Должно ли медицинское учреждение вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения медицинских отходов? Ответ на этот вопрос мы приведем в статье с учетом норм действующего законодательства.
Согласно ст. 1 Закона об охране окружающей среды[1] негативное воздействие на окружающую среду – воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Обращаем ваше внимание, что до 31 декабря 2016 года юридические лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, определенном ст. 69.2 Закона об охране окружающей среды.
Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в соответствии с п. 6 ст. 2 Закона об охране окружающей среды регулируются:
- законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;
- законодательством об охране здоровья;
- иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.
В силу ст. 22 Федерального закона № 52‑ФЗ[2] отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Медицинские отходы, образующиеся в процессе медицинской деятельности учреждений здравоохранения, оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, так как в их состав входят химические, токсические и иные вещества и микроорганизмы.
В соответствии с п. 1 ст. 49 Федерального закона № 323‑ФЗ[3] к медицинским отходам относятся все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические отходы, образующиеся в процессе осуществления медицинской и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, а также деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях.
Пунктом 3 ст. 49 Федерального закона № 323‑ФЗ определено, что медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения вопросы обращения с медицинскими отходами регулируются СанПиН 2.1.7.2790-10[4].
Согласно п. 1.2 СанПиН 2.1.7.2790-10 устанавливаются обязательные санитарно-эпидемиологические требования:
- к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и (или) фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур (далее – медицинские отходы);
- к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами;
- к санитарно-противоэпидемическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами.
Федеральным законом № 323‑ФЗ, а также п. 2.1 СанПиН 2.1.7.2790-10 определена классификация медицинских отходов по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания – по классам опасности (А – Д):
- класс А – эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;
- класс Б – эпидемиологически опасные отходы;
- класс В – чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;
- класс Г – токсикологически опасные отходы 1 – 4‑го классов опасности;
- класс Д – радиоактивные отходы.
Иной классификации для медицинских отходов не предусмотрено.
Вместе с тем правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду установлены Федеральным законом № 89‑ФЗ[5].
При этом под размещением отходов понимаются их хранение и захоронение. Хранение отходов – складирование отходов в специализированных объектах сроком более 11 месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения. Захоронением признается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду. Объектами размещения отходов являются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и др.) и включающие в себя объекты хранения и объекты захоронения отходов.
Статьей 4.1 Федерального закона № 89‑ФЗ установлено, что в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду отходы подразделяются на пять классов опасности (I – V классы):
- I класс – чрезвычайно опасные отходы;
- II класс – высокоопасные отходы;
- III класс – умеренно опасные отходы;
- IV класс – малоопасные отходы;
- V класс – практически неопасные отходы.
Исходя из вышесказанного, медицинские отходы имеют классификацию опасности, отличную от классификации отходов, установленной Федеральным законом № 89‑ФЗ.
Кроме того, утвержденный Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 Федеральный классификационный каталог отходов включает группу 7 47 800 00 00 0 «Отходы при обезвреживании биологических и медицинских отходов». Иными словами, указанный каталог содержит только отходы, полученные после обеззараживания медицинских отходов.
По мнению Минприроды, если медицинские отходы после соответствующих обработки и обеззараживания утратили эпидемиологическую и токсикологическую опасность, в отношении таких отходов возможно применение положений Федерального закона № 89‑ФЗ, а также нормативных правовых актов Минприроды (Письмо от 12.02.2015 № 12-50/1025‑ОГ).
При этом п. 2 ст. 2 Федерального закона № 89‑ФЗ установлено, что отношения в области обращения с медицинскими отходами регулируются соответствующим законодательством РФ. Поэтому в настоящее время нормы данного закона не применяются к отношениям в области обращения медицинских отходов.
Вместе с тем для четкого установления области исполнения требований природоохранного законодательства (в частности, Федерального закона № 89‑ФЗ) медицинскими организациями, в том числе лечебно-профилактическими учреждениями, Минприроды подготовило и направило в Роспотребнадзор предложения для их внесения в Федеральный закон № 323‑ФЗ и СанПиН 2.1.7.2790-10.
После вступления в силу указанных изменений будут приведены в соответствие с установленными требованиями ведомственные акты с целью их распространения на определенный вид медицинских отходов.
В настоящее время Минприроды в Письме № 12-50/1025‑ОГ дает следующие разъяснения.
Законодательством РФ требования к получению лицензий на деятельность по обезвреживанию и размещению медицинских отходов, оформлению паспортов медицинских отходов, разработки проектов нормативов образования медицинских отходов и лимитов на их размещение, расчет и внесение платы за негативное воздействие на окружающую природную среду при размещении медицинских отходов не установлены.
На основании вышеизложенного в настоящее время действие норм Федерального закона № 89‑ФЗ, а также нормативных правовых актов Минприроды в области обращения с отходами не распространяется на медицинские отходы.
Таким образом, до внесения поправок в нормативные правовые акты плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении медицинских отходов не взимается.
[1] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7‑ФЗ «Об охране окружающей среды».
[2] Федеральный закон от 30.03.1999 № 52‑ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
[3] Федеральный закон от 21.11.2011 № 323‑ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
[4] СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 № 163.
[5] Федеральный закон от 24.06.1998 № 89‑ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Источник: Журнал "Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение"
Начать дискуссию