На вопросы отвечает Станислав Сергеевич Бычков, государственный советник РФ 3-го класса
Вопрос
Создание резерва предстоящих расходов – это право или обязанность учреждения?
Из положений п. 302.1 Инструкции № 157н[1] следует, что резерв предстоящих расходов создается в целях равномерного включения расходов на финансовый результат учреждения. Данный документ не обязывает учреждения создавать такие расходы. Он предоставляет возможность путем формирования резерва предстоящих расходов, списывать их равномерно в течение года на финансовый результат учреждения. Таким образом, с точки зрения норм Инструкции № 157н формирование резерва предстоящих расходов является правом, а не обязанностью учреждения.
В то же время орган исполнительной власти, выполняющий функции учредителя, своим ведомственным нормативным актом может установить в отношении подведомственных учреждений обязанность по формированию резерва предстоящих расходов. Например, Приказом Минздрава и ТФОМС Нижегородской области от 20.05.2014 № 1109/128-о «О реализации пилотного проекта по внедрению принципа финансирования скорой медицинской помощи по подушевому нормативу в сочетании с оплатой за вызов скорой медицинской помощи» установлено, что учреждение, оказывающее скорую медицинскую помощь или имеющее в своем составе структурное подразделение скорой медицинской помощи, финансируемое по подушевому нормативу финансирования в сочетании с оплатой за вызов скорой медицинской помощи на застрахованных лиц, проживающих (имеющих постоянную регистрацию) в зоне его ответственности обязано за счет средств положительного финансового результата формировать резерв средств на предстоящие расходы на случай возникновения отрицательного финансового результата.
Вопрос
Статьей 324.1 НК РФ установлен порядок формирования резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет в налоговом учете. Можно ли в учетной политике учреждения прописать, что такой же порядок действует при формировании резерва в бухгалтерском учете?
Пунктом 302.1 Инструкции № 157н установлено, что порядок формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т. д.) устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики. Таким образом, учетной политикой учреждения может быть установлен любой порядок формирования такого резерва, включая порядок, утвержденный НК РФ.
Вопрос
Может ли на конец финансового года иметься остаток средств на счете 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов»?
Все зависит от того, на какой период в учреждении формируется резерв. Если резерв предстоящих расходов формируется на год (например, резерв на оплату отпусков), то по состоянию на 1-е число года, следующего за отчетным, резерва быть не должно. В случае если период предстоящих расходов формируется на период превышающий год, то на отчетную дату по счету 0 401 60 000 будет иметься показатель, который подлежит отражению в отчетных формах. Возможность наличия показателя по этому счету в отчетных формах рекомендуем согласовать с учредителем. Как показывает практика, нередко учредитель дает рекомендации об отсутствии показателей по отдельным счетам, строкам форм отчетности.
В качестве примера приведем Письмо Федерального казначейства от 19.01.2015 № 42-7.4-05/8.5-26 «О направлении письма Минфина России № 02-07-07/68722, Казначейства России № 42-7.4-05/2.1-823 от 29.12.2014», в котором сообщается, что в отчете по состоянию на 1 января 2015 года формирование данных по счету 1 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов» не требуется. Это говорит о том, что подведомственные Федеральному казначейству учреждения были вправе не формировать резерв предстоящих расходов в 2014 году.
Вопрос
Если в нашем учреждении принято решение о формировании резервов предстоящих расходов, что следует прописать в учетной политике?
Рекомендуем саму методику формирования резервов предстоящих расходов оформить как приложение к учетной политике учреждения. А в учетной политике указать следующее:
В целях равномерного отнесения предстоящих расходов и платежей на финансовый результат учреждения в соответствии с п. 302 Инструкции № 157н учреждение создает резерв предстоящих расходов:
- на оплату отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудника (служащего) учреждения;
- на предстоящую оплату по требованию покупателей гарантийного ремонта, текущего обслуживания в случаях, предусмотренных договором поставки.
- Формирование резерва предстоящих расходов производится в порядке, утвержденном Положением, действующем в учреждении и являющемся приложением к учетной политике (см. Приложение № __).
В Положении о методике формирования резервов предстоящих расходов учреждение устанавливает:
- методы оценки обязательств;
- дату признания в учете резервов;
- порядок корректировки резерва в случае недостаточности средств или их излишества;
- возможность наличия резерва в конце финансового года.
Вопрос
Не могли бы вы привести пример расчета резерва предстоящих расходов на оплату отпускных?
Как мы уже говорили, учреждение вправе выбрать любой метод формирования резерва предстоящих расходов, включая тот метод, который установлен НК РФ, и применять его при формировании резерва в бухгалтерском учете. Ниже приведем один из методов формирования резерва предстоящих расходов на оплату отпускных. В методике, определяющей порядок формирования такого резерва, учреждение вправе прописать следующее:
Учреждение формирует резерв предстоящих расходов на оплату отпускных. Величина резерва (величина оценочного обязательства) определяется расчетным путем с учетом выбора вероятности наступления события (уход работника в отпуск), равного 100%. Такой показатель вероятности наступления этого события выбран в силу норм ст. 114 – 127 ТК РФ, согласно которым работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. Продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска составляет 28 календарных дней. В случаях, установленных ТК РФ и иными федеральными законами, продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска может быть увеличена.
Часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией.
При суммировании ежегодных оплачиваемых отпусков или перенесении ежегодного оплачиваемого отпуска на следующий рабочий год денежной компенсацией могут быть заменены часть каждого ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части.
При увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Резерв предстоящих расходов на оплату отпускных и страховых вносов, начисляемых на эти суммы, формируется по каждому виду деятельности, при этом используются нормы Постановления Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», которым установлен порядок расчета среднего заработка для оплаты отпускных.
Резерв предстоящих расходов, определяется по следующим формулам:
Среднедневная заработная плата работников учреждения |
= |
ФОТ по виду деятельности, по которому производится расчет |
/ |
Количество рабочих дней в году, по которому производится расчет резерва предстоящих расходов |
Резерв расходов на оплату отпуска на конец месяца |
= |
Средняя дневная заработная плата работника |
х |
Количество дней отпуска, на которые работник имеет право в году, по которому производится расчет резерва |
Резерв расходов на уплату страховых взносов с отпускных на конец месяца |
= |
Средняя дневная заработная плата работника |
х |
Тариф страховых взносов, подлежащих уплате в бюджет |
х |
Количество дней отпуска, на которые работник имеет право в году, по которому производится расчет резерва |
Резерв предстоящих расходов формируется путем ежемесячных начислений в сумме, равной 1/12 части резерва, 1-го числа каждого месяца или первого рабочего дня каждого месяца, в случае если 1-е число месяца приходится на нерабочий день. В случае недостаточности в резервах средств для выплаты отпускных и сумм страховых вносов данные расходы отражаются как текущие. Недоиспользованные на последнее число текущего финансового периода суммы указанного резерва подлежат включению в финансовый результат учреждения.
Вопрос
Как в бухгалтерском учете отражаются операции по начислению и использованию резервов предстоящих расходов?
Пунктом п. 302.1 Инструкции № 157н предусмотрено формировать резервы предстоящих расходов на счете 0 401 60 000. Корреспонденция счетов по формированию такого резерва в инструкциях № 162н[2], 174н[3], 183н[4] отсутствует. Поскольку в данные нормативные акты не были внесены изменения, которые так пока и находятся на стадии проектов, приведем корреспонденцию счетов по формированию резервов предстоящих расходов в соответствии с п. 5 Методических рекомендаций[5]:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Начислен резерв расходов на оплату отпусков (отложенных обязательств по оплате отпусков за фактически отработанное время) |
0 109 60 211 0 401 20 211 |
0 401 60 211 |
Начислен резерв расходов на оплату отпусков в части страховых взносов (отложенных обязательств по перечислению страховых взносов) |
0 109 60 213 0 401 20 213 |
0 401 60 213 |
Начислен резерв по понесенным расходам, по которым на отчетную дату не поступили расчетные документы (на основе оценочных значений) |
0 109 00 000 0 401 20 200 |
0 401 60 000 |
Начислен резерв расходов для оплаты обязательств, оспариваемых в судебном порядке |
0 401 20 200 |
0 401 60 000 |
Начислены расчеты по оплате обязательств при поступлении расчетных документов |
0 401 60 000 |
0 302 00 000 |
Начислены расчеты по оплате обязательств, в том числе признанных в судебном порядке, за счет резерва, созданного по судебным разбирательствам |
0 401 60 000 |
0 302 00 000 0 303 00 000 |
Приведем пример формирования в учете учреждения резерва предстоящих расходов.
Пример
Учетной политикой бюджетного учреждения на 2015 год установлено, что резерв предстоящих расходов формируется путем ежемесячных начислений, производимых бухгалтером на последнее число каждого месяца. Определенная расчетным путем ежемесячная сумма отчислений в резерв предстоящих расходов составила:
- в части сумм отпускных – 100 000 руб.;
- в части страховых взносов, подлежащих начислению с отпускных, – 30 200 руб.
В феврале 2015 года (09.02) работник ушел в отпуск и ему были начислены отпускные в сумме 10 000 руб. и страховые взносы в сумме 3 020 руб.
Все начисления произведены за счет субсидии, выделенной на выполнение государственного задания. Цифры в примере условные. Страховые взносы на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для упрощения примера в расчет не взяты.
В бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Произведены начисления в резерв предстоящих расходов |
|
|
|
на оплату отпусков (100 000 руб. в январе и 100 000 руб. в феврале) |
4 109 60 211 |
4 401 60 211 |
200 000 |
на уплату страховых вносов с отпускных (30 200 руб. в январе и 30 200 руб. в феврале) |
4 109 60 213 |
4 401 60 213 |
60 400 |
Начислены отпускные работнику |
4 401 60 211 |
4 302 11 730 |
10 000 |
Начислены страховые взносы |
4 401 60 213 |
4 303 00 730 |
3 020 |
[1] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.
[2] Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.
[3] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.
[4] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.
[5] Методические рекомендации по переходу на новые положения Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Письмом Минфина РФ от 19.12.2014 № 02-07-07/66918.
Источник: Журнал "Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере"
Начать дискуссию