Банковские карты

Оплата банковскими картами в аптеке

Сегодня никто уже не удивится, увидев у гражданина банковскую карту. Банковские кар-ты получили достаточно широкое распространение при расчетах, в том числе при соверше-нии покупок в аптеках.

Сегодня никто уже не удивится, увидев у гражданина банковскую карту. Банковские карты получили достаточно широкое распространение при расчетах, в том числе при совершении покупок в аптеках.

В связи с распространением безналичных расчетов и продвижением их со стороны государства у аптечных организаций возникает вопрос, обязаны ли они предоставлять возможность своим покупателям расплатиться банковской картой в каждой аптеке и аптечном пункте. О том, как урегулирован данный вопрос действующим законодательством, читайте в предложенном материале.

Предоставление покупателям возможности оплаты банковскими картами

С 5 мая 2014 года Закон РФ от 07.02.1992 № 2300‑1 «О защите прав потребителей» был дополнен ст. 16.1 «Формы и порядок оплаты при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг)». Изменения были внесены Федеральным законом от 05.05.2014 № 112‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Поправки ввели для продавцов новую обязанность по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.

Было установлено, что оплата товаров (работ, услуг) может производиться потребителем в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем расчетов через субъектов национальной платежной системы, осуществляющих оказание платежных услуг в соответствии с законодательством РФ о национальной платежной системе, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ.

Обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) считаются исполненными в размере внесенных денежных средств в зависимости от способа оплаты в следующих случаях:

  • при оплате товаров (работ, услуг) наличными денежными средствами – с момента внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю) либо платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц;
  • при оплате товаров (работ, услуг) путем перевода предоставляемых потребителем наличных денежных средств без открытия банковского счета – с момента внесения потребителем наличных денежных средств кредитной организации либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющим деятельность в соответствии с законодательством РФ о национальной платежной системе;
  • при оплате товаров (работ, услуг) путем перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов – с момента подтверждения его исполнения обслуживающей потребителя кредитной организацией (в сумме, указанной в распоряжении о переводе денежных средств).

Обратите внимание:

При оплате товаров (работ, услуг) продавцу (исполнителю) запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов.

Введена обязанность предоставить покупателю возможность оплаты банковской картой, а также установлена ответственность за возникшие у потребителя убытки в случае нарушения данной обязанности.

Отметим, что содержание терминов «национальные платежные инструменты» и «национальная система платежных карт», используемых в ст. 16.1 Закона РФ № 2300‑1, раскрывается в положениях Федерального закона от 27.06.2011 № 161‑ФЗ «О национальной платежной системе».

Согласно п. 2 ст. 30.1 Федерального закона № 161‑ФЗ национальные платежные инструменты – это платежные карты и иные электронные средства платежа, предоставляемые клиентам участниками национальной системы платежных карт (НСПК) по установленным правилам. В силу п. 1 ст. 30.1 Федерального закона № 161‑ФЗ НСПК – это платежная система, созданная и функционирующая в соответствии с гл. 4.1 Федерального закона № 161‑ФЗ под общим административным контролем ЦБ РФ.

Отметим, что сегодня на рынке присутствуют только банковские карты международных платежных систем, к сожалению, национальных платежных карт просто нет.

К сведению:

Роспотребнадзор намерен формировать правоприменительную практику по вопросам оплаты потребителями товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также использования банковских карт международных платежных систем (VISA, MasterCard и т. д.) в таких расчетах, с учетом официальной правовой позиции, выраженной в соответствующих нормативных актах ЦБ РФ, связанных с функционированием НСПК (Информация Роспотребнадзора от 01.01.2015 «О защите прав потребителей при расчетах с использованием национальных платежных инструментов»).

Таким образом, продавцы (исполнители) товаров (работ, услуг) обязаны предоставлять покупателям (клиентам) возможность расплатиться как наличными, так и безналичными денежными средствами (банковскими картами) начиная с 5 мая 2014 года.

Для практической реализации указанной обязанности необходимо заключить с банком договор эквайринга. На территории РФ кредитные организации (кредитные организации – эквайреры) осуществляют расчеты с организациями торговли (услуг) по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, и (или) выдают наличные денежные средства держателям платежных карт, не являющимся клиентами указанных кредитных организаций (эквайринг) (п. 1.9 Положения об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием, утвержденного ЦБ РФ 24.12.2004 № 266‑П).

Кроме того, необходимо обеспечить бесперебойную работу Интернета, установить специальное оборудование (электронный терминал – POS-терминал) для считывания информации с банковской карточки покупателя, а также провести соответствующее обучение персонала.

Все это влечет дополнительные затраты у организаций и индивидуальных предпринимателей, но, безусловно, обеспечивает удобство для покупателей.

Исключение из установленных правил

Наверное, пройдет совсем немного времени, и платежные терминалы будут доступны даже в самых отдаленных местах. Но сегодня далеко не все торговые точки, включая аптечные организации, имеют соответствующее оборудование.

Тем более что действующее законодательство делает исключение из вышеприведенных правил. Согласно ст. 16.1 Закона РФ № 2300‑1 обязанность обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт не распространяется на субъектов предпринимательской деятельности, выручка от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) которых за предшествующий календарный год не превышает предельные значения, установленные Правительством РФ для микропредприятий.

Разберемся, какие организации и индивидуальные предприниматели подпадают под данное исключение, то есть могут на сегодняшний день не устанавливать в своих торговых точках оборудование для обеспечения возможности оплаты банковскими картами.

Постановлением Правительства РФ от 09.02.2013 № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» установлено предельное значение выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год без учета НДС для микропредприятий в размере 60 млн руб.

Таким образом, имеют право не предоставлять возможность оплаты товаров (работ, услуг) субъекты предпринимательской деятельности, выручка от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) без учета НДС которых за предшествующий календарный год не превышает 60 млн руб.

В данном случае речь не идет о том, относится ли субъект предпринимательской деятельности к микро- или малым предприятиям: просто за критерий предоставления исключения из общих правил взято предельное значение выручки, установленное для микропредприятий. То есть, если у организации или индивидуального предпринимателя выручка за предшествующий календарный год менее 60 млн руб., независимо от того, относятся они к субъектам малого бизнеса или нет, они могут не устанавливать электронные терминалы для приема банковских карт.

Из приведенных норм следует, что основным критерием по разграничению обязанности по предоставлению возможности покупателям оплатить товар банковской картой является выручка субъекта предпринимательской деятельности. Важно отметить, что выручка берется без НДС и за предыдущий год.

При установлении предельного значения выручки законодатель не прописал, по каким правилам ее следует считать – по правилам бухгалтерского или налогового учета. Согласно разъяснениям, представленным в Письме Минэкономразвития РФ от 12.12.2011 № Д05-3614, выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном НК РФ, а балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) устанавливается в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете. Отметим, что предельное значение балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) сегодня не установлено.

Итак, субъект предпринимательской деятельности должен посчитать выручку за предшествующий календарный год по правилам налогового учета. В соответствии с этим никаких проблем не возникает у организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих общий режим налогообложения или УСНО: информация о сумме выручки, учитываемой для целей налогообложения, у них всегда есть.

Но как определить выручку организациям или индивидуальным предпринимателям, применяющим спецрежим в виде ЕНВД? Ответ на этот вопрос дали представители Минфина в Письме от 24.10.2014 № 03‑11‑11/53885, рассуждая о применении исключения, установленного ст. 16.1 Закона РФ № 2300‑1, индивидуальными предпринимателями.

Пунктом 1 ст. 346.29 НК РФ установлено, что объектом налогообложения для применения ЕНВД признается вмененный доход налогоплательщика. Соответственно, плательщик ЕНВД рассчитывает данный налог исходя из вмененного дохода, то есть потенциально возможного дохода, а не фактически полученного дохода при осуществлении предпринимательской деятельности. В связи с этим обязанность налогоплательщика по уплате ЕНВД возникает независимо от фактически полученного дохода от осуществления предпринимательской деятельности или ее приостановления. Законодательство о налогах и сборах также не предусматривает обязанности для индивидуальных предпринимателей – плательщиков ЕНВД вести учет доходов в целях, не связанных с налогообложением. Кроме того, согласно пп. 1 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете» индивидуальные предприниматели могут не вести бухгалтерский учет, если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности.

Учитывая изложенное, индивидуальные предприниматели, применяющие спецрежим в виде ЕНВД, не обязаны вести бухгалтерский учет.

Для целей, не связанных с налогообложением, индивидуальный предприниматель, являющийся плательщиком ЕНВД, вправе использовать для подтверждения полученных доходов первичные документы, свидетельствующие о факте получения этих доходов (расчетно-платежные ведомости, приходные кассовые ордера и т. п.).

Также для указанных целей индивидуальные предприниматели – плательщики ЕНВД могут вести учет доходов и расходов в упрощенной форме, то есть на основании первичных документов фиксировать поступления денежных средств (выручку) и произведенные расходы.

Получается, если аптека применяет спецрежим в виде ЕНВД, то для целей, не связанных с налогообложением, как в рассматриваемой ситуации, нужно вести отдельный налоговый учет выручки на основании первичных документов. Это особенно необходимо делать в том случае, когда выручка близка к предельным значениям.

Еще один наиболее часто встречающийся вопрос о применении исключения, установленного ст. 16.1 Закона РФ № 2300‑1, – о том, как считать выручку организациям и индивидуальным предпринимателям, имеющим несколько торговых точек. Например, аптечная организация имеет обособленные подразделения в виде сети аптек и аптечных пунктов. Как должна в этом случае аптечная организация для целей применения указанного исключения учитывать выручку: в целом по организации или отдельно по каждой торговой точке? Ответ на поставленный вопрос однозначный: в данном случае выручка считается в целом по субъекту предпринимательской деятельности, то есть по всей организации, а не отдельно по торговой точке. Соответственно, аптека, имеющая обособленные подразделения и выручку по организации в целом за 2014 год более 60 млн руб., обязана в каждой торговой точке иметь электронный терминал для приема банковских карт.

Ответственность за нарушения порядка оплаты

Федеральный закон № 112‑ФЗ одновременно с обязанностью предоставления покупателям возможности оплатить покупки (работы, услуги) банковскими картами ввел ответственность за ее невыполнение.

Статья 14.8 «Нарушение иных прав покупателей» КоАП РФ была дополнена п. 4 следующего содержания.

Неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если в соответствии с федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательным, либо нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 15 тыс. до 30 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. руб.

При этом отметим, что к указанной ответственности организация или индивидуальный предприниматель начали привлекаться только с 1 января 2015 года. Им был дан некий переходный период с 5 мая 2014 года по 1 января 2015 года, когда соответствующая обязанность уже была введена, но ответственность за ее невыполнение еще не действовала.

Можно предположить, что наказывать Роспотребнадзор будет именно за отсутствие возможности оплатить банковской картой (не установлен электронный терминал, нет договора эквайринга). В случае, когда и соответствующий договор заключен, и оборудование есть, но возникли временные неполадки с Интернетом, скорее всего, наказывать продавцов не будут. Но во избежание проблем с контролирующими органами лучше подкрепить это документально, например, написав претензию компании-провайдеру.

* * *

С 5 мая 2014 года продавцы (исполнители) товаров (работ, услуг) обязаны предоставлять покупателям (клиентам) возможность расплатиться как наличными денежными средствами, так и банковскими картами.

Организации и индивидуальные предприниматели, имеющие за предшествующий календарный год выручку от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) без учета НДС менее 60 млн руб., вправе не оборудовать торговые точки электронными терминалами для приема банковских карт.

С 1 января 2015 года введена административная ответственность за нарушение рассматриваемой обязанности по предоставлению покупателям возможности оплаты банковскими картами. Переходный период закончился.  

Источник: Журнал "Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение"

Начать дискуссию