Бухгалтерия

Самое интересное на форуме Клерк.Ру с 15 по 21 июня 2015 года

Можно ли без последствий расходовать средства со счета неработающей компании? Как отбиться от коллекторов, которые достают звонками бывшего работодателя должника? Какова минимальная продолжительность официально оформленного рабочего дня? Как оформлять по трудовой работника, который претендует на внешнее совместительство, но с основного места работы уже уволен? Обязательна ли справка 2-НДФЛ для предоставления налогового вычета?
Самое интересное на форуме Клерк.Ру с 15 по 21 июня 2015 года
Фото Эльера Нематова, ИА «Клерк.Ру»

Можно ли без последствий расходовать средства со счета неработающей компании? Как отбиться от коллекторов, которые достают звонками бывшего работодателя должника? Какова минимальная продолжительность официально оформленного рабочего дня? Как оформлять по трудовой работника, который претендует на внешнее совместительство, но с основного места работы уже уволен? Обязательна ли справка 2-НДФЛ для предоставления налогового вычета? Как ИП на ОСНО продать имущество с оформлением накладной, если имущество было куплено без документов? Ответы на эти вопросы читайте в очередном обзоре форума.

Нужен совет для объяснений в налоговой

"У нас есть компания на УСН, которая давно не ведет деятельности, - пишет Аноним. - Директор, решив сделать ремонт в своей квартире, заказала сантехнику в организации,которая работает только с юрлицами (как она говорит). Внесла на эту не работающую свою фирму деньги и с р/с счета фирмы оплатила сантехнику на полмиллиона. Фирма, соответственно, выставила документы на юрлицо.

Я оформила внесение средств на р/с как займ. Этим займом оплатили продавцу товар. Оприходовали товар на фирму, а затем, переведя займ в оплату, продали директору. Само собой, по закупочной цене. Соответственно, в декларации УСН у нас появилась реализация на 500 000 и соответствующий расход.

Сегодня получаю письмо из ФНС: мол, поскольку в декларации УСН у нас отражена реализация, т.е. деятельность имела место быть, то должны быть сотрудники и их зарплата. А мы, такие-сякие, не сдали НДФЛ. Типа, объясните, как так.

Могу ли я написать, что поскольку директор - единственный учредитель и сотрудник фирмы - решил для личных нужд приобрести товар у организации,не работающей (ох,сомневаюсь!!!) с физлицами, то им (директором) были внесены на р/с личные средства, которые были использованы на приобретение для личных нужд товара, отраженного как реализация организации физическому лицу (т.е. директору). А поскольку сие действо не несло в себе цели получения прибыли (поскольку директор и покупатель является одним лицом), то реализация была произведена без наценки, т.е. по закупочной цене. В связи с вышеизложенным данное действо не являлось деятельностью организации и сотрудники в этом задействованы не были, равно как и не было повода начислить зарплату. Что посоветуете?".

"Директор - единственный учредитель и единственный сотрудник фирмы, поэтому не платит себе зарплату, - замечает dojidik. - Можно попытаться сослаться на письмо Минфина от 17.10.14 №03-11-11/52558".

"Короче, про объяснение реализации не надо?" - уточняет Аноним.

"Нет, - отвечает gnews. - Есть более свежий вариант письма Минфина от 19.02.2015 №03-11-06/2/7790".

"Но налоговая напирает на то, что у нас наличие доходов, и при этом отсутствие заработной платы, - продолжает Аноним. - Просят прояснить этот момент. Точно не надо писать про приобретение товара для личных нужд? При всем при том организация живет за счет безвозмездной помощи учредителя (единственного), и расходы превышают доходы (помимо расходов на товар, еще и аренда). С этого года отказались от нее".

"Ну какие могут быть личные нужды в ООО? - удивляется -edem-. - Ну что вы! Еще допвыгоду какую-нибудь директору насчитают... Лучше напишите отписку по Минфину".

"Я написала вот так, - сообщает Аноним. - Подкорректируйте, пожалуйста.

Ввиду фактической убыточности деятельности организации и учитывая, что Генеральный директор является единственным учредителем общества и его единственным сотрудником, заключение трудового договора, начисление заработной платы и соответственно начисление и уплата налога на доходы физических лиц в период 2014 г. не производилась (Основание: ст.273 ТК РФ , Письмо ФНС от 16.09.09 №ШС-17-3, письмо Роструда от 06.03.13 №177-6-1,письмо Минфина департамента налоговой и таможенно-тарифной политики от 17.10.14 №03-11-11/52558, письмо Минфина департамента налоговой и таможенно-тарифной политики от 19.02.2015 № 03-11-06/2/7790 ).

Также сообщаем, что операции , отраженные в декларации по УСН, как получение дохода носили единичный характер и реализация товара была произведена для личных нужд учредителя и за его средства.

