Налогоплательщики привыкли к сюрпризам – реформы не дают нам скучать. Чего ждать дальше? К чему приведут налоговые реформы? Для наших читателей – информация из первых уст. У нас в гостях Сергей Дмитриевич ШАТАЛОВ, первый заместитель министра финансов Российской Федерации.
– Сергей Дмитриевич, чего вы ждете от налоговой реформы в России?
– Создания стабильного, понятного, не слишком обременительного налогового режима, способствующего инвестициям и экономическому росту. Дальнейшего снижения налоговой нагрузки для перерабатывающих отраслей. Думаю, что в ближайшие три года она уменьшится довольно значительно. Кроме того, правительство хотело бы, чтобы региональные и местные бюджеты имели стабильные доходные источники и чтобы эти доходы были как можно более равномерно распределены по территории России.
– Какие налоговые законопроекты предложат правительство и Минфин для обсуждения в Государственной думе в осеннюю сессию?
– Прежде всего нужно завершить работу над главой Налогового кодекса РФ о налоге на имущество организаций, который должны платить все хозяйствующие субъекты.
– Насколько я знаю, в законопроекте, принятом во втором чтении Госдумой РФ, предложено вывести из-под налогообложения большинство объектов, оставив только основные средства...
– Да. И поскольку правительство предлагает серьезно снизить налоговую базу, то во избежание потери бюджетных средств необходимо несколько увеличить ставку. Сначала предполагали с 2 до 2,6 процента. Но такой вариант Госдума РФ не одобрила, и в законопроекте теперь фигурирует новая ставка – 2,2 процента. Причем все средства от сбора имущественных налогов будут поступать в региональный и местный бюджеты, и законодатели на местах могут существенно снизить ставку налога для некоторых категорий плательщиков.
– Когда вступят в силу главы кодекса о налогах на имущество?
– В начале 2004 года – о налоге на имущество организаций, на 2005 год отложили земельный налог и налог на имущество физических лиц.
– А в ближайшее время появятся новые главы в Налоговом кодексе?
– Думаю, что в скором времени удастся принять главу о водном налоге. Первое чтение уже пройдено, и большинство разногласий сняты. Почти не сомневаюсь, что решен будет и очень непростой вопрос, касающийся главы «Сборы за пользование объектами животного мира и водными биоресурсами».
– Как решается проблема с платежами за загрязнение окружающей среды?
– Как вы наверняка знаете, было решение Конституционного суда РФ, которое гласит, что это не налоговые платежи. Правительство хотело ввести экологический налог, но сейчас стало очевидно, что его в Налоговом кодексе РФ не будет. К настоящему моменту вышло постановление правительства, которое установило ставки этих платежей. Кроме того, обсуждается возможность принятия большого и серьезного закона о том, каким образом будут регулироваться эти платежи в будущем. Точно так же за рамками Налогового кодекса будут и платежи за пользование лесными ресурсами.
– Оживленные споры идут вокруг процедуры возврата НДС экспортерам, эта проблема также разбиралась в Конституционном суде. Какова позиция правительства в этом вопросе?
– Когда планировали пакет документов, который должен быть принят в весеннюю сессию, предполагалось, что в него войдет законопроект об упрощении возвращения НДС экспортерам. Имелось в виду и сокращение сроков возврата налога, и сокращение пакета необходимых документов. Но пока этот вопрос отложен и в 2003 году не будет обсуждаться. Мы связываем решение этого вопроса с введением электронных счетов-фактур.
– Если уж мы затронули вопрос возмещения НДС, расскажите о перспективах упрощения возврата этого налога при капитальном строительстве.
– Мы прекрасно понимаем, что нужно ускорить механизм возмещения НДС при капстроительстве. Но не стоит забывать, что возможность возмещения этого налога появилась только с 2001 года. Между тем средний срок строительства в России – три года. Так что в 2004 году из бюджета будут выделены самые крупные суммы – около 40–50 млрд рублей дополнительно, поскольку нелегко будет принять решение упростить процедуру возмещения и увеличить эти суммы. По-видимому, окончательно задача может быть решена в 2005–2006 годах.
– То есть, несмотря ни на что, система возмещения НДС будет упрощаться. А продолжится ли снижение ставки самого налога на добавленную стоимость?
– В 2004–2005 годах скорее всего нет. А вот на 2006 год стоит задача выйти на единую унифицированную ставку в 16 процентов. Если экономика будет позволять – даже на 15 процентов.
– Всех налогоплательщиков также коснутся предполагаемые изменения ставки единого социального налога...
– Правительство РФ в своей программе уже заявило, что готово идти на значительное снижение ЕСН и убедило Госдуму РФ в том, что это необходимо сделать с 2005 года. ЕСН, может быть, разумно было бы снижать в первую очередь, даже раньше, чем НДС. Но снижение ЕСН должно сопровождаться решением целого комплекса проблем – с Пенсионным фондом, фондами обязательного медицинского и социального страхования. Ведь даже при действующей ставке ЕСН у этих фондов в 2005 году будет дефицит. А если снизить ставку, то дефицит превысит 350 млрд рублей. Так что сначала нужно провести серьезную реформу всей системы социального страхования.
– Случится ли это уже в следующем году?
– В 2004 году правительство подготовит такую реформу, чтобы в 2005 году вводить ее в действие. Уже принят в первом чтении депутатский законопроект о снижении ЕСН, но предполагаемые ставки этого налога будут еще обсуждаться.
– Как вы считаете, какими они могут стать?
– Очень важно, что снижение ставки налога должно быть резким – на 5–7 процентов.
– И в заключение еще об одном вопросе, который правительство давно обещает решить, – о ситуации с многочисленными государственными пошлинами. На что здесь можно рассчитывать плательщикам?
– Надеюсь, что будет проведена ревизия тех платежей, которые государственные органы берут с налогоплательщиков – как с организаций, так и с физических лиц. Многие из платежей просто уйдут, по другим размеры госпошлины будут снижены. Одновременно перейдут в разряд пошлин некоторые налоги, такие, например, как налог на операции с ценными бумагами. Он войдет в новую главу Налогового кодекса РФ «Государственная пошлина», а ставка его сократится вчетверо. Уйдет в прошлое и налог на использование наименований «Россия» и «Российская Федерация».
Беседовала
Лариса ГОРБУНОВА.
Начать дискуссию