Недавно, как известно, Россия продлила санкции на импорт ряда сельхозпродуктов из ЕС и США. Считается, что это должно улучшить условия для развития отечественного сельского хозяйства. Государственная программа инвестиций в агропромышленный комплекс - единственная, которая не подверглась секвестру. До 2018 года планируется вложить в агропром до 500 млрд. рублей. По данным Минсельхоза, в 2014 году отрасль одной из немногих продемонстрировала рост – 103% от уровня 2013-го.
Правда, у самих аграриев взгляд на ситуацию не столь радужный. Например, зампредседателя профильного комитета ТПП, директор ЗАО «Совхоз имени Ленина» (того самого, который ежегодно зазывает москвичей на сбор клубники) Павел Грудинин считает, что государство до сих пор больше мешает, чем помогает сельхозпредприятиям. О чем он и сказал на недавней пресс-конференции.
Глаза нам застилает
«Если вы мне сейчас скажете, что на рынке Москвы нет греческой клубники и польских яблок, я с вами не соглашусь, - заявил Грудинин. - Они есть, только называются по-другому. Белоруссия стала крупнейшим поставщиком клубники - с января по май на нее пришлось 29% всего импорта.
И как бы кто не говорил, что у нас рост, мы, крестьяне, в это слабо верим. Прошлогодний скачок курса доллара и евро значительно ударил по нам. Мы не производим средства защиты растений, импортируем значительную часть минеральных удобрений, закупаем качественную сельхозтехнику. При общем подорожании посевной кампании мы пытались сохранить те же площади. Не у всех это получилось, потому что мы были отрезаны от кредитов».
Деньги есть, но денег нет
«Сегодня у нас новый министр сельского хозяйства, и теперь уже он говорит президенту, что деньги мы, мол, выделили, но они не дошли до крестьян. Деньги, необходимые к посевной, мы обычно получаем к уборочной. А во многих регионах нет и этого, потому что механизм предполагает софинансирование. А если у нищего региона денег на поддержку агропрома нет, то и федеральных средств он не получит.
С новой экспортной пошлиной на зерно залезли в карман зерновиков. Мы идем, кажется, по аргентинскому варианту, когда они у себя этими дополнительными налогами и пошлинами убили практически зерновое хозяйство.
Все, что делается властью, пока не вызывает у нас оптимизма. Административных барьеров все больше. Засилье энергобаронов, ситуация с кадастровой оценкой земли – все это не облегчает положение отрасли. Недавно правительство вообще предложило изменить принципы выдачи ветеринарных сертификатов. В итоге, если посчитать, отрасль должна будет отдать государству дополнительно 200 млрд. рублей.
Мы записали в поддержку аграриев субсидирование процентной ставки по кредитам. Хотя наши конкуренты в Европе получают кредиты под 2-4% на 20 лет, и никакой поддержкой это не считается. Да и вообще, эти субсидии - на самом деле поддержка банков, у которых хоть какие-то заемщики появляются. Порядок выделения субсидии такой - ты берешь кредит, к примеру, под 22%, потом обращаешься в Минсельхоз, и государство возвращает тебе 14,68% от суммы кредита. Но возвращает через 3, 6, а то и 9 месяцев. А все это время ты обслуживаешь кредит под 22% из своих оборотных средств. Хотя, казалось бы, почему государство не может напрямую переводить эти деньги в свой же, государственный банк?
Мы сегодня в Таможенном союзе, а значит, должны конкурировать с Казахстаном и Белоруссией. Но как это делать, если Казахстан практически обнулил тарифы на перевозку зерна по своей территории? А у нас железнодорожный тариф такой, что если ты произвел зерно в Оренбурге, то там же можешь его и выбросить, потому что пока довезешь до порта, его цена увеличится вдвое».
Меньше слов, больше дела
«Вообще-то, надо не только наращивать выпуск продукции. Надо одновременно увеличивать покупательную способность населения. Сейчас люди вынуждены покупать некачественные, удешевленные продукты, потому что у них элементарно нет денег на лучшие варианты. Были разговоры о продуктовых карточках, как в США, но так и остались пока только разговорами.
Отечественную продукцию торговые сети берут сегодня очень охотно. Не потому что такие патриоты, а потому что импорт сильно подорожал. Но если вы хотите своими яблоками заместить польские, то сначала надо развить садоводство, построить холодильные камеры, наладить логистику - и все это невозможно без субсидий. Поляки еще двадцать лет назад не были никакими экспортерами яблок, никто их в этом качестве не знал. Они сделали очень многое, но большую часть инвестиций польских фермеров субсидировало и продолжает субсидировать государство.
Надо принимать решение, будем ли мы поддерживать сельское хозяйство не на словах, а на деле. Если да, то аграрную политику надо менять».
Комментарии
18