Для разрешения сложившейся ситуации , в 2015 году принимаются меры по выходу из сложившейся ситуации неэффективности финансово-хозяйственной деятельности, а именно – проводится анализ спроса , налаживаются связи с контрагентами, определяются потенциальные каналы сбыта, учитывая общую экономическую обстановку, рассматриваются перспективы приема и расширения штата сотрудников".

"Также сообщаем, что операции , отраженные в декларации по УСН, как получение дохода носили единичный характер". Все, - предлагает остановиться на этом Старый ворчун. - "...И реализация товара была произведена для личных нужд учредителя и за его средства" - а эту фразу можно оставить, если вам сильно хочется неприятностей".

"Последний абзац лишний, - добавляет gnews. - У вас запрашивают пояснения по конкретному вопросу за конкретный временной период. Остальное - лишняя информация".

Кредит бывшего сотрудника

"Бывший сотрудник набрал кредитов, и, видимо, не платит, - описывает ситуацию alenaP. - У нас больше не работает, но из банков каждый день несколько раз названивают нам. Объясняю, что больше не работает, не общаемся, контактов больше нет - не понимают. Продолжается уже несколько месяцев. Что можно сделать, чтобы перестали звонить? Уже сил нет!".

"Напишите письмо в банк или МФО (в зависимости от того, кто беспокоит) с объяснением ситуации: работал, уволился (приказ такой-то), сведениями о местонахождении, контактах и трудовой деятельности не обладаем, - предлагает Lawyer50. - Просим Вас не беспокоить нас по телефонным номерам +7... и иным, принадлежащим нашей компании, поскольку это влияет на нормальное осуществление нашей компанией своей хозяйственной деятельности.

В случае повторных звонков будем обращаться в правоохранительные органы и уполномоченное подразделение Центрального Банка России.

Письмо отправляйте с уведомлением о вручении.

Если не перестанут, обращайтесь в ЦБ.

Но, по личному опыту, могу сказать: скорее забудут о долге, чем будут искать неприятности, тем более, что требовать уплаты долга могут только приставы, а не call-центр банка и коллекторов".

Минимальная из минимальных

"Какую самую минимальную зарплату можно платить сотруднику, если он работает 2 часа в день?" - спрашивает PetrenkoNatalya.

"Пропорционально отработанному из расчета регионального МРОТ", - отвечает mvf.

"Т.е., в принципе можно платить и за работу 15 минут в день?", - уточняет PetrenkoNatalya.

"Можно", - подтверждает mvf.

"А как регламентировать, т.е. документально оформить эти 2 часа? - интересуется -edem-. - Не совсем удобно указывать точно: рабочий день устанавливается с 9-00 до 11-00. Можно ли в приложении к трудовому договору указать, что гендир работает 2 часа по своему усмотрению в промежутке с 9.00 до 18.00?

Как бы это покрасивее написать?".

"Типа "Работнику устанавливается режим гибкого рабочего времени с обязательным присутствием на рабочем месте в течение двух часов за рабочий день" (ст. 102 ТК РФ)", - предлагает GSokolov.

"А это не нарушение закона? - сомневается PetrenkoNatalya. - Законно ли будет, если сотрудник будет работать 2 часа в день или 15 минут в день, и получать зарплату за это время?".

"Это будет законно, если соответствует реальному рабочему времени и выполняемым обязанностям, - отвечает ZZZhanna. - Мало кто поверит, что человек ежедневно приходит на работу ровно на 15 минут. Но уборщица, например, вполне может приходить на работу на 1 час в неделю".

"Предельная продолжительность неполного рабочего дня или недели трудовым законодательством не предусмотрена (постановление ФАС Уральского округа от 10.12.2008 г. № Ф09-9217/08-С2)", - пишет GSokolov.

"Устанавливается неполная рабочая неделя с обязательной отработкой не менее 25% месячной нормы рабочего времени в пределах рабочего дня, установленного правилами внутреннего распорядка, - делится опытом Аноним. - У меня одно предприятие сдает недвижимость, и присутствие лишних людей и лишнего времени, а значит денег, невозможно. Хотела установить обязательные 2 часа в день (все равно в холдинге целый день), но юристы отсоветовали, так как есть необходимость в присутствии этого директора на разных переговорах, в командировки ездит. Если устанавливать 2 часа строго, то получится переработка. А так разбрасываю часы, как мне надо по табелю, и нет переработки (в сумме те же 2 часа в день)".

"А по табелю у вас получается 2 часа каждый день? - интересуется -edem-. - Или можно в пределах не рабочего дня, а раб. недели считать?".

"Я уже ответила на этот вопрос, - пишет Аноним. - Гена выехал в командировку на 4 дня. В командировке он не может работать по 2 часа, т.е. там он отрабатывает 8 часов, в июне должен отработать 167*0,25=42 часа, т.е под командировку отвожу 4*8=36, а 6 часов разбрасываю по табелю. Так как он гена, слежу, чтобы эти часы приходились на отправку платежек по клиент-банку, отправку отчетности в ИФНС и фонды, по дням подписания каких-то договоров, он же один работает в поте лица своего".

"Насчет того, что в командировке он не может работать по 2 часа - заблуждение, - замечает GSokolov. - Согласно ТК РФ командировка - не работа, а выполнение служебного поручения работодателя. Время там не нормируется вообще, а оплата идет по среднему заработку".

Запись в трудовой у совместителя

"Если работник устраивается на условиях внешнего совместительства, принес трудовую для записи, а в ней с основного места он уволен - я могу сделать ему запись о совместительстве, или обязана принять на полную ставку?" - спрашивает МиссисХХХ.

"Запись о совместительстве делается по основному месту работы на основании подтверждающих документов с "совместительного" места работы, - объясняет Крысавица. - Как договор будет заключен, так и примете. Вы можете на 1 ставку (рабочее место) принять двух и более основных работников (не совместителей). Просто пока ваша организация - его единственное место работы, то можно принять как основного работника. Но, если товарищ найдет другое основное место работы, вам придется его уволить и принять заново как совместителя".

"Получается, в моей ситуации я не должна делать записей никаких?" - уточняет МиссисХХХ.

"Дело в том, что, по мнению Роструда, можно внести запись по совместительству после увольнения, - пишет Аноним.

"Если записи о приеме и увольнении с работы по совместительству не были внесены в трудовую книжку работника своевременно, в период такой работы, то они, по нашему мнению, могут быть внесены по желанию работника в любое время и позднее работодателем у конкретного работодателя на основании документа, подтверждающего работу по совместительству".

(Статья: Если совместительство становится основным местом работы: позиция Роструда (Косульникова М.) ("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2010, №5).

То есть получается, что наша компания, в которой он ранее работал как совместитель, может задним числом поставить запись о совместительстве?".

"Можно и так, - соглашается Крысавица. - Когда гражданин уволится от вас, дадите ему справку или заверенные копии приказов о приеме-увольнении, на основании которых ему по основному месту работы сделают запись о совместительстве - при его желании.

Для ПФР трудовая книжка скоро будет не нужна, да и для работодателей все чаще она уже не подтверждение стажа и полезности работника".

"А как еще можно? - удивляется МиссисХХХ. - Я по вашему объяснению поняла, что это единственный вариант. Ведь если запись о совместительстве делается по основному месту работы, а мы его пока мы не принимаем на полную ставку, значит, записи делать мы не можем".

"Есть такой комментарий, - пишет Крысавица:

"Новая бухгалтерия", 2013, №5

Вопрос: Можно ли принять и оформить человека по совместительству и внести запись в трудовую книжку, если основного места работы у него нет?

Ответ: В соответствии со ст. 282 ТК РФ совместительство - выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время.

Таким образом, совместительство возможно только при наличии основной работы.

Б.Чижов, заместитель начальника отдела Управления делами Роструда

Это если по правилам.

Но, если бы работник не принес трудовую, то вы бы и не знали, что основного места работы у него нет.

Вам нужно с ним выяснить этот вопрос: будет ли он искать основное место работы, и как скоро. Если товарищ не торопится, то придется принять его как основного работника с неполным рабочим днем/неполной рабочей неделей и сделать запись в трудовой. А потом уволить и принять как совместителя. Если же он собирается в течение, ну, скажем, месяца, найти основную работу - проще сразу заключить договор как с совместителем и не вносить пока никаких записей в трудовую".

"Как раз в том дело, что мне ее надо принять на неполный рабочий день, - объясняет МиссисХХХ. - Но и запись ей в трудовой тоже нужна. Получается, что она работает только у нас, просто неполный рабочий день.

Как бы сделать это?".

"Тогда принимайте как основного работника и делайте запись в трудовой, - предлагает Крысавица. - А то, что на неполный день - в трудовой книжке не отражается, это прописывается только в трудовом договоре и в приказе о приеме".

"Как тогда составить приказ? - спрашивает МиссисХХХ. - Условия приема: основное место работы, неполная занятость? И этого достаточно будет, чтобы принять ее на 0,75 ставки?".

"Только в договоре пропишите не ставку, а 6-часовой раб. день, - советует Крысавица, - график работы - начало, конец, перерыв, и оплату - в рублях за 6 часов и сколько это в % от оклада за полный (8-мичасовой раб. день). В приказе Т-1 - тоже самое".

Стандартный налоговый вычет

"Если сотрудник написал заявление на "детский" вычет, но при этом не принес справку 2-НДФЛ с предыдущего места работы (и не принесет), имеем ли мы право предоставлять вычет?" - спрашивает Аноним.

"Если по трудовой видно, что он работал в этом году, а справки нет, то не имеете права, - отвечает kiry. - Работник может принести справку позже или заявить вычет в налоговой по окончании года (в течение 3-х лет после 2015 г.)".

"Во чудно, а я без справки представлял, - реагирует ССГ. - А где это написано про справку 2-НДФЛ?".

"Про справку прямо нигде, - соглашается kiry, - но в ст. 218 НК написано:

"Налоговый вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщика..., исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса) налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 280 000 рублей.

Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 280 000 рублей, налоговый вычет, предусмотренный настоящим подпунктом, не применяется".

"И что из этого? - не соглашается ССГ. - Я думаю, 2-НДФЛ для подстраховки работодателю. Если вдруг будут проверять, и выяснится, что он где-то получил более чем 280, тогда да, срежут.

В ст. 218 написано про 2-НДФЛ?".

"Да, во втором абзаце, - отвечает mvf. - Сумма полученного дохода подтверждается справкой о полученных налогоплательщиком доходах, выданной налоговым агентом в соответствии с пунктом 3 статьи 230 настоящего Кодекса".

"А как вы без справки установленного образца (2-НДФЛ) будете знать, в каком месяце у человека, который где-то работал до вас и неизвестно, сколько получал доходов (как облагаемых НДФЛ, так и необлагаемых), доход достигнет установленного ограничения? - недоумевает Крысавица. - Телепатия и ясновидение - не основание для расчета налога. Штрафовать за занижение налогооблагаемой базы и неправомерно предоставленного вычета будут вас (вашу организацию, если точнее), а не вашего работника. Не будет справки за текущий год - начинаете предоставлять вычет со следующего года. А если товарищ будет заинтересован, чтобы с его з/пл меньше удерживали НДФЛ и больше выдавали ему, то вполне вероятно, что он справку принесет. Около 182 руб в месяц и около 2000 руб. за год - для большинства заметная сумма".

Безвозмездно полученное имущество ИП на ОСН

"ИП на общем режиме налогообложения необходимо принять на учет и продать имущество с оформлением накладной и счет-фактуры, - рассказывает Kseniya_. - При этом входящих документов на это имущество нет. ИП приобретает его за наличный расчет в черную как физлицо.

Правильно ли оформить безвозмездное поступление имущества и включить в базу по НДФЛ по ставке 13%, или есть более дешевый путь?".

"Есть, - отвечает Свечков. - Пусть приобретет за наличный расчет в белую как физлицо".

"Продавец оборудования не согласен выдать официальные документы", - объясняет Kseniya_.

"Это означает лишь то, что у ИП-шника не будет документально подтвержденных расходов при исчислении НДФЛ (а также вычета по НДС) в случае реализации оборудования, - парирует Константин_50. - А каким образом Вы собираетесь "оформить безвозмездное поступление имущества"?".

"Когда я буду приходовать на баланс имущество, мне необходимо будет отразить его по рыночной стоимости и заплатить с безвозмездного поступления 13%, - пишет Kseniya_. - Но принять впоследствии при продаже остаточную стоимость к расходам я не смогу? Несправедливо получается".

"Какой у ИП баланс? - удивляется Константин_50. - Чем именно обусловлена необходимость?".

"ИП на ОСН, мне необходимо это имущество продать и выдать накладную и счет-фактуру", - настаивает Kseniya_.

"Так продавайте, в чем вопрос, - замечает Константин_50. - Или Вы считаете, что каждый человек, купивший вещь и не взявший документы у продавца, должен непременно объявить доход от безвозмездно полученного имущества от организации/ИП, задекларировать его и уплатить НДФЛ?".

"И в случае отражения безвозмездного поступления и учета остаточной стоимости при продаже, и в случае расчета НДФЛ со всей суммы продажи оборудования сумма НДФЛ получается примерно одинаковая", - продолжает Kseniya_.

"Какого безвозмездного поступления? - поражается ZZZhanna. - У ИП все имущество личное, он имеет право его продать. Какую остаточную стоимость и где учитывает ИП?".

"Если Вашему ИП-шику нужен бухучет, то пусть он для начала сформирует учетную политику для целей БУ, составит рабочий план счетов и снабжает Вас первичными документами о фактах своей жизни, на основании которых Вы будете вести учет, - советует Константин_50. - А если ему нужен только учет доходов и расходов для целей налогообложения, то без разницы, куда это кредитовое сальдо по 41 девать. Можете от любого поставщика этот товар оприходовать по нулевой цене".

Начать дискуссию