Торговый сбор

Торговый сбор в кафе и барах

С 01 июля 2015 года на территории города Москвы Законом от 17 декабря 2014 г. № 62 "О торговом сборе" вводится торговый сбор. Как торговый сбор будут уплачивать кинотеатры, в фойе которых организованы кафе и в кассах которых наряду с билетами продают различную сувенирную продукцию – об этом мы расскажем в статье.

С 01 июля 2015 года на территории города Москвы Законом от 17 декабря 2014 г. № 62 "О торговом сборе" вводится торговый сбор. Как торговый сбор будут уплачивать кинотеатры, в фойе которых организованы кафе и в кассах которых наряду с билетами продают различную сувенирную продукцию – об этом мы расскажем в статье.

Порядок исчисления и уплаты торгового сбора установлен главой 33 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 413 НК РФ торговый сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли.

Пунктом 2 этой статьи уточнено, что к торговой деятельности относятся следующие виды торговли:

  1. торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением автозаправочных станций);
  2. торговля через объекты нестационарной торговой сети;
  3. торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;
  4. торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.

При этом п. 4 ст. 413 НК РФ определено, что под торговлей понимается вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады.

А в соответствии с кодами ОКВЭД ОК 029-2001 (действует до 01 января 2016 года) к розничной и оптовой торговле в соответствии с разделом G деятельность кафе, баров и ресторанов не относится. Указанные виды деятельности выделены в отдельный раздел H «Гостиницы и рестораны».

В ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) в разделе I "Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания" в отдельный класс (56) выделена деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков. Эта группировка включает услуги по предоставлению продуктов питания и напитков, готовых к употреблению непосредственно на месте и предлагаемых в традиционных ресторанах, заведениях самообслуживания, на предприятиях питания, отпускающих продукцию на вынос, а также прочих предприятиях питания, работающих на постоянной или временной основе, с предоставлением мест для сидения или без.

Более того, понятие розничной торговли приведено в частности в ст. 346.27 НК РФ Главы 26.3. «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности», в соответствии с которым это предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. К данному виду предпринимательской деятельности не относится реализация подакцизных товаров, продуктов питания и напитков, в том числе алкогольных, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без такой упаковки и расфасовки, в барах, ресторанах, кафе и других объектах организации общественного питания.

Таким образом, исходя из совокупности норм законодательства предприятия общественного питания (кафе, бары) не являются  плательщиками торгового сбора.

Что же касается продажи прочих товаров, таких, например, как сувенирная продукция, то в этом случае организация будет признаваться плательщиком торгового сбора.

Фактически в этом случае организация на одних и тех же площадях продает товар, работы, услуги которые подпадают под обложение торговым сбором (например, сувенирную продукцию), так и не подпадают (билеты).

О порядке определения площади для целей исчисления торгового сбора в п. 5 ст. 415 НК РФ содержится лишь отсылка к порядку определения площади в соответствии с пп. 5 п. 4 ст. 346.43 НК РФ главы 26.5 «Патентная система налогообложения».

Площадь торгового зала - часть магазина, павильона, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

Разъяснения контролирующих органов в отношении таких случаев отсутствуют.

На сегодняшний момент правоприменительной практики в отношении исчисления и уплаты торгового сбора не сложилось.

В случае невозможности разделения деятельности, существует риск уплаты торгового сбора со всей площади.

Арбитражная практика сложилась лишь в отношении применения ЕНВД, а именно определения площади торгового зала при совмещении режимов.

В частности, в Постановлении Президиума ВАС от 02.11.2010 N 8617/10, суд пришел к выводу, что на площади одного торгового зала общество осуществляет два вида деятельности, облагаемых в соответствии с разными режимами налогообложения, не является основанием для изменения значений физического показателя либо базовой доходности по ЕНВД. То есть, ЕНВД подлежал уплате со всей площади торгового зала.

Аналогичное мнение Минфин высказывал в письмах от 11.09.2012 N 03-11-11/276, от 29.03.2011 N 03-11-11/74, от 24.02.2011 N 03-11-11/43.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию