О плате за пользование водой для налогоплательщиков Крыма и Севастополя

Многие из хозяйствующих субъектов Крыма и Севастополя в той или иной форме пользуются водными источниками, расположенными в регионе, что неудивительно. Пользование водой как ресурсом уже давно во всем мире стало платным, не является исключением и Российская Федерация. В настоящей статье расскажем крымчанам и севастопольцам, какие платежи установлены в данной сфере, в каком порядке они уплачиваются.

Многие из хозяйствующих субъектов Крыма и Севастополя в той или иной форме пользуются водными источниками, расположенными в регионе, что неудивительно. Пользование водой как ресурсом уже давно во всем мире стало платным, не является исключением и Российская Федерация. В настоящей статье расскажем крымчанам и севастопольцам, какие платежи установлены в данной сфере, в каком порядке они уплачиваются.

Как платить за воду?

В НК РФ есть специальная гл. 25.2 «Водный налог». Раз есть такой налог, то кто‑то должен его уплачивать. На первый взгляд, очевидно – не хозяйствующие субъекты Крыма и Севастополя.

Дело в том, что согласно ст. 333.8 НК РФ плательщиками данного налога признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством РФ. Но здесь же указывается, что плательщиками этого налога не признаются организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ).

Согласно ст. 1 Федерального закона от 03.06.2006 № 73‑ФЗ данный кодекс был введен в действие с 01.01.2007. То есть если договор водопользования[1] был заключен или решение о предоставлении водного объекта в пользование было принято после этой даты, то оснований для уплаты водного налога нет.

В то же время согласно ст. 20 ВК РФ договор водопользования предусматривает платность пользования водным объектом. Ставки такой платы, порядок ее расчета и взимания устанавливаются Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, в зависимости от того, в чьей собственности находится водный объект.

Так, в Республике Крым в этих целях следует руководствоваться постановлениями Совета Министров Республики Крым от 24.12.2014 № 611 «О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности Республики Крым» (далее – Постановление № 611) и от 28.10.2014 № 411 «Об утверждении Правил расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности Республики Крым» (далее – Постановление № 411).

В частности, Постановление № 411 в отношении водных объектов, находящихся в собственности Республики Крым, предусматривает, что данная плата взимается, если договор водопользования заключен для следующих целей.

Цель использования

Платежная база

Величина ставки в соответствии с Постановлением № 611

Забор (изъятие) водных ресурсов из водных объектов или их частей

Объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов, включая объем их забора (изъятия) для передачи абонентам, за платежный период

540 руб. за 1 тыс. куб. м
водных ресурсов

Использование водных объектов или их частей без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии

Количество производимой электроэнергии за платежный период

Не определено1

Использование акватории
водных объектов или их частей, в том числе для рекреационных целей

Площадь предоставленной акватории водного объекта или его части

32 тыс. руб. за 1 кв. км
используемой акватории в год

В связи с этим необходимо иметь в виду, что договор водопользования не заключается, а, соответственно, плата за водопользование не взимается в случаях, предусмотренных в ст. 11 ВК РФ, в частности, если водный объект используется:

  • для судоходства (в том числе морского судоходства), плавания маломерных судов;
  • осуществления разового взлета, разовой посадки воздушных судов;
  • забора (изъятия) из подземного водного объекта водных ресурсов, в том числе водных ресурсов, содержащих полезные ископаемые и (или) являющихся природными лечебными ресурсами, а также термальных вод;
  • забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
  • забора (изъятия) водных ресурсов для санитарных, экологических и (или) судоходных попусков (сбросов воды);
  • забора (изъятия) водных ресурсов судами в целях обеспечения работы судовых механизмов, устройств и технических средств;
  • рыболовства, охоты.

Плата вносится ежеквартально, расчет ее самостоятельно осуществляет водопользователь, определяя ее как произведение платежной базы и соответствующей ей ставки платы. Ее следует вносить по месту пользования водным объектом или его частью не позднее 20‑го числа месяца, следующего за истекшим платежным периодом.

Отметим, что согласно Постановлению Правительства РФ от 14.12.2006 № 764 в аналогичном порядке взимается плата за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности. Что касается ставок платы за такие объекты, Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 № 876 устанавливает их для Республики Крым и города Севастополя в следующем размере.

Цель использования

Величина ставки

Забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов или их частей (кроме морей)

540 руб. за 1 000 куб. м. водных ресурсов для рек бассейнов как Азовского, так и Черного (в этом случае и для Севастополя) морей

Забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов или их частей

14,88 руб. за 1 тыс. куб. м. водных ресурсов непосредственно из Азовского и Черного морей

Использование водных объектов или их частей без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии

4,8 руб. за 1 тыс. кВт-ч электроэнергии

Использование акватории водных объектов или их частей

За 1 кв. км используемой акватории в год:

– рек и озер – 32 000 руб.;

– Азовского моря – 44 880 руб.;

– Черного моря – 49 800 руб.

Теперь о водном налоге

А что же водный налог? Нельзя определенно говорить, что крымские и севастопольские организации и индивидуальные предприниматели освобождены от его уплаты. Это следует, например, из Письма Минфина России от 16.03.2015 № 03‑06‑05‑02/13793[2], в котором чиновники поясняют, в каком порядке в определенной ситуации уплачивают водный налог именно хозяйствующие субъекты Крыма и Севастополя.

Финансисты ссылаются на ст. 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 №6‑ФКЗ, согласно которой на территориях Республики Крым и города Севастополя действуют лицензии, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого‑либо подтверждения со стороны государственных органов РФ, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

То есть сказанное надо понимать следующим образом: при наличии таких лицензий организация или ИП Крыма и Севастополя становится плательщиком водного налога. Впрочем, и в этом случае должен применяться п. 2 ст. 333.8 НК РФ, в силу которого плательщиком водного налога не является тот, кому лицензия, пусть согласно законодательству Украины, выдана до 01.01.2007.

Но нюанс заключается еще и в том, что, хотя в целом водопользование в РФ с указанной даты не лицензируется, в соответствии с п. 3 ст. 9 ВК РФ право пользования подземными водными объектами приобретается по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах. Имеется в виду ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах». На этом основании пользование подземными водными объектами является объектом обложения водным налогом, так как оно лицензируется на основании данной нормы (см. Письмо Минфина России от 12.10.2007 № 03‑06‑03‑02/14).

Собственно, о названном виде водопользования и говорится в Письме Минфина России № 03‑06‑05‑02/13793 (пользование недрами с целью добычи подземных вод для питьевого, хозяйственно-бытового и технологического водоснабжения). Финансисты в поименованном письме констатировали тот факт, что ставки водного налога в отношении водных объектов, расположенных на территории Республики Крым и города Севастополь, НК РФ не установлены. Казалось бы, после этого можно было бы сделать вывод, что законодатели и не предписывали взимать налог в случае пользования обозначенными объектами, тем более что они могли бы установить указанные ставки, например, Федеральным законом от 24.11.2014 № 366‑ФЗ, который как раз с 01.01.2015 внес существенные изменения в ст. 333.12 НК РФ.

Заметим, что пока ничего не известно о законопроекте, который бы устанавливал эти ставки для Крыма и Севастополя. Такая попытка была сделана Минфином в законопроекте, который был им подготовлен еще летом 2014 года (в данных регионах предлагалось установить ставки те же, что и в Центральном округе РФ), но этот законопроект так и не поступил в Госдуму РФ, а основные его положения вошли в Федеральный закон от 29.11.2014 № 379‑ФЗ, исключая те, которые касаются водного налога.

Все это позволяет нам считать, что в отношении водных объектов, расположенных в Крыму и Севастополе, водный налог не уплачивается. Но, как мы видим, Минфин думает иначе, а ссылаясь на него, и ФНС. Отсутствие утвержденных ставок чиновников не смущает. Они указывают, что в случае забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения надо применять ставку в размере 81 руб. за 1 000 куб. м водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта, вне зависимости от места его расположения.

Дело в том, что согласно п. 3 ст. 333.12 НК РФ такая ставка для данного типа водоснабжения установлена на 2015 год одинаковой для всей территории РФ, но это само по себе не говорит, что она распространяется и на водные объекты Крыма и Севастополя, однако…

Понятно, что чиновники не поясняют, какие же ставки надо применять в остальных случаях водоснабжения, то есть не связанных с водоснабжением населения. Ведь их нет в НК РФ.

К сведению:

Из Письма Минфина России от 30.12.2010 № 03‑06‑05‑02/17[3] следует, что под термином «водоснабжение населения» нужно понимать водоснабжение жилых и иных помещений, предназначенных для постоянного или преимущественного проживания граждан, зарегистрированных по месту жительства в установленном порядке. К этому случаю не относится забор воды для обеспечения питьевых и хозяйственно-бытовых нужд учреждений, предприятий и организаций, в том числе гостиниц, санаториев, домов отдыха, пансионатов, кемпингов, туристских баз, больниц, других подобных учреждений (см. также Постановление Президиума ВАС РФ от 11.09.2012 № 5580/12 по делу № А31-2702/2011).

Обрисованная ситуация противоречит п. 6 ст. 3 НК РФ, согласно которой при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения, включая ставки, по которым налоги взимаются. Положения актов законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

Тем не менее для тех организаций и ИП Крыма и Севастополя, которые примут позицию Минфина, сообщим, что согласно пп. 1, 13 и 14 п. 2 ст. 333.9 НК РФ не признается объектом налогообложения забор:

  • из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;
  • воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;
  • из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод.

Кроме того, забор воды из бытовых колодцев и скважин из первого от поверхности водоносного горизонта обложению водным налогом не подлежит в любом случае (Письма Минфина России от 30.10.2007 № 03‑06‑05‑02/12[4]).

Обратите внимание:

В случае если лицензией на право пользования недрами владеет администрация муниципального образования, а фактически забор воды из подземного водного объекта осуществляет учрежденный ею МУП, плательщиком водного налога является администрация (Письмо ФНС России от 06.02.2012 № ЕД-4-3/1808@[5]).

Объем воды, забранной из подземного источника, устанавливается на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды, а при их отсутствии – исходя из времени работы и производительности технических средств. Если же и это невозможно сделать, то объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления (п. 2 ст. 333.10 НК РФ).

Сумма налога исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки, умноженной на коэффициент (коэффициенты), установленный (установленные) ст. 333.12 НК РФ. Уплачивается налог по месту нахождения объекта налого­обложения не позднее 20‑го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (кварталом). В те же сроки подается декларация в налоговый орган также по местонахождению объекта налогообложения (п. 2 ст. 333.14, п. 1 ст. 333.15 НК РФ).


[1] При заключении договора водопользования учитываются положения Постановления Правительства РФ от 12.03.2008 № 165, приказов Минприроды России от 22.05.2014 № 225, от 12.03.2012 № 57 и от 14.09.2011 № 763.

[2] Согласно Письму ФНС России от 09.04.2015 № ГД-4-3/5980@ размещено на сайте www.nalog.ru и обязательно для применения территориальными налоговыми органами.

[3] Доведено до территориальных налоговых органов Письмом ФНС России от 21.01.2011 № КЕ-4-3/636@.

[4] Доведено до территориальных налоговых органов Письмом ФНС России от 16.11.2007 № СК-6-11/893@.

[5] Размещено на сайте www.nalog.ru и обязательно для применения территориальными налоговыми органами.

Источник: Журнал "Бухгалтер Крыма"

Начать дискуссию