Торговая организация понесла расходы на создание рекламного видеоролика, предназначенного для размещения на телевидении (получила исключительное право на аудиовизуальное произведение). В каком порядке указанные расходы учитываются в целях налогообложения прибыли?
Затраты на изготовление рекламного видеоролика образуют объект НМА и признаются через механизм амортизации. Срок полезного использования определяется организацией самостоятельно, однако он не может составлять менее двух лет (в случае если организация получила исключительные права на видеозапись после 01.01.2014). Нормированию указанные расходы не подлежат.
В соответствии с пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся в том числе расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая расходы на участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ.
В абзаце 2 п. 4 ст. 264 НК РФ в числе рекламных расходов поименованы расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе передача по телевидению), информационно-телекоммуникационные сети, при видеообслуживании. Абзацем 5 этого же пункта установлено, что в целях налогообложения прибыли указанные расходы не подлежат нормированию. К числу данных расходов, по нашему мнению, можно отнести и расходы на создание рекламного видеоролика, если конечная цель его создания – размещение на телевидении (Постановление ФАС СЗО от 10.07.2014 по делу № А44-4952/2013). Но не все так просто…
Начиная с 1 января 2014 года исключительное право на аудиовизуальное произведение[1] в целях налогообложения прибыли признается нематериальным активом (пп. 7 п. 2 ст. 257 НК РФ в редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 215-ФЗ) (напомним, что под НМА понимаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев)).
В отношении пп. 7 п. 2 ст. 257 НК РФ действует положение абз. 2 п. 2 ст. 258 НК РФ, согласно которому налогоплательщик вправе самостоятельно определить срок полезного использования исключительного права на аудиовизуальное произведение, однако он не может быть менее двух лет. Напомним, что нематериальные активы включаются в амортизационные группы исходя из срока полезного использования. Первоначальная стоимость амортизируемых НМА определяется как сумма расходов на их приобретение (создание) и доведение их до состояния, в котором они пригодны для использования, за исключением НДС и акцизов.
Таким образом, расходы на создание рекламного видеоролика образуют объект НМА (при условии, что организации принадлежит исключительное право на этот объект). Его стоимость погашается посредством начисления амортизации (Письмо Минфина РФ от 23.03.2015 № 03‑03‑06/1/15750).
Обратим внимание, что указанный порядок действует только в отношении НМА, созданных после 01.01.2014 (Письмо Минфина РФ от 25.11.2013 № 03‑03‑06/1/50585). Ранее применялись иные правила: срок полезного использования объекта НМА определялся исходя из срока действия патента, свидетельства и (или) исходя из других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности, а также исходя из полезного срока использования НМА, обусловленного соответствующими договорами. По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы амортизации устанавливались в расчете на 10 лет.
Поэтому до 01.01.2014 между налоговыми инспекторами и организациями неоднократно вспыхивали споры относительно того, образуют ли указанные расходы объект НМА (соответственно, возникает ли объект амортизируемого имущества). В частности, разногласия возникали при определении срока полезного использования (напомним, что для признания объекта нематериальным активом (амортизируемым имуществом) необходимо установить его использование в деятельности организации в течение длительного времени, то есть более 12 месяцев, в связи с чем вопрос о фактическом сроке использования видеоролика являлся ключевым). Приведем два примера из арбитражной практики.
Реквизиты постановлений |
Выводы судей, относящиеся к периоду до 01.01.2014 |
Постановление ФАС ВСО от 04.10.2013 по делу № А78-10238/2012 |
Созданный рекламный видеоролик как объект авторского права был приобретен для участия в выставке и не мог быть использован более одного года, так как с течением времени у организации появлялись новые способы и средства привлечения клиентов, новая продукция, соответственно, имело место его моральное устаревание. Следовательно, расходы на создание видеоролика не образовали объекта НМА, а понесенные затраты могли быть учтены единовременно |
Постановление ФАС СЗО от 09.01.2007 по делу № А56-948/2006 |
Изготовленный по заказу налогоплательщика рекламный видеоролик мог использоваться в рекламной кампании налогоплательщика не более шести месяцев, а фактически использовался в течение апреля – июня, то есть менее 12 месяцев, следовательно, он не являлся НМА. Поскольку видеоролик, содержащий информацию о товарах налогоплательщика, являлся рекламным продуктом, налогоплательщик обоснованно включил затраты на его изготовление в состав расходов при исчислении налога на прибыль единовременно |
[1] Понятие аудиовизуальных произведений включает в себя кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.
Источник: Журнал "Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение"
Начать дискуссию