплачивать эти взносы в соответствии с условиями гражданско-правового договора. По умолчанию такое условие в договор не включается.

Итак, на вознаграждение по договору возмездного оказания услуг следует начислить страховые взносы исходя из суммарного тарифа 27,1%.

НДФЛ

Доход, полученный физическим лицом от российской организации, признается объектом обложения НДФЛ (ст. 209 НК РФ). При этом организация выполняет функции налогового агента (п. 1, 2 ст. 226 НК РФ). Это означает, что необходимо исчислить налог (по общей ставке 13%) и удержать его при выплате вознаграждения. При этом организация обязана перечислить в бюджет сумму исчисленного и удержанного НДФЛ не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо (по его поручению) на счета третьих лиц в банках (п. 6 ст. 226 НК РФ).

Пример

Согласно договору управления на УК возложена обязанность по организации общих собраний собственников помещений в МКД. УК привлекла по договору возмездного оказания услуг председателя совета МКД для поквартирного обхода собственников помещений в доме с целью сбора заполненных листов для голосования в рамках проведения общего собрания собственников помещений в МКД в заочной форме. Вознаграждение составило 100 руб. за один корректно заполненный лист. Сам же председатель совета МКД является председателем счетной комиссии собрания, поэтому он предъявляет собранные бюллетени представителю УК. В марте 2015 года было проведено собрание по вопросу смены владельца специального счета, на котором формируется фонд капитального ремонта дома: с регионального оператора на УК. После пересчета листов (156 шт.) был составлен акт об оказании услуг на сумму 15 600 руб.

В рабочем плане счетов УК к счету 20 «Основное производство» открыт субсчет 20‑3 «Управление МКД», к счету 68 «Расчеты по налогам» – субсчет 68‑2 «НДФЛ».

В бухгалтерском учете будут составлены следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислено физическому лицу вознаграждение за оказанные услуги

20‑3

76‑5

15 600

Начислены страховые взносы в ПФР и ФФОМС

(15 600 руб. х 27,1%)

20‑3

69

4 228

Удержан НДФЛ

(15 600 руб. х 13%)

76‑5

68‑2

2 028

Выплачено вознаграждение наличными

(15 600 ‑ 2 028) руб.

76‑5

50

13 572

* * *

Если у УК есть необходимость в организации общего собрания собственников помещений и она несет в связи с этим расходы, ей нужно быть готовой доказать связь данных расходов с деятельностью по управлению МКД. Эта связь очевидна, если договором управления на УК возложены соответствующие полномочия (по организации собрания собственников помещений) или на повестку дня выносятся вопросы, связанные с исполнением действующего договора управления. В остальных случаях расходы УК на проведение собрания могут быть признаны не связанными с предпринимательской деятельностью, особенно когда УК выступила в роли инициатора проведения собрания по вопросам, не связанным с исполнением договора управления. Определение обязательств УК перед бюджетом, а также бухгалтерский учет операций не вызовут трудностей.


[1] Федеральный закон от 24.07.2009 № 212‑ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Начать дискуссию