НДФЛ

НДФЛ: новшества, введенные Федеральным законом от 02.05.2015 № 113-ФЗ

Федеральным законом от 02.05.2015 № 113-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательст ва о налогах и сборах» (далее – Федеральный закон № 113-ФЗ) предусмотрено введение для налоговых агентов ежеквартальной формы отчетности, при этом установлены новые виды ответственности за несвоевременное ее представление.

Федеральным законом от 02.05.2015 № 113-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах»[1] (далее – Федеральный закон № 113-ФЗ) предусмотрено введение для налоговых агентов ежеквартальной формы отчетности, при этом установлены новые виды ответственности за несвоевременное ее представление, а также за представление неполных и недостоверных сведений. Кроме того, законом уточнена дата признания дохода в целях исчисления НДФЛ, а также скорректирован порядок исполнения налоговым агентом обязанностей по исчислению, удержанию и уплате налога.

Введение ежеквартальной отчетности по НДФЛ

Поправки, предусматривающие введение ежеквартальной отчетности по НДФЛ, вступят в силу 1 января 2016 года (п. 3 ст. 4 Федерального закона №113-ФЗ). По мнению законодателей, введение такой отчетной формы позволит налоговым органам оперативно проводить камеральные налоговые проверки правильности исчисления и удержания налоговыми агентами сумм НДФЛ и свое­временно привлекать их к ответственности.

Действующей редакцией п. 2 ст. 230 НК РФ установлено, что налоговые агенты должны представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ за этот налоговый период налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Пунктом 3 ст. 2 Федерального закона №113-ФЗ п. 2 ст. 230 НК РФ изложен в новой редакции. Согласно внесенным поправкам налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета:

  • документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджетную систему РФ за этот налоговый период (далее – документ, содержащий сведения о доходах), по каждому физическому лицу. Такой документ представляется ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;
  • расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, за I квартал, полугодие, девять месяцев (далее – расчет сумм НДФЛ). Он представляется не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год – не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

К сведению

Пункт 5 ст. 1 Федерального закона №113-ФЗ дополнил п. 1 ст. 80 «Налоговая декларация» НК РФ абзацем следующего содержания: расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, представляет собой документ, содержащий обобщенную налоговым агентом информацию в целом по всем физическим лицам, получившим доходы от налогового агента (обособленного подразделения налогового агента), о суммах начисленных и выплаченных им доходов, предоставленных налоговых вычетах, об исчисленных и удержанных суммах налога, а также других данных, служащих основанием для исчисления налога.

В связи с введением новой отчетной формы законодатели уточнили порядок представления отчетности в налоговые органы:

  • налоговые агенты – российские организации, имеющие обособленные подразделения, направляют и документ, содержащий сведения о доходах, и расчет сумм НДФЛ в отношении физических лиц, получивших доходы от таких обособленных подразделений, в налоговые органы по месту их нахождения;
  • налоговые агенты – организации, отнесенные к категории крупнейших налогоплательщиков, представляют документ, содержащий сведения о доходах, и расчет сумм НДФЛ (в том числе в отношении физических лиц, получивших доходы от обособленных подразделений указанных организаций) либо в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика, либо в налоговый орган по месту учета такого налогоплательщика по соответствующему обособленному подразделению (отдельно по каждому обособленному подразделению);
  • налоговые агенты – индивидуальные предприниматели, которые состоят в налоговом органе на учете по месту осуществления деятельности в связи с применением системы налогообложения в виде ЕНВД и (или) ПСН, представляют документ, содержащий сведения о доходах, и расчет сумм НДФЛ в отношении наемных работников в налоговый орган по месту своего учета в связи с ведением такой деятельности.

К сведению

Документ, содержащий сведения о доходах, и расчет сумм НДФЛ направляются налоговыми агентами в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. При численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 25 человек налоговые агенты могут представлять указанные документ и расчет на бумажных носителях. До внесения поправок Федеральным законом №113-ФЗ сведения о доходах физических лиц и суммах НДФЛ могли быть поданы на бумажных носителях при численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 10 человек.

Введение новых видов ответственности за нарушения, связанные  с представлением отчетности по НДФЛ

Штраф за непредставление налоговым агентом в налоговые органы в установленный срок документов и иных сведений. Согласно п. 1 ст. 126 НК РФ за данное нарушение предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.

Однако за непредставление расчета сумм НДФЛ предусмотрен штраф в более высоком размере. В силу нового п. 1.2 ст. 126 НК РФ непредставление налоговым агентом в установленный срок расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа с налогового агента в размере 1 000 руб. за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления.

Штраф за представление недостоверных сведений. Пунктом 8 ст. 1 Федерального закона №113-ФЗ текст гл. 16 «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение» НК РФ был дополнен ст. 126.1 «Представление налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения». На основании п. 1 новой статьи представление налоговым агентом налоговому органу документов, предусмотренных Налоговым кодексом, содержащих недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 500 руб. за каждый представленный документ, содержащий недостоверные сведения.

При этом налоговый агент освобождается от ответственности, установленной ст. 126.1 НК РФ, если им самостоятельно выявлены ошибки и представлены налоговому органу уточненные документы до момента, когда налоговый агент узнал об обнаружении налоговым органом недостоверности содержащихся в представленных им документах сведений (п. 2 данной статьи).

Приостановление операций по счетам. Подпунктом «б» п. 4 ст. 1 Федерального закона №113-ФЗ ст. 76 «Приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей» НК РФ дополнена п. 3.2. Согласно данному пункту руководителем (заместителем руководителя) налогового органа принимается решение о приостановлении операций налогового агента по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств в случае непредставления этим налоговым агентом расчета сумм НДФЛ в налоговую инспекцию в течение 10 дней по истечении установленного срока подачи такого расчета.

Внесенными поправками предусмотрено, что решение налогового органа о приостановлении операций налогового агента по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств отменяется решением этого налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем представления данным налоговым агентом расчета сумм НДФЛ.

Определение даты фактического получения дохода в целях исчисления НДФЛ

На основании п. 1 ст. 223 НК РФ в целях применения гл. 23 НК РФ дата фактического получения дохода определяется как день:

  1. выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо (по его поручению) на счета третьих лиц, – при получении доходов в денежной форме;
  2. передачи доходов в натуральной форме – при их получении в натуральной форме;
  3. уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным (кредитным) средствам, приобретения товаров (работ, услуг), ценных бумаг – при получении доходов в виде материальной выгоды.

Исключения из названного порядка определения даты фактического получения дохода содержатся в п. 2 – 5 ст. 223 НК РФ. В частности, при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).

Федеральным законом №113-ФЗ в п. 1 ст. 223 НК РФ были введены новые положения. В силу новых пп. 4 – 6 дата фактического получения дохода определяется следующим образом:

  • для зачета встречных однородных требований, списания в установленном порядке безнадежного долга с баланса организации доход признается полученным в день совершения соответствующих событий;
  • для командировочных расходов с 2016 года предусмотрены особые правила определения даты получения дохода: это последний день месяца, в котором утвержден авансовый отчет после возвращения работника из командировки. Напомним, что в настоящее время датой получения дохода признается дата утверждения авансового отчета. При этом, если командировочные расходы номинированы в иностранной валюте, для целей НДФЛ понесенные расходы будут пересчитываться в рубли по официальному курсу ЦБ РФ, установленному на последнее число месяца, а для целей налога на прибыль – на дату утверждения авансового отчета (пп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ), что будет влиять на налогообложение вследствие изменения курса валют;
  • датой получения дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств, которая выражается в экономии заемщика на процентах за пользование средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей (ст. 212 НК РФ), будет признаваться последний день каждого месяца в течение срока, на который были предоставлены заемные (кредитные) средства (новый пп. 7 п. 1 ст. 223 НК РФ). В настоящее время материальная выгода определяется на дату уплаты процентов. То есть по договорам займа, выданным до 2016 года, материальная выгода с 1 января 2016 года будет определяться на 31.01.2016, 29.02.2016 и т. д.

К сведению

Федеральным законом №113-ФЗ не урегулирован вопрос о дате получения дохода в виде материальной выгоды при беспроцентных займах. Возможно, в данной ситуации также следует применять правила пп. 6 п. 1 ст. 223 НК РФ, то есть определять материальную выгоду по беспроцентным займам на последний день каждого месяца.

Изменения в порядке уплаты НДФЛ

Согласно действующей редакции п. 3 ст. 226 НК РФ исчисление сумм налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

Сумма налога применительно к доходам, в отношении которых применяются иные налоговые ставки, исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику.

Новой редакцией абз. 1, 2 п. 3 ст. 226 НК РФ предусмотрено, что НДФЛ исчисляется налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со ст. 223 НК РФ, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам (за исключением доходов от долевого участия в организации), в отношении которых применяется налоговая ставка 13%. А сумма налога применительно к доходам, в отношении которых применяются иные налоговые ставки, а также к доходам от долевого участия в организации исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику.

Удержание НДФЛ производится при фактической выплате дохода в денежной форме (п. 4 ст. 226 НК РФ). При выплате налогоплательщику дохода в натуральной форме или получении им дохода в виде материальной выгоды исчисленная сумма налога удерживается налоговым агентом за счет любых доходов, выплачиваемых им налогоплательщику в денежной форме. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплачиваемого дохода в денежной форме.

Суммы исчисленного и удержанного налога налоговые агенты обязаны будут перечислять не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода (новая редакция п. 6 ст. 226 НК РФ).

К сведению

По сравнению с действующей редакцией НК РФ срок перечисления НДФЛ стал единым: при выплате налогоплательщику доходов в виде пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком) и в виде оплаты отпусков налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее последнего числа месяца, в котором производились такие выплаты.

Кроме того, Федеральным законом №113-ФЗ уточнены обязанности организации по уплате налога по месту нахождения обособленного подразделения (абз. 3 п. 7 ст. 226 НК РФ). В действующей редакции сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого обособленного подразделения. В новой редакции уплата налога должна осуществляться исходя из сумм доходов физических лиц по всем договорам, заключенным с обособленным подразделением (а не только по трудовым договорам).

К сведению

Сообщение о невозможности удержать налог и сумме неудержанного налога нужно будет направлять в налоговый орган до 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а не до 1 февраля (п. 5 ст. 226 НК РФ). Поскольку после сообщения о невозможности удержания налога обязанность налогового агента по удержанию НДФЛ прекращается, утрачивает силу п. 2 ст. 231 НК РФ, предписывающий налоговым агентам производить взыскание задолженности с физических лиц до ее полного погашения.

В заключение перечислим основные новшества, введенные Федеральным законом №113-ФЗ:

  • с 1 января 2016 года налоговым агентам надо будет помимо документа, содержащего сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджетную систему РФ за этот налоговый период (до внесения поправок – сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ за этот налоговый период налогов), ежеквартально представлять расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом;
  • предусмотрены новые виды ответственности: штраф за непредставление (несвоевременное представление) в налоговый орган расчета сумм НДФЛ в размере 1 000 руб., штраф за представление недостоверных расчетов сумм НДФЛ и (или) сведений о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ в размере 500 руб. за каждый документ, содержащий недостоверные сведения, приостановление операций налогового агента по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств в случае непредставления расчета сумм НДФЛ в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока подачи такого расчета;
  • уточнен порядок определения даты фактического получения дохода для зачета встречных однородных требований, списания в установленном порядке безнадежного долга с баланса организации, для командировочных расходов, а также для дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств, которая выражается в экономии заемщика на процентах за пользование средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей;
  • скорректирован порядок исполнения налоговым агентом обязанностей по исчислению, удержанию и уплате налога.

[1] Опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 02.05.2015.

Источник: Журнал "Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение"

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию